Пример анализа лирического стихотворения


Пример анализа лирического стихотворения
Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Душа… А что такое душа? (внутренний мир человека, нравственно -духовное развитие личности).
- Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души
+ -
радуется страдает
ликует тревожится
восторгается отторгает
заботится спит
- А можно добавить в каждый столбик по одному слову
трудится ленится
- Смогли бы вы сделать вывод о душе по этим её свойствам?
- Приведите в качестве примера ситуации, когда душа «трудится» и когда «ленится»
Вывод: душа самосовершенствуется бездельничает, деградирует
- А теперь познакомимся со стихотворением Н.А. Заболоцкого
Прочитайте памятку: «Выразительное чтение»
Памятка:
Прочитайте стихотворения про себя.
Выделите в тексте смысловые части.
Обратите внимание на знаки препинания.
Расставьте паузы и логическое ударение.
- Объясните лексическое значение непонятных слов: бурелом, ухаб, коль, узда, поблажка. Объясните значение фразеологизмов (их в стихотворении много): «толочь воду в ступе», «держать в черном теле», «не снимать узды», «сорвать последнюю рубашку».
- Обратимся к памятке: «Анализ лирического произведения» (распечатка на партах)
Памятка к анализу лирического произведения (для 5-7 классов)
Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это произведение?
Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
Какие строки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми)?
Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
Перечисли наиболее яркие сравнения стихотворений. Какова их роль?
Какие слова употребляются в переносном выражении?
Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты бы мог вспомнить строки этого стихотворения?
Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому произведению?
- Заполните таблицу
Лексические средства и их функции Синтаксические средства и их функции Образы Тема, идея стихотворения
Вопросы для заполнения таблицы:
- В каких образах и картинах рисует поэт душу? С помощью каких частей речи?
- Что произойдет с душой, если она не будет трудиться? Почему нужно держать в «черном теле»? Почему душа должна «жить с тобой по-человечьи»?
- Почему так много глаголов в повелительном наклонении?
- Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении?
- Какой смысл имеют восклицательные интонации и повторы?
- Почему в IV и V строфах автор не поставил в конце предложения восклицательный знак?
- Что в стихотворении противопоставляется:
Рабыня
трудится,
не спит «в постели при свете
утренней звезды»,
постоянное развитие
Царица
ленится, не заставляет душу работать,
остановилась в своем развитии,
продолжает «толочь воду в ступе»
Вывод: Противопоставлены: бессмысленность существования человека и значение в его жизни труда и самоусовершенствования. Знание и навыки не приходят сами по себе, надо развивать разум и душу, заставлять её работать, «учить и мучить дотемна».
-Сделайте, пожалуйста, вывод самостоятельно по таблице: «Рабыня – царица».
Закалка души, желание стать настоящим человеком, упорная работа над собой
Стояние на месте, бессмысленное существование, деградация
- Определите размер стиха и вид рифмы (ямб, рифма – перекрёстная)
- Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили! Какие образы и картины возникали бы в вашем воображении?
- Какова идея стихотворения? В каких строках она заключена?
- Как бы вы сейчас ответили на вопрос: Почему «нельзя позволять душе лениться»? (Расслабление губительно для человека: подавшись лени единожды, ты становишься её заложником).
- Слово учителя: Это стихотворение наполнено энергией, страстью к жизни, сильным чувством. Оно воспринимается как завещание, как заповедь о необходимости постоянного труда человека над своей душой. Заставляет задуматься: а каждый ли из нас живет в ладу со своей душой? Ведь, по словам Заболоцкого:
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Домашнее задание. Каждый ли из нас живет в ладу со своей душой?