Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой (7 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Озерновская общеобразовательная школа № 3
«Рассмотрено» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР
__________Черных Е. В. МАОУ Озерновская СОШ №3
Протокол № 1 ____________ Барсамова Н. Ю.
от «___» сентября 2015 г. от «____» сентября 2015 г.
Рабочая программа
Черных Е. В.
Категория: соответствие занимаемой должности.
Предмет: русский язык.
Класс: 7 (базовый уровень).
Учебный год: 2015 – 2016.
Пос. Озерновский.
2015 г.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
. СТАТУС ДОКУМЕНТА.
Настоящая программа по русскому языку создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089), примерной программы по русскому языку основного общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа основного общего образования по русскому языку для базового изучения предмета в 5-11 классах (автор программы: Львова С. И.). Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала.
При составлении рабочей программы по русскому языку в 7 классе были использованы следующие документы:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку: приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089).
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897).
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приказ Минобразования Российской Федерации №1276).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Сборник нормативных документов. Русский язык. Сост. Э. В. Днепров, А. Г. Аркадьев. Федеральный компонент государственного стандарта. – «Дрофа»: М., 2010 г.
Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (автор-составитель С.И.Львова). - М.: «Мнемозина», 2014 г.
Преподавание уроков русского языка в 7 классе рассчитано на учебник:
С.И.Львова, В.В.Львов. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3х ч. 11-е изд., исправленное. - М.: «Мнемозина», 2014 г.
2. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.
Рабочая программа представляет целостный документ и включает следующие разделы:
I. Пояснительная записка (статус документа, структура документа, цели и задачи обучения в области формирования знаний и умений, количество учебных часов).
II. Требования к уровню подготовки учащихся.
III. Учебно-тематический план.
IV. Содержание программы учебного курса.
V. Календарно-тематическое планирование.
VI. Средства контроля.
VII. Учебно-методические средства обучения.
3.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются следующие компетенции: коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. В связи с тем, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать её в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трёх тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения. Во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся. В третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определённых условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
4.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Федеральный компонент направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка.
Овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности.
Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.).
Освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Так как содержание курса русского (родного) языка 6 класса основной общеобразовательной школы построено на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций, в рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Распределение основного содержания на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений п практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности») отражает практическую направленность курса и помогает формировать навыки правильного, уместного и выразительного использования в речи изучаемых единиц языка. Кроме того, развёрнутое тематическое планирование курса включает основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, в результате изучения курса русского языка у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.».
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь доказательства, подтверждающие и опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её различными способами и др.».
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся «ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.».
Универсальные учебные действия базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся.
Основные содержательные линии.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре рабочей программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (раздел «Функциональные разновидности языка»);
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (разделы «Общие сведения о языке», «Синтаксис и пунктуация»);
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (раздел «Язык и культура»).
Указанные содержательные линии в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.
Программа реализует культуроведческий аспект обучении родному языку, что проявляется в широком использовании сведений по истории языка и русистике, этимологии.
Программа рассчитана на использование модульной технологии. Данный вид обучения позволяет успешно развивать следующие задачи:
повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;
вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
прививать школьникам культуру умственного труда и научит их самостоятельно трудиться, продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой и в дальнейшем.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им. Модульное обучение позволяет изменить форму общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули плюс личное индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником. При модульном обучении ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт школьникам возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях и исправить эти пробелы.
В программе указано примерное количество часов по каждой теме. Учитель может увеличивать или уменьшать учебное время на изучение разделов, исходя из конкретных условий работы. Учитель оставляет за собой право менять порядок тем и уроков по теме.
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога и диалога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, рефератами; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
5. КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в примерных учебных планах для образовательных учреждений Камчатского края для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» отводится 140 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): количество часов соответствует программным требованиям: 140 часов, т.е. 4 часа в неделю. Из них на изучение программного материала отводится 120 часов, на развитие речи – 20 часов.
Тематика и количество контрольных работ, сочинений, изложений и проверочных работ соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
В соответствии с рекомендациями, изложенными в Инструктивно-методическом письме «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Камчатского края в 2012-2013 учебном году» (КГАОУ «Камчатский институт повышения квалификации педагогических кадров») запланировано следующее количество классных и домашних сочинений:
контрольные диктанты – 2;
контрольные тесты – 2;
контрольные сочинения – 2;
контрольные изложения – 2.
Кроме этого, запланировано следующее количество проверочных работ:
практические работы – 2;
самостоятельные работы – 2;
зачётные работы – 3;
тесты – 3.
II.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся должны знать:
определения основных изученных в 7 кл. языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 кл. учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 кл., синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор.
Правильно писать слова с изученными орфограммами.
Находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 кл.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По развитию речи.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (письменно и устно) внешности человека, процессов труда.
Анализировать текст с разнотипными частями и различными средствами связи между ними.
Излагать повествовательный текст, осложнённый элементами описания, рассуждения, с заменой лица рассказчика.
Сжато излагать повествовательный текст, осложнённый диалогом.
Излагать и самостоятельно составлять повествовательный текст с элементами описания явлений природы.
Выборочно излагать текст.
Отбирать материал по одному источнику.
Писать сочинение с элементами художественного описания явлений природы и трудовых процессов (по картине или на основе воображения).
Писать сочинение-описание на основе материала, собранного в результате длительных наблюдений (в художественном стиле).
Создавать текст аналогичного содержания в деловом стиле (заметка в газету).
Строить устные и письменные высказывания по образцу рассуждений на лингвистические темы (например, сравнение частей речи: деепричастие и наречие, предлог и союз).
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№
Название раздела.
Кол-во часов.
Развитие речи.
Контрольные работы.
I.
Язык как развивающееся явление.
2
II.
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
39
4
3
III.
Текстоведение.
17
6
1
IV.
Морфология.
70
7
2
1.
Наречие.
29
4
2.
Служебные части речи и междометия.
41
3
2.1.
Самостоятельные и служебные части речи.
1
2.2.
Предлог.
10
1
2.3.
Союз.
15
1
1
2.4.
Частица.
13
1
1
2.5.
Междометия и звукоподражательные слова.
2
V.
Омонимия слов разных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
4
2
VI.
Повторение изученного.
8
1
2
ИТОГО:
120
20
8
ВСЕГО:
140
8
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
I.ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (2).
Понятие о языке как развивающемся явлении. Элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка.
Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов.
II.РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (на основе изученного в 5-6 классах (35+4).
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (повторение).
Фонетика. Орфоэпия.
Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Изменение звуков в речевом потоке.
Соотношение звука и буквы.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Словообразование самостоятельных частей речи.
Морфологические способы образования слов (обобщение).
Неморфологические способы образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.
Словообразование наречий.
Типичные морфемные модели наречий.
Приставочный способ образования наречий.
Суффиксальный способ образования наречий от прилагательных (горячо, творчески), числительных (дважды), глаголов (кувырком, дрожмя) и др.
Основные морфемные модели наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом:
1)со слитным написанием (поровну, вплотную, вблизи, добела, заново, сверху); 2)с дефисным написанием (по-нашему, по-русски, в-пятых).
Сложение как способ образования наречий.
Лексикология и фразеология.
Деление лексики русского языка на группы, которые отражают:
1)особенности лексического значения слова (слова однозначные, многозначные);
2) особенности смысловой связи разных слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы);
3)особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; неологизмы, устаревшая лексика);
4)происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика).
Основные лексические нормы русского литературного языка.
Смысловые и структурные различия однокоренных прилагательных типа болотный – болотистый, цветастый – цветистый и т.п. Правильное употребление таких слов (паронимов) в речи.
Фразеологический словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи.
Грамматика: морфология и синтаксис.
Морфология.
Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи.
Глагол и его формы (деепричастие и причастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий.
Синтаксис.
Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные, глагольные, наречные.
Причастие и деепричастие в роли главного и зависимого слова в словосочетании.
Нормативное употребление форм слова в составе словосочетаний.
Морфологические средства выражения подлежащего (имя существительное и местоимение в форме именительного падежа, неделимое словосочетание) и сказуемого (глагол в спрягаемой форме, имя существительное в форме именительного падежа, краткие и полные прилагательные и причастия). Морфологические средства выражения второстепенных членов предложения.
Синтаксическая роль причастного и деепричастного оборотов.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография.
Правописание морфем.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной букв.
Пунктуация.
Знаки препинания, их роль в письменной речи. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи.
III.ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (11+6).
Текст как его произведение речи. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста, редактирование текста.
Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность.
Точность и логичность речи.
Ключевые слова текста.
Структурные особенности текста.
Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы. Одинаковое построение предложений при параллельной связи (синтаксический параллелизм).
Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.
Правильность устного высказывания. Основные