Статья.Из опыта работы с родителями детей с ОВЗ: на примере анализа лирического стихотворения (3 класс)
Из опыта работы с родителями и детьми с ОВЗ: на примере анализа лирического стихотворения
Хочу поделиться опытом работы с родителями детей с ЗПР. Расскажу про совместные успехи, которых мы добились на уроках литературного чтения, а именно при анализе лирических произведений. Работаем мы по программе «Школа России». Введение в лирику у детей происходит с первого класса. Этому посвящены разделы «Поэтическая тетрадь». Не для кого не секрет, что умение анализировать лирическое произведение – одно из самых сложных умений для детей младшего школьного возраста и непосредственно для детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР). Современные методисты отмечают необходимость обращения детей с ограниченными возможностями здоровья к лирике, поскольку лирика эмоционально сконцентрирована и позволяет учащимся с ЗПР полнее раскрыть свою эмоциональную сферу.
С первого класса по сегодняшний день по запросу родителей я провожу мастер-классы по предметам, точнее по темам, которые вызывают затруднения как у детей, так и у родителей. Очень часто они сталкиваются с проблемой в неумении объяснить ребенку дома как выполнить то или иное домашнее задание. И вот настал день, когда члены родительского комитета попросили рассказать, как мы работаем со стихотворением на уроках. Дети зачастую не понимают прочитанное, от чего страдает понимание лирического текста и выразительность.
Мы поэтапно разобрали стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Первое, с чем я познакомила родителей, это с системой читательских умений, которыми должны овладевать дети в процессе изучения стихотворений: умение воспринимать изобразительно-выразительные средства в соответствии с их функцией в лирическом стихотворении, умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные поэтом, умение прослеживать динамику эмоций в лирике, умение целостно воспринимать образ-переживание, умение видеть авторское отношение, позицию во всех конструктивных элементах стихотворения, умение осваивать идею лирического произведения. На первый взгляд терминология не совсем проста для понимания. Но мы сумели разобраться. Определили, что главное – это умение анализировать лирическое стихотворение. Теперь родители совместно с детьми подробно разбирают стихотворения. Для детей теперь становится обязательным условием, вырабатывается система – это прийти домой и еще раз подробно проанализировать лирический текст.
И вот настал день знакомства с очередным лирическим стихотворением К. Бальмонта «Осень».
Формирование системы частных умений, как правило, происходит постепенно. И теперь в этом процессе задействован не только учитель с детьми, но и их родители. Например, дети с ЗПР без особого труда овладевают умением видеть авторское отношение («поэту было грустно, когда он писал это стихотворение»), осваивать идею произведения («при наступлении осени природа начинает жить по-другому; птицы улетают, на улице становится холодно, когда Осень плачет, значит идёт дождь»), умение целостно воспринимать образ-переживание, умение прослеживать динамику эмоций в лирике («стихотворение грустное, потому что солнце перестаёт смеяться – светить; часто льют дожди»).
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства проходит длительный этап становления, поскольку учащиеся с ЗПР с трудом овладевают терминологией (олицетворение, метафора, эпитет и др.), хотя знакомство с некоторыми понятиями происходит уже во 2 классе (это предполагается программой). Дети с ЗПР способны увидеть изобразительно-выразительные средства в произведении, но называют их только с помощью учителя. Так, например, ребята в этом стихотворении К. Бальмонта увидели и с нашей помощью назвали: олицетворение «…Солнце смеётся… Осень проснётся…», эпитет «разноцветный убор». Вместе с анализом произведения происходит знакомство с непонятными словами («благовонье», «убор», «спросонья», «прочь»), так как словарный запас у детей с задержкой психического развития беден.
Приведём фрагмент анализа стихотворения К. Бальмонта «Осень», включающем вопросы учителя и ответы детей.
– Какие эмоции вызвало у вас данное стихотворение? Вам стало грустно или весело? (Дети: «Грустно»).
– С помощью каких строк создаётся грустное настроение? (Дети: «Солнце реже смеётся, значит, солнышко не улыбается»).
– Как поэт представляет осень? На кого она похожа? Она ведь плачет в стихотворении. (Дети: «Осень похожа на девочку, её обидел мальчик»; «осень похожа на грустную девочку»).
– Как вы понимаете слова «Осень заплачет»? Что это означает? (Дети: «Дождик пошёл»)
– Давайте вспомним, как называется приём, когда поэт одушевляет предмет? (Термин «олицетворение» дети называют совместно с учителем).
Следует отметить, что подобный анализ – лишь приближение к пониманию и восприятию лирического текста, однако, для детей с ЗПР он, безусловно, представляется серьёзным шагом в процессе постижения литературы как искусства.
Вот какие методические рекомендации были предоставлены в качестве памятки: 1. Читать стихотворение вместе с детьми. 2. Анализировать непонятные детям слова – словарно-лексическая работа (словарный запас беден). 3. Совместно заниматься словесным и графическим рисованием. 4. Составлять вопросы, направленные на понимание текста.