Разработка урока Технология обработки пищевых продуктов


Открытый урок по технологии
«Технология обработки пищевых продуктов».
Вартанян Р.Г. учитель технологии
МОУ СОШ №13
с.Этока Предгорного района Ставропольского края.
Класс: 7Тема урока: Урок закрепления по разделам «Кулинария». «Турнир знатоков».Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.Методические особенности проведения урока: урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнования между учащимися; урок является заключительным в данном разделе программы.Цели: • Образовательная. Обобщить и систематизировать знания учащихся по “Технологии приготовления блюд и изделий из теста”, «Овощи в питании человека» углубить знания учащихся, ознакомить с новыми фактами по изучаемым темам.• Развивающая. Продолжать развивать мышление учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать); развивать умения учебного труда (запоминать, работать в нужном темпе); развивать самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.• Воспитательная. Воспитывать познавательный интерес к предмету, умение работать индивидуально и в группе, сообща решать поставленную задачу, дисциплинированность, культуру общения, уверенность в своих силах.ХОД УРОКАI. Организация начала урока.II. Подготовка учащихся к активной учебно-игровой деятельности (мотивация). Учитель: Сегодня мы проводим последнее занятие по разделу “Кулинария”. Я думаю, что предыдущие уроки доставили вам удовольствие, т.е. работа с тестом и выпечка, приготовление различных блюд всегда интересна. Вспомните свои дни рождения, семейные праздники, когда в доме все блестит, вкусно пахнет пирогами, и от этого запаха становится уютно и празднично. Можно, конечно, купить пирожки, печенье и в магазине. Но ведь научиться изготавливать вкусные вещи совсем не так уж сложно! И вы, я думаю, уже многое умеете и знаете. И сегодня мы попробуем убедиться в этом, повторить и обобщить известные вам сведения о тесте, блюдах и изделиях из него, овощах узнать новые интересные факты. А сделаем мы это в форме игры соревнования между вами. Форма работы разнообразная (индивидуальная, парами и групповая). Каждый из вас будет зарабатывать баллы, от количества которых будет зависеть ваша оценка. Так я оценю вашу индивидуальную работу, а работу в группах вы оцените сами (т.е.за групповую работу жетонов нет).III. Игра-соревнование.Правила игры: • игра проходит в виде соревнования между учащимися;• конкурсные задания оцениваются в баллах;• победитель определяется по наибольшему количеству баллов.Критерии оценивания: • правильность и полнота выполнения;• оригинальность решения;• выполнение задания за отведенное время.Задания при изучении темы “Овощи в питании человека” ( индивидуальная работа)Цель заданий – повторение и расширение исторических сведений о появлении овощей в жизни человека.Задание 1.Из предложенных отрывков составьте логически связанный рассказ, и вы узнаете историю появления картофеля в России. А. Что сначала его выращивали ради цветов: пышные кусты с голубыми или розовыми цветами по-своему украшали клумбы.Б. В семнадцатом веке картофель завезли в Испанию, откуда он распространился по всей Европе. Любопытно В. Знакомство людей с картофелем началось очень давно и произошло это в Южной Америке.Г. Сената 1765 года, понуждавший завоз из-за границы семенного картофеля, который рассылали по всей стране.Д. В Россию картофель попал в конце семнадцатого века, но начало его широкому распространению положил указ … Ответ: В, Б, А, Д, ГЗадание 2 По представленным данным определите, о каком овоще идет речь?Родина этого овоща – берега Средиземного моря. Корни подают из земли воду растению, листья ее тратят. Листьев множество и они тесно прижаты друг к другу. За сутки из них улетучивается полведра воды.На юге, где жарко и сухо, этому овощу не уродиться. Зато привольно ему на русской равнине, где летом и осенью частые дожди. Холода этот овощ не боится.Ответ: белокочанная капустаЗадание 3 Что это за растение?Не на лугу, не в саду, а в огороде на грядке выросли необычные, удивительные цветы. Полураспустившиеся бутоны этих цветов едят. Что это за растение?Ответ: цветная капустаЗадание 4 Ее ели сырой, вареной, печеной и пареной. В неурожайные годы, когда рожь вымерзала, она заменяла Великому Новгороду хлеб. Но получилось, что она, вскормившая наших предков, вдруг как бы исчезла из поля зрения. Исчезла так основательно, что не во всех учебниках и упоминается о ней. Виною тому картофель. Именно он вытеснил эту красавицу с полей и огородов. О каком овоще идет речь?Ответ: репаЗадание на использование метода “мозговой атаки” для нахождения решения (групповая раб.)Цель задания – подготавливать учащихся к самостоятельному нахождению решения.Огурец - уроженец Индии, страны вечного лета: И не сытен огурец, и витаминами беден, но, когда нарезанный дольками он лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного его запаха повышается аппетит.Римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда подавали к обеду свежие огурцы, а ведь полторы тысячи лет назад теплиц не было. Но и в ту пору нашлись в Риме изобретательные огуречных дел мастера. Они придумали укрепить ящики с огуречной рассадой на колеса. Как вы думаете для чего?Ответ: колеса поворачивали за солнцем, чтобы на рассаду весь день лился солнечный свет.Задания на поиск нужной информации (групповая форма работы)Цель заданий – способствовать развитию интереса по самостоятельному поиску информации Задание 1 До сих пор многие люди считают огурец овощем, хотя и вкусным, но с точки зрения питания, в общем бесполезным. Что в нем толку? Калорий почти никаких. Витаминов на копейку. Одна вода. Но огуречная вода признана медициной и в косметике как не последняя вещь. Пользуясь дополнительной литературой, найдите информацию об использовании полезных свойств огурца в медицине и косметике.Информация для учителя: огуречная вода освежает кожу, удаляет веснушки, делает более здоровым цвет лица…Правда, причины всех омолаживающих превращений еще не вполне ясны, но сам факт налицо.Позднее выяснилось, что огурец освежает не только кожу, но и очищает весь организм. Во-первых, в нем нашли фермент, близкий к инсулину. Он повышает усвояемость животных продуктов. Не зря же кусочек огурца так просится к мясу и рыбе. Во-вторых, огурец богат щелочными элементами. Они служат противовесом кислым продуктам распада в кишечнике. А ведь мы так любим и хлеб, и мясо, и яйца. Без огурца кислые продукты их распада трудно нейтрализовать. К тому же огурец отлично выводит из организма мочевую кислоту и воду. Таким образом, он регулирует работу почек и сердца.Задание 2Теперешние свеклы - это и оранжевая кормовая для скота, и красно-фиолетовая столовая, из которой варят борщи, и прозванная “сахарной” – белая корнеплодная свекла. А кто были их “родителями”?Информация для учителя: свекла – древний овощ. Она росла в саду вавилонского царя Мардук-аппал –Иддина две тысячи лет назад. Это была лиственная свекла – мангольд, которая годилась лишь на салаты, а вот на борщ, винегреты эта свекла не подходила.Лишь тысячу лет спустя вавилонские, арабские и персидские умельцы доказали, что “корешки” у свеклы могут быть сытней и вкусней, чем “вершки”. Восток за полторы тысячи лет опередил Запад: Европа все еще продолжала готовить свекольные салаты.Восточная, мелкая и малосладкая, корнеплодная свекла появилась в Европе только после крестовых походов. Ей отвели место сначала в садах, а затем на огородах, рядом с лиственной свеклой – мангольдом.От этих двух свекол-родоначальниц и произошли наши теперешние свеклыЗадание – угадать профессии, которые зашифрованы в загадочных словах: - РИЛАНУК (кулинар) - ТОНКИДЕР (кондитер) Как сказать правильно: - Как правильно употребить форму множественного числа от слова «торт»? - Как правильно говорить: килограммов или килограмм, граммов или грамм?Задание при изучении темы «технология приготовления блюд и изделий из теста». (инд. раб.)Цель: - систематизировать знания учащихся по теме «Тесто»Задание 1. “Пойми меня”.Вниманию учащихся предлагаются задания, содержащие описание признаков продуктов, имеющих отношение к тесту Нужно догадаться, о чем идет речь. 1. Это ценный продукт питания, он особенно необходим детям.2. Его могут использовать для приготовления всех видов блюд: как первых, так и вторы, не исключая третьего, и, конечно же, десерта.3. Это скоропортящийся продукт, превращающийся в другие не менее полезные продукты.4. Бывает парное, сухое, сгущенное, пастеризованное.МОЛОКО 1. Это продукт животного происхождения, имеющий высокую питательную ценность.2. Это можно жарить, запекать или варить «в мешочек», всмятку, вкрутую.3. Может и разбитьсяМожет и свариться.Если хочешь, в птицуМожет превратитьсяЯЙЦА1. Это разновидность микроорганизмов (семейство грибов-сахаромицетов)2. Они бывают прессованные, свежие и сухие.3. Они способствуют возникновению спиртового брожения, разлагаясь на углекислый газ и алкоголь.4. За счет них тесто «растет».ДРОЖЖИ 1. Порошкообразный продукт, полученный при измельчении зерен злаковых культур.2. Доброкачественность этого продукта можно определить органолептически, то есть при помощи наших органов чувств.3. В состав этого продукта входят белки, которые, набухая в воде, образуют клейковину.4. Это основной компонент любого теста.МУКАЗадание 2. “Угадай-ка”.Учащиеся слушают предложенный учителем текст. Они должны догадаться, о чем идет речь. Тесто пышной консистенции, светлого кремового оттенка. Хорошо выпеченное изделие из этого теста имеет тонкую гладкую (местами бугорчатую) верхнюю корочку золотисто-желтого цвета. Структура: мякина пышная, пористая, эластичная. Это тесто самое легкое и пышное.Из этого теста изготавливают торты, пирожные.(Бисквитное тесто)Это тесто однородное, без комков, пластичное. Выпеченный полуфабрикат мягкий, пористый, пышный, рассыпчатый, должен иметь поверхность светло-коричневого цвета с золотистым оттенком.Из этого теста выпекают печенье, торты, пирожные.(Песочное тесто)По консистенции это густое тесто, одно из самых жирных видов теста. Изделия из него получаются рыхлыми, слоистыми, рассыпчатыми, при выпечке хорошо поднимаются.Из этого теста готовят пирожные, торты, пирожки.(Слоеное тесто)Это однородное, пластичное тесто, без комков. Изделия из него получаются светло-коричневого цвета, они как бы воздушные, легкие. Мякиш отсутствует, вместо него имеется воздушное пространство. Готовят из этого теста в основном пирожные.(Заварное тесто)Задание 3. “Объяснялки”. (групповая работа)Каждая команда должна охарактеризовать блюдо из теста не называя его так, чтобы об этом догадались другие. Учитывается точность характеристик блюд, которые называет команда. Задание 4. Кроссворд. По горизонтали. 1. Искусство приготовления пищи. 2. Мебель для столовой. 3. Жир для теста. 4. Изделие из бездрожжевого теста. 6. Украшение для торта. 7. Изделия из ткани для оформления стола. 8. Вязкая масса для приготовления блинов. 9. Дополнительный компонент для теста. Белый как мел, сладкий как 10. Жидкость для теста. По вертикали. 1. Разрыхлитель для песочного теста. 2. Жидкость для теста. 3. Гаситель соды. 4. Основной продукт для теста. 5. Оформление стола для приёма пищи. 6. Изделие из теста. 7. Один из компонентов пиццы. 8. Мягкий платочек для вытирания рук и губ после еды. 9. Название торта и животного. Задания на развитие логического мышления (работа парами)Цель заданий – развивать логическое мышление учащихсяЗадание 1 Надя, Света, Ира и Вера, – талантливые девочки. Каждая из них занимается одним из видов рукоделия: шьет мягкие игрушки, вяжет крючком, вышивает крестиком, плетет из бисера. Еще они любят готовить. У каждой из них свое любимое блюдо – пицца, блинчики, салаты и картофель. Надя вяжет крючком. Девочка, которая готовит салаты, плетет из бисера. Света вышивает крестиком, а Ира не занимается изготовлением мягких игрушек. Надя не умеет готовить пиццу, а Света не любит готовить картофель. Вера никогда не готовила блинчики, а девочка, которая вышивает крестиком, никогда не готовила пиццу. Скажите, кто каким видом рукоделия занимается и что любит готовить?Ответ: Надя вяжет крючком и любит готовить картофель. Света вышивает крестиком и хорошо готовит блинчики. Ира занимается бисероплетением и очень любит салаты. У Веры любимое блюдо – пицца и она шьет красивые мягкие игрушки.Задание 2 На столе поставлены в ряд бутылка, кружка, чашка, стакан, кувшин, причём точно в таком порядке, в каком они перечислены. В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток, в каком сосуде, кроме минеральной воды – она находится в бутылке. Если стакан поставить между сосудами с чаем и молоком (в данный момент он не стоит между ними), то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине. Определите, в какую посуду что налито? Ответ: в стакане находится кофе, в кружке – чай, в чашке – молоко, в кувшине – квас.Задание 3 Четыре подруги – Женя, Катя, Даша и Валя – шили мягкие игрушки. Кто-то делал зайца из белого меха , кто-то розового слона, кто-то зайца из серого меха, а кто-то котенка из белого меха. Катя и Даша работали с мехом одного цвета, Женя и Катя делали одинаковые игрушки. Кто, какие игрушки делал? Ответ: Катя делала белого зайца, Женя – серого зайца, Даша – белого котенка из меха, Валя – розового слонаЗадание 4 Маша, Саша, Даша, Валя и Катя вышивали цветы. Они вышили синий колокольчик, красный тюльпан, жёлтый тюльпан, красную гвоздику и жёлтый нарцисс. Маша и Саша вышивали одинаковые цветы, а Саша и Катя вышивали свои цветы ниткой одного цвета. Жёлтыми были цветы Маши и Вали. Что вышила каждая из девочек?Ответ: Саша вышила красный тюльпан, Маша - жёлтый тюльпан, Катя – красную гвоздику, Валя - жёлтый нарцисс, Даша вышила синий колокольчик.ЗАДАНИЕ: 1. Назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются продукты питания, о труде.2. По ключевым словам правильно произнести текст пословицы, поговорки. • Аппетит и еда. (Аппетит приходит во время еды.) • Недосол – пересол. (Недосол на столе, пересол на спине.) • Блин – ком. (Первый блин комом.) • Чай – дрова. (Чай пить - не дрова рубить.) • Труд – лень. (Труд кормит, а лень портит.) • Дело – потеха. (Делу время, а потехе час.)ЗАДАНИЕ: Отгадайте загадки. o Бела беляна по полю гуляла, домой пришла, в сусек легла. (Мука) o Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины) o Что всегда поверх воды? (Масло) o Что на стол нельзя поставить? (Яйцо) o Я бел как снег, в чести у всех, и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар) o Чего в рту не удержишь. (Кипяток) o Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко) o Черненько, горяченько, а все любят. (Чай) o В воде родится, а воды боится. (Соль) o Меня одну не едят, а без меня мало едят. (Соль) Задание (работа по парам)Цель задания – выявить знания учащихся о кухонном оборудовании и кулинарных изделиях.Составить из букв, входящих в слово ЭЛЕКТРОВАФЕЛЬНИЦА* как можно больше количества других слов, имеющих непосредственное отношение к пище, кухонному оборудованию, инструментам и приспособлениям для приготовления различных блюд и кулинарных изделий. * заменяет недостающую букву в слове.IV. Подведение итогов урока, награждение победителей.Выставляются две оценки.Первая- за индивидуальную работу, оценивается в зависимости от количества жетонов.Вторая – за групповую работу , оценивает команда.