«Интегрированный подход в преподавании уроков музыки как одно из условий успешного формирования универсальных учебных действий школьников» (методические рекомендации из опыта работы учителя музыки)
Тема статьи
" Интегрированный подход в преподавании уроков музыки, как одно из условий успешного формирования универсальных учебных действий школьников" (Методические рекомендации из опыта работы учителя музыки)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться» ( Приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 26 ноября 2010 г. № 1241) метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. Понятие «интеграция» в педагогической науке долгие годы сохраняет свою актуальность, так как оно многогранно и цельно благодаря наличию разных углов зрения исследователей. Рассмотрения понятия «интеграция» невозможно без опоры на гуманистические концепции современной педагогики (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, Б.С. Гершунский), психолого-педагогические закономерности возрастного развития (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская, Л.И. Божович), исследования интеграционных процессов в общей и художественной педагогике (М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова), концепция эстетической доминанты как условия гармонизации мировосприятия ребёнка (А.А. Мелик-Пашаев, Е.П. Кабкова, Е.М. Торшилова).В лаборатории интеграции искусств Института художественного образования РАО разработаны методологические и методические основы проблемы интеграции в аспекте взаимодействия искусств в обучении и воспитании школьников. Научной школой Института художественного образования РАО под руководством Б.П. Юсова (Л.Г. Савенкова, Е.П. Кабкова, О.И. Радомская и др.) была обоснована модель целостного художественного развития ребёнка. С 1987 года существует научная школа Б.П. Юсова, разрабатывающая проблемы интегрированного обучения и полихудожественного воспитания В 2007 году идеи, направления, комплект научных трудов Б.П. Юсова и его сотрудников (Е.А. Ермолинская, Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова) по проблеме «Интеграция искусств как условие полихудожественного развития детей и молодежи» были отмечены Премией Правительства Российской Федерации в области образования за выдающийся вклад в педагогику.
Б.П. Юсовым, были определены следующие принципы интегрированного подхода:
1. В основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества.
2. Интегрированный подход. Искусство взаимодействует даже в том случае, если учитель об этом не знает или не хочет с этим считаться. Цвет, звук, пространство, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы. Они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира. В интегрированном подходе важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусств - на уровне творческого процесса. Это нужно отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого - по их сюжету и содержанию.
3. Интегрированный подход предполагает учет географических, исторических, культурогенных факторов сознания произведений искусства в едином потоке культуры. Искусства развивались неравномерно, причем у некоторых народов в определенные исторические периоды некоторые искусства либо преобладали, либо просто отсутствовали.
4. Учет региональных, национально-исторических художественных традиций, связанных с местностью, материальными объектами, духовной устремленностью народа. Связи региональной и мировой художественных культур.
5. Связи искусства с науками в едином поле творческих проявлений человечества, там, где они питаются достижениями друг друга, нередко совмещаясь в одном лице.
6. Первостепенное значение имеет опора на детское художественное творчество, творческое раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах художественной деятельности, в отличие от прежних программ, основанных на обучении элементам профессионального искусства.Л.Г. Савенкова выявила, что «в основе интегрированного обучения на предметах образовательной области «Искусство» лежит взаимодействие педагогов гуманитарно-художественного цикла по определенным темам, направлениям работы, проектам, художественным событиям и др. Интегрированное обучение направлено на развитие творческого мышления и фантазии учащихся на формирование умения обобщать, анализировать информацию и знания, полученные из различных источников, в решении конкретной задачи (проблемы), воспитание стремления творчески выражать себя в какой-либо деятельности». Интегрированный подход представляется одним из перспективнейших инноваций, способных решить многие проблемы современного образования, потому что способствует более целенаправленному влиянию на развитие способностей учащихся. Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Практика показывает, что нередко одно и то же понятие или учебное действие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет не только восприятие учебного материала, но развитие УУД. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.
Положительные моменты интегрированного подхода в формировании УУД: - интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам;- планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме;- создавать благоприятные условия в формировании универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных;- использовать высвобождаемое за этот счет учебное время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Какую же функцию выполняют универсальные учебные действия в интегрированном уроке: во-первых, обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
во-вторых, создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе.
в–третьих, обеспечивают успешное усвоения знаний, , формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. Интегрированные уроки – необычны по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому такие уроки следует практиковать всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки педагогов. Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе.
Интегрированные уроки в музыке помогают учащимся еще более углубиться в мир музыкального искусства, воспитывает в них культуру, учат любить музыку во всем ее богатстве форм и жанров. Учебно - методические комплекты «Школа России» и « Школа 2100» представляют интеграцию предметов: музыки, изобразительного искусства, литературы, технологии.Для того чтобы повысить уровень образования и добиться значительных результатов, музыку можно рассматривать с другими видами искусства, так как именно музыка наиболее отчетливо может вызывать представление не звукового материала (иллюзию драматического движения, или какого либо другого явления) и тем самым как бы сближать разные виды искусства. Освоение искусства в комплексе оптимизирует воображение, фантазию, интеллект, артистичность, т.е. формирует те способности, которые будут необходимы в любой сфере деятельности. В настоящее время идея комплексного освоения искусства становится все более актуальным. Музыка, живопись, литература, мир искусства – охватывают духовную жизнь человека полностью и всесторонне.Интегрированное музыкальное воспитание учеников на уроках музыки происходит за счет познания и освоения окружающего мира:1) Формирование эстетической культуры школьника на основе всестороннего развития творческого потенциала;2) Формирование жизненной позиции (эстетические и нравственные идеалы), на основе влияния преобразующей силы музыки на внутреннюю сферу человека и его отношение к окружающей действительности.3) По средствам усвоения знаний овладение языком музыкального искусства, овладение со смежными видами искусства – театром, живописью, литературой, архитектурой и др.4) Показать детям что средствами разных искусств решается одна и та же задача - показать красоту окружающего мира, красоту слова.
Интегрированные уроки по музыке и литературе:
Искусство слова предстаёт здесь, прежде всего как искусство звучащего слова, слова произносимого и слышимого, а не читаемого. Эти уроки требуют большой подготовительной работы, это уроки- обобщения. Строятся они обычно как литературно- музыкальная композиция с включениями моментов игры- драматизации, с использованием репродукций картин, презентаций, а также рисунков и поделок самих ребят.Ребёнок на таких праздниках не только зритель и слушатель, но и активный участник. Большую возможность для проведения интегрированных уроков даёт учебник по чтению, где есть раздел «Поэтическая тетрадь». Перед нами стоит задача - приобщать детей к чтению стихотворений, воспитывать духовную потребность в стихах. Поэзия делает детей добрее и умнее.К сожалению, на уроках часто звучит просто механическое чтение. Учащиеся читают художественные произведения, не вникая в смысл произносимых слов, думая только о том, чтобы не сделать ошибки, слабо выражают в словах мысли и чувства. А поэзия- это словесно- музыкальное искусство. «Стихи в своих истоках, по своей природе и во многих формах своего существования органически соединены с музыкой» Интегрированные уроки музыки вводят учащихся в мир взрослой поэзии, пробуждают детское воображение, вызывают зрительные и слуховые образы. Многообразная взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства, театра происходит через усвоения в художественном образе себя, своих чувств, мыслей переживаний.
Тема: изображение картин природы посредством музыки и изобразительного искусства.
Цель:
1.Через разные виды искусства показать красоту русской природы.2.Через «живое» исполнение музыкальных произведений (песен, имитацию шумовых звуков) погружать учащихся в атмосферу сказочного леса.3.Показать детям красоту русской зимней природы через игровые моменты.
Задачи:
1.Обучающая - научить видеть красоту природы.2 Познавательная - показать, что средствами разных видов искусств решается одна и та же задача.Пробуждать у учащихся стремление размышлять, анализировать.3.Воспитательная - показать красоту зимней природы, прививать чувства любви и бережного отношения к природе.
ТИП УРОКА:
урок повторения и систематизации новых знаний.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения , к чувствам человека.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
прослеживать взаимосвязь произведений различных видов искусства.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (групповой) творческой деятельности.
ВИД УРОКА: урок-беседа, урок-лекция.
Оборудование:
CD с музыкальными записями, фортепиано, компьютер, мультимедиа проектор, картины на электронном носителе (Приложение1).
Ход урока:
Организационный этап урока.
Вход учащихся под музыку Антонио Вивальди “Тройка” из цикла “Времена года”.
Приветствие – распевка:
Учитель: “Здравствуйте, ребята!”
Дети: “Здравствуйте, учитель!”
Этап подготовки усвоения новых знаний.
Учитель: “На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что музыка что-то выражает или изображает. Скажите, что может выражать и изображать музыка? ”
Дети: (Характер человека; спокойных и непосед; дождь; гром; звонок; стук колес поезда и т.д.)
Учитель: “А также музыка может рисовать картины природы, времена года… Послушайте пьесу и определите по характеру музыки, какое время года изобразил композитор Вивальди в своей музыке”.
Звучит пьеса А. Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”.
Учитель: “Как вы думаете, какого характера данная пьеса?”
Дети: (Спокойная; поэтичная; задумчивая; волшебная и т.д.)
Учитель: “А в какое время года, изображенное в пьесе, к нам приходит волшебство, чудо? ”
Дети: (Зимой!)
Учитель:“С приходом зимы природа преображается! Какие приметы зимы вы, ребята, можете назвать?”
Дети:(Снег; деревья в инее; сосульки; ледяные горки; мороз; звери впадают в зимнюю спячку)
Учитель:“Снег, мороз, сосульки – все это создает необыкновенную красоту окружающей нас природы в зимнюю пору, которую старались передать в своих творениях художники! Посмотрите, как это у них получилось!”.
Демонстрация изображений зимнего пейзажа И.И. Шишкина, К. Ф. Юона (Приложение1)
Учитель:“Ребята, что вы видите на картине?”
Дети:(Снег в полях, на деревьях; на картине Юона – дети)
Учитель:“Какие краски использовали художники?”
Дети:(Голубой; синий; фиолетовый; белый)
Учитель:“Эти тона называются холодными – они чаще встречаются у художников, которые хотят передать состояние природы в зимнее время года. Ребята, какие чувства вызывают у вас картины? ”
Дети:(Чувство спокойствия; радости)
Учитель:“Давайте сейчас песней “Пришла зима” расскажем о том, что вам больше всего нравится зимой!”
Работа над голосовыми связками. Распевки. Повторение песни по куплетам. Исполнение песни.
Учитель: “Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем в снежки прямо на уроке!”
Приготовлены по 1 шарику из ваты для каждого ученика. При словах “снег, снег” – два раза подкинуть шарик в ладошке.
В еловых лапах – снег, снег;
Пни в пушистых шапках – снег, снег;
Заискрилось поле – снег, снег;
Белое раздолье – снег, снег;
По лугам – полянам – снег, снег;
На катке стеклянном – снег, снег;
Летит, кружится – снег, снег;
Нам румянит щеки – снег, снег;
Вьется белым роем – снег, снег;
А мы крепость строим – снег, снег;
Вихри, будто кони – снег, снег;
Ловим мы в ладони – снег, снег.
Стихотворение из поурочных планов по программе Д.Б. Кабалевского, автор-составитель Т.С. Максимова, издательство “Учитель”, 2003.
Учитель:«Ребята, я думаю, что картины зимнего пейзажа и музыка А. Вивальди вдохновили вас на творчество, и сейчас вы сами изобразите все, что у вас ассоциируется с зимой. Рисовать вы будете под музыку, которая поможет вам создать нужное настроение».
Дети:(Нарисовали акварелью рисунки и показали их друг другу).
Рефлексия урока.
Учитель:“Ребята, у вас получились прекрасные пейзажи, в которых вы изобразили зимнее время года! Кроме красок и вашего старания, что еще помогло вам создать такие красивые рисунки?”
Дети:(Музыка)
Учитель:“Правильно! Сегодня на уроке звучала музыка Антонио Вивальди из цикла “Времена года”. Итак, ребята, давайте подумаем, что выражает и изображает музыка?”
Дети:(Времена года; картины природы; чувства, мысли человека и все то, что нас окружает)
Выход учащихся под музыку Антонио Вивальди “Тройка” из цикла “Времена года”.
Тема урока: « Осень в произведениях художников и композиторов».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации.
Цель урока:
Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств – музыки и живописи. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Задачи:
Воспитательные:
· обогатить духовный мир учащихся.
· Формировать гордость за выдающихся деятелей искусства России.
Обучающие:
· Обобщить и закрепить знания произведений великого русского композитора П.И.Чайковского изученных на предыдущих уроках.
· Отразить, посильными для данного возраста средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира;
· Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.
· Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи.
Развивающие:
· Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом;
· Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;
· Учить вокально-хоровому пению.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Демонстрационный материал:
Портрет П.И.Чайковского
Картины И.Левитана, В.Ван Гога, современных художников
Рисунки детей на тему «Осенние месяцы»
3.Музыкальные произведения : П.И.Чайковский Марш из балета «Щелкунчик»
П.И.Чайковский «Времена года»:
«Сентябрь. Охота»
«Октябрь. Осенняя песня»
«Ноябрь. На тройке»
« Грустная песня»
Р.н. песня « Во поле береза стояла»
Оборудование:
· Проектор
· Экран
· Мольберты
· Доска
· Музыкальный инструмент фортепиано
· Костюмы : «осень», «березка».
ХОД УРОКА
I.Вход в класс
Дети входят в класс под марш П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» Садятся группами за столы, расставленные так, что середина класса свободна. .На стене портрет композитора.
II.Орг. момент
Учитель музыки:
- Ребята , у нас сегодня необычный урок музыки . Сегодня на уроке мы поговорим и поразмышляем о том как композиторы и художники в своих произведениях изображают природу.. Помогут вам в этом те знания , которые вы уже получили на предыдущих уроках музыки и изобразительного искусства. Мы будем говорить о том что объединяет произведения музыкантов и художников, будем рисовать, слушать музыку , петь.
III.Повторение изученного и подготовка к новым знаниям..
1. Учитель музыки:
- Ребята, посмотрите на портрет композитора. Кто приветствует вас на сегодняшнем уроке?
Дети: (- П.И.Чайковский)
- Учитель: А узнали ли вы музыку, под которую вы входили в класс?
Дети: (- Марш из балета «Щелкунчик»)
- Учитель: А кто автор этого марша?
Дети: ( - П.И.Чайковский )
- Учитель: Скажите, какие произведения этого композитора вы еще знаете.
( Дети называют композиции из цикла «Времена года» : «Сентябрь. Охота»,
« Октябрь. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке»
- Учитель: А каким словом можно объединить все эти произведения ?
( - Cловом «осень»)
2.Звучит « Грустная песня» П.И, Чайковского. Открывается дверь и в класс входит Осень (девочка одетая в костюм художницы – осень ). На доске картина И.Левитана «Золотая осень»
Осень:- Здравствуйте,ребята! Я услышала, что вы обо мне вспомнили и решила зайти к вам в гости.У вас такая интересная беседа! Вы говорили о композиторах и художниках. Я сама очень люблю рисовать! А ведь среди них у меня много знакомых. Мои друзья художники очень часто рисовали меня.. А знаете ли вы какие-нибудь картины на которых нарисована природа? И как они называются?
Дети; (- Пейзаж).
Осень: Кто-нибудь из вас знает эти, картины? (Показывает репродукции картин.)
Дети отвечают.
Учитель ИЗО: По ходу смены картин учитель спрашивает детей какое настроение у этих картин и почему они так считают. Делается акцент на цветовую палитру.
Осень:- Ребята, вы много знаете о картинах и знаете художников. Молодцы! А вот умеете ли вы сами рисовать? ( Дети показывают рисунки с изображением осенней природы, выполненные ими на предыдущих уроках) Да вы настоящие художники!!! Мне нужны помощники чтобы нарисовать палитры осенних месяцев. У меня есть и кисти и краски.
( Раздает принадлежности ребятам)
Учитель ИЗО: - Прежде чем рисовать давайте вспомним осенние месяцы.
( Дети называют)
3.Работа по группам Выбираются группы, рисующие палитры сентября, октября, ноября. Осень раздает детям краски и кисти. Дети начинают рисовать( тихонечко обсуждая какие выбрать краски для данного месяца, какие краски смешать для получения нужных оттенков ) /
Учитель музыки - Пока помощники Осени рисуют , я предлагаю вам поиграть в «Музыкальную шкатулку»: послушать уже известные вам произведения и назвать их.
Прослушав «Осеннюю песню» , «Охоту» , « На тройке» детям предлагается обсудит настроение этих мелодий .
Учитель ИЗО:- Давайте посмотрим, что же получилось у помощников Осени .Ребята , как вы считаете. Соответствуют ли палитры осенним месяцам? ( Ответы детей)
Осень восхищается работами детей и вывешивает их на мольберты.
4.Знакомство с новым произведением
Учитель музыки:- Ребята, вы наверное заметили , что Осень пришла к нам с новым , незнакомым вам произведением ? Давайте послушаем его еще раз . Эта мелодия написана тоже
П. И. Чайковским.
Обращаясь к осени: «Почему же Осень пришла к нам под эту музыку?»
Осень: - Все очень просто: Петр Ильич написал эту мелодию осенью, когда в его саду с деревьев опадали листья.
Учитель музыки: - А какое настроение у этого произведения? Почему вы так считаете? ( Ответы детей) Да, действительно эта музыка грустная .А это произведение так и называется «Грустная песня» . Композитору было грустно смотреть на опадающие листья , было жаль уходящего лета.
Вслушайтесь в эту замечательную мелодию.
IV,Подведение итога урока
Учитель ИЗО:
- Ребята , сегодня на уроке мы обсуждали с вами настроение музыкальных произведений и картин . Как вы думаете что вдохновляло и художников и композиторов на создание этих произведений ?
Дети: (-Красота природы)
Учитель: - А при помощи чего передают настроение художники и композиторы?
Дети - ( Одни при помощи красок и оттенков, другие при помощи звуков и нот ) .
Учитель: - А что общего между их произведениями? (Нужно подвести детей к ответу, что и те и другие хотят сказать нам. что природа красива всегда, ведь мы получаем удовольствие глядя на картины и слушая музыку )
И музыканты и художники учат нас уметь замечать красоту, которая окружает нас каждый день.
V.Рефлексия.
Учитель музык :
- Ребята, но все таки осень не такая уж грустная пора. Осень, ведь, так радует нас своими разноцветными красками! Давайте для нее мы исполним вашу любимую русскую народную песню « Во поле береза стояла».
Дети встают полукругом. Девочка в костюме Березки встает в центр, остальные встают в хоровод вокруг нее. Осень тоже приглашается в хоровод. Учитель играет на фортепьяно , дети поют и водят хоровод.
- Большое спасибо всем за то, что хорошо работали на уроке, спасибо Осени, что зашла к нам на прощание и ждем ее на следующий год с ее красками и мелодиями.
Все за Осенью выходят из класса под « Ноябрь. На тройке».
Уроки направлены на привитие учащимся любви к природе через произведения композиторов, поэтов и художников. Необходимо научить детей не только слушать и понимать музыку, но и рисовать ее в своем воображении, чувствовать гармонию и красоту природы.
Используемая литература:
1. Комплект развивающих интегрированных программ дополнительного
гуманитарно-художественного образования учащихся. – М, 2008
2. Савенкова Л.Г. Интегрированный предметно-пространственный подход к
процессу освоения искусства в школе // Виды искусств и их взаимодействие. М.: ИХО РАО, 2001. С. 131-133
3. Юсов Б.П. Взаимодействие культурогенных факторов категории «культура»
в работе с учащимися и студентами // Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя
образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М.: Спутник+, 2004. – 253 с.
4. Юсов Б.П. Воплощение основ гуманистической философии в становлении
и развитии духовной личности ребенка// Инновационные технологии
образовательной области «Искусство»: Материалы педагогических чтений- М.: ИХО РАО, 2002.
8. Юсов Б.П. Новые горизонты школьного искусства и культуры// Искусство в
условиях модернизации школьного образования и воспитания. Сб.науч.статей. -М., 2003
5. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области
«Искусство»// Виды искусств и их взаимодействие. Пособие для учителя. – М.: ИХО РАО, 2001.6 .ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.