Анализ лирического стихотворения С.А.Есенина «Черемуха»


Анализ лирического стихотворения С.А.Есенина «Черемуха»
Бутанаева Л.Г., учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 4 г.Ак-Довурака
Цели: формировать коммуникативную компетенцию учащихся, совершенствовать устную речь.
Задачи:
обучающие: развивать умение анализировать лирическое произведение, находить изобразительно-выразительные средства языка;
развивающие: учить анализировать;
воспитательные: прививать любовь к природе; ориентировать учащихся на усвоение общечеловеческих ценностей.
Тип урока: урок-беседа.
Класс: 6
Оборудование: тексты стихотворения, портрет поэта, аудиозаписи, ТСО, раздаточный материал, толковый словарь.
Ход урока
I Организационный момент.
(Музыкальное вступление- звучит песня на стихи С.А. Есенина «Черемуха душистая…»)
Учитель. Вижу, что вы заулыбались. Это песня на стихотворение С.А. Есенина «Черемуха». Сегодня мы поговорим с вами о народных приметах, связанных с черемухой, попытаемся найти средства поэтического описания этого дерева в произведении.
II Актуализация опорных знаний (сообщение подготовленного учащегося)
Народные приметы, связанные с черёмухой, – например, такие:
Когда черёмуха цветёт, всегда холод живет.
Черёмуха расцветает – прилетают соловьи.
Черёмуха расцветает через неделю после того, как распустилась берёза.
Зазеленела черёмуха – пора сеять картофель.
Когда цветет черёмуха, тогда улов лещей.
Если у черёмухи много цвета, лето будет мокрое.
Если черёмуха рано зацвела, лето будет тёплое.
Черёмуха обычно растет вдоль ручьев и речек, в поймах рек в черноольховых и широколиственных лесах, в смешанных зарослях кустарников. Считается, что когда на черёмухе раскрылись почки, весна вошла в полную силу, окончательно проснулась и потеплела земля, а вот когда черёмуха зацветёт – придут «черёмуховые холода».
Интересно, что ароматны не только цветы черёмухи – её кора и древесина тоже пахнут горьким миндалем, а листья благодаря этому запаху используют в чайных сборах. И цветы, и ягоды черёмухи находят применение в народной медицине.
Археологи обнаружили, что плоды черёмухи использовал в пищу ещё человек каменного века. А в позапрошлом столетии на Урале, русском Севере и в Сибири ягоды черёмухи заготавливали в огромных количествах, сушили и перемалывали на муку: её добавляли в хлеб,  варили из неё кисель или делали начинку для пирогов. 
III Изучение нового материала
Слово учителя
Это замечательное полезное дерево воспел в своем произведении Сергей Александрович Есенин самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины-основное в моем творчестве»
Есенин- народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому ,что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин. Поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.
Сообщение подготовленных учащихся (на материале статьи Есенина «О себе»)
Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году. В 2008 году исполнилось 113 лет со дня его рождения. Родился он в Рязанской губернии в селе Константинове. С 2 лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекало почти все детство Есенина.
Сам Есенин вспоминал: “ Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Также они меня учили плавать. Бросали в воду, а я отчаянно плескал руками. Лет 8 – ми я хорошо плавал, лазил по деревьям, среди мальчишек был большим драчуном и ходил всегда в царапинах.
Бабушка меня любила из всей мочи, и нежности ее не было границ.
Когда я подрос, меня отдали в церковно – учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. Но этого не случилось.
Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16 – 17 годам”.
Так вспоминал о своем детстве С. Есенин. Вообще он был человеком очень талантливым. Он рос среди коренных русских пахарей, испокон веков лелеющих “черную, потом пропахшую землю”, знающих цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. От вечного труженика крестьянина передалась будущему поэту сыновняя привязанность к родной земле, ее озерам и рощам, рассветам и закатам. Всю свою любовь к родной земле он передавал в своих стихах.
Жил он в очень трудное, для нашей страны, время. На его коротком веку произошло три войны и три революции. И хотя прошло уже более 80 лет со дня его смерти, но стихи его живут в наших сердцах. Он не забыт, его помнят и любят.
Его стихи и поэмы переведены на многие языки, издаются в разных странах.
“ Есенин – один из величайших поэтов мира, один из честнейших поэтов мира…” - сказал турецкий поэт Назым Хикмет.
Из дальних и близких уголков нашей страны, со всех континентов планеты почитатели творчества Есенина приезжают в село Константиново в музей поэта.
Недавно на наших экранах был продемонстрирован фильм о жизни и творческом пути С. А. Есенина.
3. Анализ стихотворения:
Сегодня мы будем работать над стихотворением “ Черемуха ” по следующему плану:
Самостоятельное чтение учащимися стихотворения ;Выразительное чтение учителем;
О чем это стихотворение?
Встретились ли вам непонятные слова?
Все стихотворение делится на столбцы – строфы.
Изобразительно-выразительные средства.
- Какова тема этого стихотворения? ( Описание черемухи весною).
- Какие строки стихотворения вам особенно понравились, запомнились?
- Какой вы представляете себе черёмуху? (Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью) - Неторопливо перечитайте стихотворение Есенина. Какая картина возникает в вашем воображении, когда вы читаете строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»? Понравились ли вам сравнения?
— О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?
— А может ли черемуха завить кудри?
— Почему так говорится в стихотворении?  ( Черёмуха, как прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и её красота покоряет.)
- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поёт ручей?
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
- Как вы думаете, почему поэт изображает черёмуху и ручей как живые?
- Мысленно остановитесь у ручья, где цветёт черёмуха. Что Есенин помог вам услышать, почувствовать, представить?
 —В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черёмуха» два героя — черёмуха и ручей. Черёмуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей волной гремучею ей ветки обдает.
-  Нравится ли ручью черемуха? (Да, он очарован ею, поэтому своей волной гремучею обдаёт её ветки и ей песенки поет.)
- Хочется ли ручейку понравиться черемухе? (Да, поэтому он поёт песенки вкрадчиво.)
—Что значит вкрадчиво (вкрадчивый—старающийся вызвать доверие, расположение к себе).
4 Словарная работа (эту работу можно организовать в группах, предварительная запись незнакомых слов на доске или в карточках)
– Объясните значение выражений:
роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),
зелень пряная (с острым ароматным запахом),
проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),
волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,
вкрадчиво – осторожно, доверительно.
под кручею – под обрывом..- Сколько строф в этом стихотворении? 6
- Сколько строчек в каждой строфе? 4
-Значит это четверостишие, а если 2 строки? Называется двустишие.
5. Работа над поэтическими средствами языка в стихотворении (работа в парах на карточках)
В первых четырёх строках используются красочные эпитеты (душистая, золотистая), сравнение (ветки, что кудри), олицетворение (черёмуха завила). Деревце предстаёт юной девушкой с золотистыми душистыми ветками, которые она сама завивает. Это черёмуха в период её расцвета, когда наступает долгожданная весна.
В следующих четырёх строках используются красочные эпитеты (медвяная, пряная, сияет в серебре),сравнение (в серебре – в росе), олицетворение (сползает, будто роса намеренно медленно сползает по коре, а не просто стекает по ней).
Далее поэт рассказывает о ручье – прекрасном соседе черёмухи. Он маленький, серебряный. Тут вновь используется эпитет, красочное прилагательное.
Олицетворение (Черемуха стоит), метафора (горит), эпитет (зелень золотистая)
олицетворение (волной обдает, ручей поёт песенки), эпитет(волной гремучею).
6. Вывод
-Так Сергей Есенин рассказал читателям о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы. Богатство языка Есенина, его умение мастерски использовать художественные средства, создавать запоминающиеся образы проявились здесь в полной мере.
IV. Домашнее задание. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению. Выучите стихотворение наизусть.
Литература:
Литература. Учебник-хрестоматия для 6 класса национальных школ. В двух частях. Часть 2. Санкт-Петербург, отд. Изд-ва «Просвещение»,2001
Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы: Анализ текста. Основное содержание./авт.-сост. Н.Ю. Буровцева.-М.: Дрофа,2001
Интернет-ресурсы. Солнцева Н.М. Анализ текстов С.Есенина.
Научно- методический журнал «Первое сентября»