Конспект урока по теме: : Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения.


Дата проведения:
Тема урока: Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения.
Цель урока. Cистематизировать знания о солях, их составе, классификации и способах получения.Основные понятия. Средние, кислые, основные соли.
Планируемые результаты обучения
Предметные. Знать состав солей, их классификацию, номенклатуру и способы получения, уметь записывать уравнения соответствующих реакций. Уметь составлять формулы солей по валентности металла и кислотного остатка.Метапредметные. Развивать умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Личностные. Формировать коммуникативную компетентность, ответственное отношение к учению.
Основные виды деятельности учащихся. Самостоятельно работать с учебником. Составлять химические формулы солей и уравнения реакций получения солей.
Ход урока:
1.Организационный этап
2.Повторение: Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
Какие соединения называются кислотами?
С какими веществами вступают во взаимодействие кислоты?
Открываем тетрадь, записываем дату и выполняем упражнения для 1 и 2 вариантов:

3.Мотивация «О каком веществе идёт речь? У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы…  Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой, в Северной Америке индейские племена высушивали морскую капусту и добавляли её в пищу
С какой солью вы постоянно встречаетесь в быту? Какие другие соли вам известны?
Все ли соли солёныё? Какие соли содержит морская вода?3913284335722Соли
00Соли

4.Метод «кластер» Давайте запишем, что вы знаете о солях.
45573401276353754258128712
465979615651400328460711714400
5.А что мы можем узнать сегодня?
Сформулируйте цель нашего урока!
6.Изучение нового материала
Давайте дадим определение:
Соли-это..

Использовать задания из рабочей тетради: БоровскихТ.А. Рабочая тетрадь по химии: 8 кл.: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс»2016«Экзамен»
Рассмотрим классификацию солей:

Научимся называть соли: Название соли состоит из названия кислотного остатка и названия металла в родительном падеже. Например, соль состава NaCl называют «хлорид натрия».
Самостоятельно:
Назовите соли:
FeCl2 AgNO3
K2CO3 Na3PO4
K2SiO3 Al2(SO4)3
Проведите соответствие.
Na2SO4 нитрат железа(III)
K3PO4 силикат натрия
Fe(NO)3 сульфат натрия
AlCl3 хлорид алюминия
CaCO3 ортофосфат калия Na2SiO3 карбонат кальция
Способы получения солей:
1. Взаимодействие простых веществ 2. Взаимодействие оксидов 3. Взаимодействие кислот и оснований (нейтрализация) 4. Взаимодействие соли и кислоты 5. Взаимодействие соли и щелочи 6 Взаимодействие двух солей (обменная реакция) 7 Взаимодействие оксида с кислотой 8 Замещение водорода 9 Замещение металла 10 Взаимодействие двух солей (присоединение)
Подберите уравнения реакций к каждому способу.
7. Закрепление: Работа в группах по 4 человека-5 групп.
Работая с одним из вариантов малого химического тренажёра выполните следующее:
а) определите принадлежность каждого соединения к одному из классов неорганических соединений;
б) назовите соли;
в) определите валентность кислотных остатков в формулах солей и кислот;
г) определите растворимость солей по таблице растворимости;
д) проверьте себя: сколько веществ из перечисленных в данном варианте вам хорошо знакомы (т. е. вы можете описать их физические свойства).Малый химический тренажёр
Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV Вариант V
1 2 3 4 5
ВаОK2SiО3 H2SO3 HgCl2 SO2
H2S Na2O ZnCl2 HN03 Mg3(P04)2
NaClH2SO4 CaOBaS04 H2Si03
Са3(Р04)2 K3PO4 BaMgOZnCl2
N2O5 PbSSO3 Na2S04 CaOAgN03 P2O5 K3PO4 CO2 FeMgH2CO3 HNO3 CaSi03 H2SO4
FeS04 ZnS04 CaSH3PO4 Pb(NO3)2
HNOsCuHg(NO3)2 CaK2CO3
8. Рефлексия Составление синквейнаПервая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
СОЛИ
Средние, кислые
Питают, обеззараживают, расслабляют
Без солей невозможна жизнь
Соединения
Дополнительная информация:Сейчас в морской воде основные соли содержатся в следующих количествах (процентов):
Хлористый натрий (поваренная соль) 77,8
Хлористый магний 10,9
Сернокислый магний (английская соль) 4,7
Сернокислый кальций 3,6
Сернокислый калий 2,5
Углекислый калий 0,3
Бромистый магний и др. 0,2
Морская вода на вкус горьковато-солёная, неприятная для питья. Солёный вкус морской воде придаёт входящая в её состав поваренная соль (хлористый натрий) — та соль, которую мы употребляем для еды. Она составляет 78 процентов всего состава различных веществ, растворённых в водах океанов.
Если бы мы могли выпарить все океаны, то дно их покрылось бы слоем соли толщиной в 60 метров. Во многих странах часто добывают соль на берегу моря, выпаривая морскую воду в небольших бассейнах. Горьковатый неприятный вкус морской воды объясняется, главным образом, присутствием в ней так называемых солей магния
9.Домашнее задание: прочтите параграф
Составьте формулы следующих солей: нитрат меди(II), хлорид меди(II), хлорид ртути (II), силикат магния, фосфат калия, сульфат кальция.