Технология обработки пищевых продуктов — «Овощи. Приготовление холодных овощных блюд».
Заявка на участие в конкурсе
«Урок года»
Фамилия, имя, отчество участника: Братченко Наталия Васильевна.
Должность (преподаваемый предмет): учитель технологии.
Наименование образовательного учреждения: МОУ Верх-Каргатская СОШ.
Наименование разработки урока (занятия): технология обработки пищевых продуктов - «Овощи. Приготовление холодных овощных блюд».
Класс (возраст) для которого представлена разработка: 5 класс.
УМК учителя (педагога дополнительного образования): Учебник « Технология» 5 класс, В.Д. Симоненко., М., « Вентана- Граф» 2009г
Название номинации: «Лучший урок с использованием ЦОР»
Подпись участника:________________________
Руководитель ОУ Директор школы Левченко А.К./_____________/
МП
Дата «25» декабря 2015г.
Предмет: технология (девочки), урок изучения нового материала.
Тема: изучение нового раздела программы «Технология обработки пищевых продуктов» - «Овощи. Приготовление холодных овощных блюд»
Класс 5-2 часа.
Технологии: личностно-ориентированная технология т.к. на уроке в центре внимания ребенок, личность ученика выступает как приоритетный субъект, на уроке создаются условия бесконфликтных и безопасных ситуаций, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества, ИКТ –технология.
Аннотация: урок разработан в соответствии с учебной программой по технологии для учащихся 5 класса. В содержание урока включен дополнительный теоретический материал, расширяющий кругозор учащихся, много интересных вопросов, активизирующих познавательную активность. Презентация на уроке открывает большие возможности для закрепления, и просто для создания новой атмосферы на уроке. В результате применения ИКТ на уроках происходит взаимообмен с учащимися, возникает психологическое сотрудничество, на протяжении всего урока удается сохранить работоспособность учащихся, развить у детей наглядно-образное мышление. Насыщенный занимательными заданиями и новой интересной информацией урок проходит живо и нескучно, побуждает детей к активному обучению. В течение урока просматривается гуманно-личностный подход к ребенку.
Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. Урок будет интересен учащимся с любым типом мышления.
Практическая реализация: урок проводился согласно плана работы школьного М/О . Руководитель школьного М/О Никитина Л.Р.: «Урок познавательный и интересный». В конце урока проводилась рефлексия, результаты которой были предсказуемыми. Работать в жюри было интересно». Заместитель директора по учебной работе Ложкина Н.В.: «Урок построен методически верно. Наталья Васильевна на уроке грамотно использовала методы и приемы, которые помогли её решить поставленные задачи. Учитель владеет педагогическими технологиями и умеет применять их на практике»
«Овощи. Приготовление холодных овощных блюд»
Цели и задачи: дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения по технологии приготовления овощных блюд; воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, актуальность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд; познакомить с предприятиями общественного питания, профессией повара, механизацией производства.
Межпредметные связи: история, биология, математика, русский язык.
Методы работы: рассказ, беседа, игра, практическая работа.
Практическая работа: приготовление салата «Винегрет».
Оборудование: кухонная и столовая посуда: ложки-12шт., ножи-8 шт., доски ОВ-8 шт., доски «Хлеб»-2 шт., тарелки-12 шт., салатница-6 шт, разделочные доски, учебник, рабочая тетрадь, набор овощей, плакаты по кулинарии, мультимедийный проектор, компьютер, инструкционные карты.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся
Повторение пройденного материала. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вопросы:
Каково значение блюд из яиц в питании? Какие блюда готовят из яиц?В чем заключается первичная обработка яиц?Как определить доброкачественность яиц?
III. Изучение нового материала.
Здравствуйте, девочки! Сегодня мы начинаем новый раздел программы «Технология обработки пищевых продуктов». На уроке мы обобщим те знания, которые вы уже получили в школе, дома и узнаем много нового.
Этот урок будет интересен и полезен тем, что вы сами приготовите салаты, сервируете столы и оцените вкус приготовленного блюда.
1. Лекция с элементами беседы.
– Рациональное питание человека невозможно без овощей и плодов. Люди научились ценить овощи и плоды в глубокой древности. С развитием научных основ кулинарии стало известно их огромное значение для организма человека, поскольку только они являются носителями большого количества витаминов, минеральных солей, фитонцидов, растительного белка, клетчатки.
Овощи широко используются в кулинарии.
По плакатам «Овощи» я демонстрирую различные овощи, учащиеся называют их, выясняю, какие овощи знают, какие нет.
После этого сообщения я предлагаю девочкам рассмотреть таблицы в учебнике на с. 170 и 171, где показана классификация овощей по группам и содержание в них витаминов.
Затем я знакомлю с овощами, наиболее часто употребляемыми для приготовления пищи.
Группа овощей
Название овощей, относящихся к данной группе
Корнеплоды
Брюква, свекла, морковь, репа. редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой
Клубнеплоды
Картофель, батат, земляной миндаль
Капуста
Капуста бело- и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская
Тыквенные
Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны
Бобовые
Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех
Пасленовые
Томаты, баклажаны, перец сладкий
Листовые
Салат, латук, кресс-салат
Луковичные
Лук репчатый, чеснок, лук-порей, лук-батун
Пряности
Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон
Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Почти все овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи.
Овощи нужно есть ежедневно. Институт АМН разработал примерные годовые нормы овощей для человека:
картофель – 120 кг (250-300г в день);
другие овощи – 110 кг (400 г в день);
плодов (тыква, кабачки) – 106 кг.
Овощи малокалорийны, в них нет жира, поэтому полезны всем. Все мы любим овощи, и не задумываемся, откуда они пришли к нам, с каких времен появились.
3 ученицы делают сообщения о родине и целебных свойствах картофеля, капусты, свёклы.
1. Капуста.
Расселась барышня на грядке,Одета в шумные шелка.Мы для нее готовим кадкиИ крупной соли полмешка.
Капусту начали возделывать с 3-го тысячелетия до н. э. Ее, как и лук, наши дальние-дальние предки считали лечебным средством. Капустой рекомендовали лечить свежие раны, нарывы.
Родина капусты – берега Средиземного моря.
Капуста отличается высокими пищевыми качествами, очень богата витаминами, минеральными солями. Витамина С в ней не меньше, чем в лимонах, а в цветной – даже в два раза больше. Есть в капусте каротин, витамины В1 и В2. Существует более 100 видов капусты: кочанная (белокочанная и краснокочанная), цветная, брюссельская, кольраби, листовая и др. На Руси с давних пор любят белокочанную капусту. В пищу капуста идет в сыром, жареном, тушеном виде. Ее заготавливают впрок: квасят, консервируют, маринуют.
Мы привыкли считать, что квашеная капуста - это наше национальное блюдо. Оказывается, в Китае и Корее придумали квасить капусту гораздо раньше, чем на Руси. Историки утверждают, что упоминание о ней есть в летописях о построении Великой Китайской стены. Только вот заквашивали они капусту белым вином.
А сегодня диетологи всего мира просто поют оды о полезных свойствах квашеной капусты. Ведь в ней много витамина С (на 100 г. квашеной капусты содержится до 20 мг), который укрепляет иммунитет и тормозит старение клеток. В ней есть такие витамины: А, В1, В2, В6, К, U которые предупреждают возникновение язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. В ней много и йода.
Капуста сквашивается благодаря кисло-молочным бактериям. Эти бактерии, попадая в кишечник, улучшают его деятельность, нормализуют микрофлору, подавляют вредную флору (тем самым устраняется дисбактериоз).
Квашеную капусту используют как лечебный продукт при хроническом гастрите и для его профилактики - порцию капусты нужно съедать 3 раза в день за 30 минут до еды в течение 2-3 недель.Такой же совет подходит и для больных сахарным диабетом (квашеная капуста понижает уровень сахара в крови).
2.
Лежат в землянке вкривь и вкось – Ноги вместе, а головы врозь?
Картофель – многолетнее травянистое растение. В его клубнях содержится крахмал, белки, сахара и др. вещества. Родиной картофеля является Центральная и Южная Америка, где его употребляют в пищу уже около 14 тыс. лет. В Европу картофель был завезен в середине 16 в., но европейцы не сразу поняли, как его употреблять. Пытались есть клубни картофеля в сыром виде. В России первое время картофель считался диковинкой. Его подавали как редкое лакомое блюдо и посыпали не солью, а сахаром. Лишь во второй половине 18 в. его начали сажать на крестьянских огородах. А полевой культурой он стал только в середине 19 века. В настоящее время картофель возделывается повсеместно. Существует более 100 его сортов.
Способы приготовления картофеля самые разнообразные. Его варят, жарят, тушат, запекают. Используется картофель и для приготовления полуфабрикатов.
Как говорят в народе, «картофель - второй хлеб». Этот продукт мы употребляем почти каждый день. Клубни картофеля содержат крахмал, сахар, белки, витамины С, В1, В2, РР, а также минеральные соли железа, калия, кальция, йода, серы и др. Правильная технология выращивания картофеля залог того что эти полезные вещества окажутся на вашем столе.
Картофель не только любимый и вкусный продукт, он необходим людям при гастритах, язвенной болезни, малокровии.
3.
Свекла - удивительное растение. Сегодня уже трудно даже представить себе, как мог бы современный человек обойтись без тех даров, которые она дает ему и для питания, и для оздоровления, и для лечения. Свекла помогает при всех недугах, так как по содержанию питательных веществ она не знает себе равных.
Свёкла обыкновенная ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Bйta vulgбris; не свекла
·) однолетнее, двулетнее или многолетнее травянистое растение семейства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (ранее род относился к семейству [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В юго-западных областях России, в Беларуси и на Украине растение называют бура
·к или буря
·к.
История
Дикую свёклу использовали в пищу с незапамятных времён. В 12-м тыс. до н. э. была введена в культуру листовая свёкла(предположительно на островах Средиземного моря), как лекарственное и овощное растение. Первые корнеплодные формы появились (по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и были хорошо известны к IV веку до нашей эры. К началу н. э. появились культурные формы обыкновенной корнеплодной свёклы; в XXI вв. они были известны в Киевской Руси, в XIIIXIV вв. в странах Западной Европы. В XVIXVII вв. произошла дифференциация её на столовые и кормовые формы; в XVIII в. из гибридных форм кормовой свёклы обособилась сахарная свёкла. С конца XIX и в XX вв. культура распространилась на все континенты. Народные предания гласят, что широкое употребление свёклы в пищу народами [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и восточной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предотвращало развитие средневековых эпидемий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на востоке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] континента.
Я рассказываю о том, что овощи содержат большое количество воды, поэтому большинство из них в свежем виде плохо сохраняется. Лучше всего сохраняются корнеплоды и клубнеплоды, а также репчатый лук. Листовые овощи сохраняются плохо: в сухом помещении они высыхают, сморщиваются, а во влажном – загнивают. Поэтому любые овощи нужно хранить в темном, прохладном и не слишком сухом месте для сохранения в овощах витаминов и минеральных веществ.
Существуют правила сохранения и кулинарной обработки овощей.
Предлагаю девочкам открыть учебник на странице 172 и познакомиться с правилами сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей.
Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей:
Овощи хранят без света и при температуре + 1...30 С, квашеную капусту – под слоем рассола.
Картофель, морковь, репу хранят в ямах, дно которых засыпают песком. Сверху кладут пласт земли.
Мыть овощи можно не более 10–15 минут, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40 % общего количества витаминов.
Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.
Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят в кожице.
Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов.
Следует строго соблюдать время варки продуктов.
Нарезанные лук, морковь, белые коренья, предназначенные для первых блюд, прогревают с жиром. При этом сохраняются витамин С и каротин.
При варке овощей доступ воздуха к ним необходимо максимально ограничить. Овощи должны быть полностью покрыты жидкостью, кастрюля плотно закрыта. Так как съедобная часть овощей в основном состоит из воды (75–96 %), а также углеводов (4–20 %) и белков (0,9–3 %), то внешний вид овощей зависит от содержания в них влаги.
При неправильном и более длительном хранении овощей влага испаряется и овощи теряют свой вид и пищевую ценность. Они увядают, становятся мягкими, сморщенными и темными. Поэтому для более длительного хранения овощи консервируют, замораживают или хранят в темном прохладном месте.
При использовании овощей в кулинарии из них готовят самые разнообразные холодные и горячие блюда: закуски (салаты, винегреты), первые блюда (овощной суп, щи, борщ, свекольник и др.), вторые блюда (картофель жареный или отварной, рагу, котлеты). Овощи также используют для приготовления гарниров к рыбным, мясным блюдам и соков. "
Овощи, фрукты и ягоды содержат незначительное количество белков, являясь преимущественно носителями витаминов, минеральных веществ и растительных волокон.
Поэтому они широко используются для приготовления холодных закусок – салатов.
2. Викторина.
Класс делю на 2 бригады: «Огурцы» и «Патиссоны».
Вопросы:
У каких овощей едят корни, клубни? (морковь, свекла, картофель, лук, редис)
У каких овощей едят листья? (капуста, салат, укроп, петрушка, щавель, сельдерей)
У каких овощей едят цветы? (цветная капуста)
У каких овощей едят плоды? (томат, огурец)
У каких овощей едят семена? (горох, фасоль, кукуруза)
С каких овощей срезают кожицу? (картофель, репа)
С каких овощей соскабливают кожицу? (молодой, картофель, морковь, петрушка)
Какие овощи едят мытыми? (все)
Победители получают жетоны.
3. Беседа (презентация)
В процессе беседы выясняю как слушали учащиеся, какие блюда можно приготовить из овощей:
Ответы учащихся:
Супы, салаты, вторые блюда
Приступаем к изучению первичной обработки:
1. сортировка, 2. мытьё, 3. очистка, 4. промывание, 5 нарезка.
Знакомлю со способами нарезки и показываю на плакате и слайд программе «Способы нарезки овощей»
Брусочки, кубики, соломка, ломтики, кружочки, дольки, кольца и т. д.
Здесь я рассказываю о механизмах и приспособлениях по очистке, нарезке овощей разной формы, о предприятиях общественного питания, профессии «повар».
На уроке у нас присутствовала наш школьный повар – Кожемякина Н.Л., которая рассказала о профессии повара, где можно получить эту профессию. (Приложение 3)
Затем мы провели беседу по использованию пищевых отходов. Дети правильно ответили, что пищевые отходы нужно использовать на корм скоту.
Прежде, чем приступить к практической работе, познакомила учащихся с правилами личной гигиены, правилами безопасности труда.
4. Практическая работа. Соблюдение ТБ.
Дежурный, пользуясь памяткой и карточкой, приготовил инвентарь и посуду. (Приложение 2)
Я сообщила, что готовить будем салат «Винегрет» иностранного происхождения. Царь Петр I привез его из Голландии, хотя сейчас этот салат считается русским салатом.
Показывая практически нарезку овощей, мы с учениками приготовили салат, пользуясь технологической картой приготовления салата. (Приложение 1)
Практическая работа. Приготовление салатов из овощей.
Наименование продуктов
Количество продуктов
Последовательность приготовления
Посуда и инвентарь
Свекла
46 г
Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.
Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ.
Картофель
50 г
Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.
Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ.
Морковь
20 г
Сварить, остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками.
Кастрюля, нож, доска разделочная ОВ.
Огурцы соленые
30 г
Нарезать мелкими кубиками.
Нож, доска разделочная ОС.
Капуста квашеная
40 г
Перебрать, крупные куски нашинковать.
Нож, доска разделочная ОС.
Лук репчатый
40 г
Очистить и мелко нарезать.
Нож, доска разделочная ОС.
Зелень
10г
Мелко нарезать.
Нож, доска разделочная ОС.
Масло растительное
30 г
Все продукты смешать и заправить маслом.
Ложка столовая, миска.
Сервировщики накрывают стол скатертью и расставляют приборы: тарелки, вилки, салфетки. Готовые, красиво оформленные салаты ставим на стол. На уроки по кулинарии мы всегда приглашаем мальчиков вместе с учителем (Ткачёвым С.В.) Все вместе садимся за стол, оцениваем внешний вид блюда и делим салат на порции. (Приложение 3)
При употреблении пищи я слежу за соблюдением правил поведения за столом и правилами пользования столовыми приборами.
Мойщики моют посуду, убирают в шкаф. Дежурный сдает мне инвентарь и посуду.
IV. Закрепление темы.
Какова питательная ценность овощей?
В каком виде их используют в кулинарии?
В чем заключается первичная обработка овощей?
Какие вы знаете виды тепловой обработки овощей?
Почему салаты подают перед началом принятия пищи?
Какие формы нарезки вы узнали?
V. Итог урока.
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Выучить в учебнике параграф 40-42.
Составить кроссворд с ключевым словом «Винегрет».
Приложение 1
Технология приготовления салата «Винегрет овощной».
Сваренные картофель, морковь, свеклу очистить от кожицы и нарезать кубиками (толщина 1,5-2мм). Промытые и очищенные огурцы нарезать тонкими ломтиками, квашеную капусту отжать, лук нашинковать.
Соединить овощи, посолить, заправить растительным маслом (свеклу отдельно).
Винегрет уложить горкой в салатник, посыпать зеленью, украсить овощами.
Приложение 2
Карточка дежурного.
Инвентарь и посуда (2 бригады):
ложки-12шт., ножи-8 шт., доски ОВ-8 шт., доски «Хлеб»-2 шт., тарелки-12 шт., салатница-6 шт.
Памятка дежурного.
До занятия:
Подготовить рабочие места.
Проверить санитарное состояние учащихся.
Получить у учителя инструктивные карты и карточку-перечень для сортировки стола.
После занятия:
Убрать и проверить помещение.
Сдать учителю посуду, инвентарь, документацию.
Приложение 3
Изображение 820