Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи. Лексическая тема: Откуда хлеб пришёл

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
Лексическая тема: "Откуда хлеб пришёл"
Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]."
учитель-логопед: Орлова Л.И.
Цели:
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Хлеб”,
ввести в речь детей фразу “хлебобулочные изделия”, слово “лелеют”.
Закрепить и расширить знания детей о труде людей, живущих на селе.
Развитие навыка словообразования,
звукового и слогового анализа,
навыка чтения предложений.
Развитие зрительного и слухового внимания,
фонематического восприятия,
тонкой и общей моторики,
координации речи с движением.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: магнитная доска, магнитные и картонные кружки красного и синего цвета, предметные картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, рожка, грузовика, хлеба, булочки, пряника, бублика, сушки, ватрушки, рогалика, пирожного; карточки с предложениями для чтения в форме колосков, ваза для колосков, картонные квадраты синего, красного, зеленного, желтого цвета.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Сядет тот, кто правильно назовет предмет и выделит 1 звук. (На столах лежат предметные картинки с изображением сушки, баранки, батона хлеба, пряника, булочки, ватрушки, пирожка, рогалика).
2. Упражнение “Со словами мы играем, их на слоги разделяем”. Деление слов на слоги, каждый прохлопывает название своей картинки. У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого -- самое короткое? Почему?
II. Основная часть. Сообщение темы занятия.
3.Беседа о том, откуда хлеб берется.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как можно, одним словом назвать все эти предметы? (Хлебобулочные изделия)
- Откуда берутся хлебобулочные изделия? (Ответы детей).
- Кто знает, как выращивают хлеб? (Ответы детей).
Чтение стихотворения:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Ребята, как вы понимаете значения слова “лелеют”? Что это такое “лелеют”? (Выращивают, ухаживают, растят). О чем говорится в стихотворении? (Ответы).
- Помните, у нас была тема “Весенние сельскохозяйственные работы”? Мы говорили о том, как весной готовят землю к посеву, как сеют зерна. Как это происходит? (Ответы).
Эти росточки все лето растут, стебельки крепнут, появляются колоски, к концу лета созревают зерна в колосках.
Вот послушайте, что дальше происходит, чтение стихотворения В.Степанова “Слышен летом до заката”.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дороге пыль клубится.
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).
- Куда его везут? (На элеватор),
- Что получается из зерна? (Мука)
- А из муки что делают? (Тесто)
- Что делают из теста? (Пекут хлеб)
Вот так приходит к нам хлеб.
4. Что еще можно сделать из зерна? Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?
Игра: “Какая каша?” Как она называлась бы, если была из риса? (Из пшена, из гречи, из манки, из пшеницы, из кукурузы)
5. Пальчиковая гимнастика “Каша”
Каша в поле росла,} Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.
К нам в тарелку пришла.} “Пошагать” пальчиками обеих рук по столу.
Всех друзей угостим, } “Помешать” указательным пальце левой руки по правой ладошке.
Птичке-невеличке,} Загибать пальчики
Зайцу и лисичке, } на обеих руках
Кошке и матрешке -} на каждое название друга.
Всем дадим по ложке.} Разжать пальчики на обеих руках.
6. Сейчас игра: “Внимательные ушки”. Вам нужно быть очень внимательными, запомнить слоговые ряды, которые я назову и повторить после меня.
СА –ша -са, су –шу -су, со –шо -со, сы –ши -сы.
Ша –са -ша, шу –су -шу, шо –со –шо, ши –сы-ши.
Жа- за -жа, за –жа -за, жо –зо -жо, зу -жу -зу.
7. Зрительная гимнастика. Ребята, сейчас отдыхалочка для глаз. Следите только глазками за движением колоска.
Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть, не знает.
Наверху созрела слива, а внизу растет крапива.
Слева – свекла, справа – брюква, слева – тыква,
Справа – клюква, снизу свежая трава.
Сверху – сочная ботва, закружилась голова,
Кружится в глазах листва. Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лег.
8. Звуковой анализ слова РОЖЬ. Дети индивидуально выкладывают звуковую схему слова рожь. Один ребенок выполняет задание у доски. После все вместе проверяют и называют последовательность звуков.
9. Координация речи с движением:
Ветерок спросил, пролетая: дети бегут за другом по кругу на носочках, руки на поясе.
- Отчего ты, рожь, золотая? меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят: останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.
- Золотые руки растят! два наклона к носочкам.
Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? (Они ловкие, умелые, трудолюбивые).
10. Игра “Урожай”. Посмотрите, какой у меня сноп. Он состоит из колосков.
Урожай собрать пора, Не зевайте, детвора, Колоски вы получите, Предложения прочтите!
Сейчас каждый достанет из вазы один колосок и прочтет, что написано на колоске.
Чтение предложений: Вот сноп. Кашу дадим коту. Вот каша. Тут мука. Это каша. Каша из манки. У Саши сушки. У Даши снопы.
11. Игра “Разноцветные квадраты”.
Детям раздаются картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, пирожного, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, грузовика. Они должны разложить свои картинки на разноцветные квадраты. На красный квадрат слова со звуком [с], на зеленый – со звуком [з], на желтый со звуком [ж], на синий со звуком [ш].

III. Заключительная часть. Итог занятия.
12. О чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Какое задание тебе больше всего понравилось? Что было трудным? Что самым интересным? Мне понравились вы за внимательность, за старание, за правильные ответы, за усидчивость и т.д.