План урока по дисциплине Информатика
ОГБПОУ «КТТ»
План-конспект урока
по дисциплине
«Информатика»
по теме «Вставка в текстовый документ, редактирование и форматирование таблицы, диаграммы, рисунка»
для группы 1-го курса очного отделения
специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта
Разработчик: преподаватель дисциплины
«Информатика»
Цыганова Татьяна Васильевна
Спас-Клепики, 2015
Тема урока:
Лабораторная работа № 9. Вставка в текстовый документ, редактирование и форматирование таблицы, диаграммы, рисунка.
Цели урока:
Образовательные:
сформировать у студентов представление о технологиях обработки текстовой информации, дополнении тестовых файлов таблицами, диаграммами, рисунками;
способствовать формированию у студентов навыков работы с табличными формами, диаграммами, рисунками - в текстовом процессоре Microsoft Word, используемыми в области обслуживания и ремонта автомобильного транспорта;
научить студентов использовать полученные знания при решении различных профессионально - ориентированных ситуационных задач.
Развивающие:
развитие у студентов познавательного интереса, творческой активности;
развитие у студентов внимания, речи и логического мышления;
развитие коммуникативных качеств личности студентов;
развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
мотивировать у студентов необходимость получения знаний в области информатики и ИКТ, создания текстовых документов, дополненных таблицами, рисунками, диаграммами;
воспитание у студентов внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
воспитание целеустремленной, творческой личности, не боящейся высказывать свое мнение;
воспитание ценностного отношения к выбранной профессии;
привитие студентам навыков работы в команде и воспитание у них чувства ответственности за работу членов команды, за результаты выполненных заданий.
Тип урока: лабораторная работа
Образовательные технологии, реализуемые на уроке:
- проблемное обучение - на этапе мотивации учебной деятельности, изучения нового материала;
- здоровьесберегающие технологии - путем создания комфортного психологического микроклимата на уроке, сочетания оптимальных форм и методов обучения, соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности при работе в компьютерном классе, при выполнении практических заданий лабораторной работы;
- информационно-коммуникационные технологии – на всех этапах учебного занятия;
- личностно-ориентированное обучение – на всех этапах учебного занятия.
Формы учебной работы студентов на уроке:
- фронтальная – на этапах мотивации учебной деятельности, повторении пройденного материала, закреплении изученного материала;
- групповая (работа в малых группах, в парах) – на этапах изучения нового материала, закрепления изученного материала;
- индивидуальная - на этапе закрепления изученного материала.
Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный метод, наглядные методы, практические методы (метод упражнений), проблемно-ситуационный метод, активный метод обучения (обучение в сотрудничестве).
Общее время: 90 минут
Методическое обеспечение: методические указания по выполнению лабораторной работы, раздаточный материал для выполнения лабораторной работы, карточки – задания, (по количеству обучающихся), компьютерная презентация.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение - Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Общее время: 90 минут.
План урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение ранее изученного материала.
3.Инструктаж перед выполнением лабораторной работы.
4.Выполнение лабораторной работы.
5.Закрепление изученного материала.
6.Подведение итогов.
7.Задание на дом.
Ход урока:
Этапы урока Действия преподавателя Действия студента
1. Орг. момент Приветствие студентов, проверка готовности рабочего места студентов к учебному занятию. Ознакомление с темой лабораторной работы. Студенты приветствуют преподавателя, староста отмечает отсутствующих в рапортичке.
2.Повторение ранее изученного материала С целью систематизации и обобщения ранее изученного материала проведем разминку (фронтальный опрос):
Критерии оценки: студент, правильно ответивший на вопрос, получает 1балл.
Что такое:
-программное обеспечение;
-операционная система;
-элементы окна операционной системы: рабочий стол, папка, ярлык, файл, корзина.
-текстовый процессор;
-элементы окна текстового процессора.
1
Задание: расставьте номера элементов окна текстового процессора на интерактивной доске (приложение 1, например строка заголовка).
Подсчет баллов и занесение их в оценочную ведомость
А теперь, для повторения изученного материала проведём тестирование (приложение 2).
Время выполнения задания – 10 минут.
Критерии оценки:
7-6 правильных ответов - 3 балла;
5-4 правильных ответа - 2 балла;
Менее 3 ответов - 1 балл.
Подсчет баллов и занесение их в оценочную ведомость Студенты
отвечают на поставленные вопросы
Студенты слушают
Студенты решают тест, по истечении срока выполнения теста на экране помещается слайд с ответами.
Студенты самостоятельно проверяют правильность выполнения теста
3.Инструктаж перед выполнением лабораторной работы. Инструктаж перед выполнением лабораторной работы – определение целей, объема работы и порядок её выполнения. Студенты внимательно слушают
4.Выполнение лабораторной работы Выполнение лабораторной работы следует осуществлять в соответствии с методическими указаниями.
Для выполнения лабораторной работы группа разбивается на пары, каждая пара получает индивидуальное задание (приложение 3,4).
Осуществление индивидуальных консультаций, разбор типовых вопросов. Студенты выполняют задание лабораторной работы
Студенты обращаются к преподавателю за помощью, при возникновении затруднений при выполнении заданий лабораторной работы
5.Закрепление изученного материала.
С целью определения степени освоенности изученного материала предлагается выполнить следующие задания (приложение 5).
Время выполнения задания – 15 минут.
Критерии оценки:
10-8 правильных ответов - 3 балла;
7-6 правильных ответа - 2 балла;
Менее 5 ответов - 1 балл.
Подсчет баллов и занесение их в оценочную ведомость Студенты слушают
Студенты выполняют, по задания, по истечению срока выполнения заданий на экране помещается слайд с ответами. Студенты самостоятельно проверяют правильность выполнения
6. Подведение итогов
Демонстрация выполненных работ на интерактивной доске, подведение итогов.
Студенты внимательно смотрят на доску
7.Задание на дом: конспект.
Дома повторит изученный материал по конспекту Студенты внимательно слушают домашнее задание
Приложение 1
1
1.Строка заголовка
2
2.Строка меню
3
3.Панель инструментов
4
4.Линейка
5
5.Полоса прокрутки
6
6.Строка состояния
7
7.Рабочее поле
8
8.Кнопки управления размерами окна
Приложение 2
Тест Вариант- 1
Папка, в которую попадают удаленные объекты, называется:
А) КорзинаБ) Мои документы
В) Оперативная Г) Портфель
Вся поверхность экрана во время работы Windows
А) Окно Б) Интерфейс
В) Операционная система Г) Рабочий стол
Как перейти с русского на латинский шрифт и обратно?
А) с помощью клавиш <Ctrl>+<Shift> В) А) и Б)
Б) при помощи индикатора клавиатуры Г) по – другому
С помощью какой клавиши осуществляется смена регистра клавиатуры?
А) с помощью клавиши <Caps Lock> В) с помощью клавиши <Shift>
Б) с помощью клавиши <Tab> Г) с помощью клавиши <Insert>
Объединение файлов по какому либо признаку
А) ПапкаБ) Пиктограмма
В) Файл Г) Ярлык
Перевод числа 24 из десятичной системы счисления в двоичную
А) 11001 Б) 10100
В) 11000 Г) 11011
Перевод числа 34 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную
А) 21 Б) 22
В) 25 Г) 23
Тест Вариант - 2
Метка объекта, обладающая свойством открывать файл или запускать программу, для компьютера это командный файл, в котором указан путь к объекту
А) Корзина Б) Ярлык
В) Папка Г) Пиктограмма
Комплекс системных программ, обеспечивающий совместное функционирование всех устройств компьютера и поддерживающий работу всех его программ
А) Система программированияБ) Операционная система
В) Программное обеспечение Г) Языки программирования
Как осуществляется фиксация заглавных букв?
А) с помощью клавиши <Caps Lock> В) с помощью клавиш <Alt>+<Shift>
Б) при помощи индикатора клавиатуры Г) по – другому
Удаление символа расположенного справа от курсора
А) с помощью клавиши <Delete> В) с помощью клавиши <Backspace>
Б) с помощью клавиши <Tab> Г) с помощью клавиши <Insert>
Что находится в заголовке окна?
А) Имя программы и ее значок Б) Имя файла и значок программы
В) Значок программы, ее имя и имя документа Г) Имя файла и имя программы
Перевод числа 28 из десятичной системы счисления в двоичную
А) 11100 Б) 11010
В) 11101 Г) 11001
Перевод числа 31 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную
А) 2 F Б) 1 D В) 1 C Г) 1 F
Тест Вариант - 3
Основная, структурная единица хранения информации, с которой оперирует система Windows
А) КорзинаБ) Пиктограмма
В) Файл Г) Ярлык
Совокупность программ, позволяющая организовать решение задач на компьютере
А) Система программирования В) Операционная система
Б) Программное обеспечение Г) Языки программирования
С помощью какой клавиши клавиатуры выполняется красная строка?
А) с помощью клавиши <Caps Lock> В) с помощью клавиши <Shift>
Б) с помощью клавиши <Tab> Г) с помощью клавиши <Insert>
Фиксация цифрового блока клавиатуры
А) с помощью клавиши <Caps Lock> В) с помощью клавиши <Shift>
Б) с помощью клавиши <Tab> Г) с помощью клавиши <Num Lk>
Маленькие картинки, которые сопровождают такие объекты как файлы, приложения, папки и т.д.
А) Ссылки Б) Пиктограммы
В) Ярлыки Г) Диски
Перевод числа 21 из десятичной системы счисления в двоичную
А) 10111 Б) 10011
В) 11011 Г) 10101
Перевод числа 38 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную
А) 26 Б) 28
В) 24 Г) 21
Бланк ответов
ФИО__________________________________________________
Группа_____________
Специальность_________________________________________
1______________
2______________
3______________
4______________
5______________
6______________
7______________
Количество правильных ответов________________________
Количество баллов________________________
Приложение 3
Лабораторная работа № 9
Тема: Вставка в текстовый документ, редактирование и форматирование таблицы, диаграммы, рисунка
Цель работы: Научиться выполнять вставку в текстовый документ, редактирование и форматирование таблицы, диаграммы, рисунка
Инструменты, приспособления: компьютер, программное обеспечение
Ход работы:
Создать текстовый файл;
Вставить таблицу в текстовый файл;
Построить диаграмму по данным таблицы;
Выполнить вставку рисунка максимального и минимального показателей таблицы и диаграммы
Сдать зачёт по работе.
Вопросы для самопроверки:
Что такое программное обеспечение?
Назовите виды компьютерных вирусов.
Какая компьютерная программа используется для создания текстовых файлов?
Методические указания:
1.Запустить текстовый процессор MS Word одним из изученных способов.
2.Набрать текст «Рейтинг надежности автомобилей»:
«Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими частыми поломками, требующими достаточно серьезных финансовых затрат».
Требования соблюдаемые при наборе текста:
- Поля: левое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм;
- Шрифт – Times New Roman;
- Размер шрифта –14;
- Выравнивание текста – по ширине:
- Абзац должен начинаться с красной строки – 1,25 см (от положения курсора);
- Отступы текста: слева – 0 пт, справа – 0 пт;
- Интервалы: перед текстом – 0 пт, после – 0 пт, междустрочный – 1,5 строки.
3.Вставить таблицу, для этого в строке меню выбрать команду «Вставка», в панели инструментов выбрать «Таблица», затем задать параметры таблицы (определив количество строк и столбцов). Заполнить таблицу текстом. Содержание таблицы определяется вариантом задания.
4.По данным таблицы построить диаграмму, для этого в строке меню выбрать команду «Вставка», в панели инструментов выбрать «Диаграмма», затем задать параметры диаграммы в соответствии с таблицей.
5.Вставить рисунок максимального и минимального значения диаграммы, для этого необходимо в коллекции рисунков скопировать необходимый объект, поставить курсор в то место где будет располагаться рисунок и выбрать команду вставить.
Литература:
1. Михеева Е.В.
Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. Пособие для студ. сред. проф. образования – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-384 с.
Приложение 4
Исходные данные для выполнения лабораторной работы
Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими частыми поломками, требующими достаточно серьезных финансовых затрат.
В таблице приведён рейтинг надежности автомобилей, характеризуемый процентной величиной поломок в зависимости от пробега автомобиля, на основе статистических данных
Таблица 1
Рейтинг надежности автомобилей
16
11
8
4
Знаки марок автомобилей
Ford
Honda
Seat
VW Golf
lefttop
Mazda
Toyota
Porsche
Mitsubishi
Варианты заданий
Вариант Порядковый номер в таблице
1 1-6
2 7-12
3 13-16, 2-3
4 4-9
5 1-3, 8-10
6 11-16
7 2-4, 7-9
8 5-10
9 8-13
10 3-8
Приложение 5
Задания для закрепления изученного материала
1.Текстовый процессор – это_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Перечислите элементы окна текстового процессора:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
3.Клавиша, используемая для фиксации заглавных букв - ___________________.
4.Клавиша, используемая для фиксации цифрового блока клавиатуры - _________________.
5.Комбинация клавиш позволяющая сменить русский язык на английский - __________________________.
6.Клавиша удаляющая символ расположенный справа от курсора - ________________.
7.Клавиша удаляющая символы расположенные слева от курсора - _________________.
8.Клавиша, осуществляющая ввод прописных букв при одновременном нажатии этой клавиши и буквенной клавиши -______________________.
9.Алгоритм создания таблицы в текстовом файле:
1.
2.
3.
4.
5.
10.Алгоритм построения диаграммы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.