Рабочая прграмма по русскому языку для 7 класса. Учебник С.И.Львовой, В.В.Львова. Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования.
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11
«Рассмотрено»
Руководитель методического объединения учителей _______________________
________/______________/
Протокол №_______
от «___» __________20___ «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
________/_____________/
«___» __________20____ Утверждаю
Директор школы
__________/_____________/
Приказ №______
от «___» ___________20___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2015/2016 ГОД.
Составитель программы
Мартынова Ольга Владимировна
Калининград
2015 г.
Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе:
- требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 г.;
- примерной основной образовательной программы;
- учебного плана МАОУ СОШ №11 (с учётом федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
- программы по русскому языку для 5-9 классов, авторы С.И.Львова (Москва, «Мнемозина» 2013г)
- учебника: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык 7 кл. Учебник в 3-х частях. – М.: «Мнемозина», 2013
Цели изучения предмета в контексте целей основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Русский язык»
Главными целями изучения предмета «Русский язык» в основной школе являются:
воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
осознание его эстетической ценности;
осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса;
совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Содержание курса «Русский язык» в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе к о м п е т е н т н о с т н о г о п о д х о д а, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Описание места учебного предмета «Русский язык»
в учебном плане МАОУ СОШ №11
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Учебный план МАОУ СОШ №11 предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 714 ч. В том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, в 7 классе — 136 ч, в 8 классе —102 ч, в 9 классе — 102 ч. (с учётом школьного компонента). Для обучающихся по программе 7 вида в 7 классе – 136 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения старшеклассниками программы по русскому языку являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готов- ность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей.
Метапредметными результатами освоения старшеклассниками средней школы программы по русскому языку являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублён- ном уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-ру- систах;
2) сформированность представлений о языке как знако- вой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание тем учебного курса
Язык как развивающееся явление (2)
Наш язык. Исторические изменения русского языка
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) (49)
Фонетика и орфоэпия (2) Звуки и буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись.
Словообразование самостоятельных частей речи(6) Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. Основные способы образования наречий. Неморфемные способы образования слов.
Лексика и фразеология (4)Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Фразеологизмы. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Устаревшие слова.
Грамматика: морфология и синтаксис(11) Части речи. Именные части речи. Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Причастные и деепричастные обороты. Виды предложений. Простое осложнённое предложение.
Орфография (15) Разделы русской орфографии. Правописание морфем. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в полных и кратких прилагательных и причастиях. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание не с причастиями.
Пунктуация (5)Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с обособленными членами. Постановка знаков препинания перед союзом и. предложения с прямой речью.
Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи(6) Правильное употребление имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, деепричастий и причастий.
Текстоведение (14)Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением. Точность и логичность речи. Виды связи предложений в тексте. Выразительность речи. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования. Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов – рассуждений. Типы речи и их сочетание в тексте.
Морфология(71)
Наречие (29)
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. Слова категории состояния. Образование степеней сравнения наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Правописание н и нн в наречиях на –о(-е). Суффиксы –о и –а на конце наречий. О и е(ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Синтаксическая роль наречий. Функции наречий в тексте. Правильное произношение наречий. Правильное образование форм степеней сравнения наречий. Лексические нормы.
Предлог(11) Предлог как часть речи. Предложное управление. Грамматические значения предлогов, разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) и по составу. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.
Союз(9) Союз как часть речи. Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. Синтаксическая роль союза и. Синтаксическая роль подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Различение союзов и союзных слов. Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание союзов разных разрядов. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов.
Частица, междометие(16) Понятие о частице. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. Правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Роль частиц в речи. В предложении и тексте. Правильное употребление предлогов. Союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы. Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.
Трудные случаи разграничения языковых явлений(4)
Омонимия
Повторение изученного в 7-м классе (2)
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности (7 класс)
№ п/п Раздел /тема
Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные) Кол-во часов Контрольные работы
7 класс Ведение Регулятивные: постановка учебных задач, высказывание предположений на основе наблюдений, соотношение цели и результатов деятельности.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка.
2 1 Язык как развивающееся явление 2 Разделы лингвистики (повторение изученного в 5-6 классах) Регулятивные:
прогнозирование, целеполагание, постановка учебных задач, понимание алгоритма работы, высказывание предположений на основе наблюдений, соотнесение цели и результатов деятельности, умение корректировать написанное.
Познавательные: постановка проблемы, аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.
Коммуникативные: адекватное восприятие устной и письменной речи, умение точно и ясно выражать свои мысли, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе, адекватная позитивная самооценка, готовность к самообразованию и самовоспитанию.
49 2 Фонетика и орфоэпия 3 Словообразование 6 4 Лексика и фразеология 4 диктант
Морфология и синтаксис 11 Орфография 15 Пунктуация 5 диктант
Культура речи 6 Текстоведение 14 5 Текстоведение 14 сочинение диктант
Морфология Регулятивные:
прогнозирование, целеполагание; постановка учебных задач; понимание алгоритма работы; поиск путей решения проблемы; высказывание предположений на основе наблюдений; соотнесение цели и результатов деятельности; умение корректировать написанное; выработка критериев оценки и определение степени успешности работы.
Познавательные: постановка проблемы; аргументация ее актуальности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное проведение исследований на основе применения методов наблюдений; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; перевод устной речи в письменную.
Коммуникативные: участие в продуктивном диалоге; адекватное восприятие устной и письменной речи; умение точно и ясно выражать свои мысли; построение речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; соблюдение основных норм устной и письменной речи.
Личностные: устойчивая учебно-познавательная мотивация к учебе; нравственно-этическая ориентация; адекватная позитивная самооценка; готовность к самообразованию и самовоспитанию 71 6 Наречие 29 диктант диктант7 Предлог 11 изложение
8 Союз 9 9 Частица 13 диктант изложение
Междометие 3 10 Трудные случаи разграничения языковых явлений 4 сочинение
11 Повторение 2 Итого 136 10
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения
1. Программа по русскому языку для 5-9 классов, авторы С.И.Львова (Москва, «Мнемозина» 2013г)
2 Учебник: С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык 7 кл. Учебник в 3-х частях. – М.: «Мнемозина», 2013
3. И.П. Васильевых/ Поурочные разработки по русскому языку к учебнику С.И.Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 7 класс». М.: Издательство «Мнемозина», 2013г.
4. Электр.учеб.изд. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 -7 класс».
5. М.Р. Богданова «Сборник диктантов по русскому языку» для 5–7-го классов.
6.http//urok.metodicheskajakopilkа
7. http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
8. http://school-collection.edu.ru/
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.
Основные умения по развитию речи:
Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.
Создание текста. Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
Нормы оценки письменных работ и устных ответов учащихся по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл Степень выполнения учащимся общих требований к ответу
«5» 1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого
«2» если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка письменных работ
Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается:
- для V класса — 90—100 слов,
- для VI класса — 100—110 слов,
- для VII класса — 110—120 слов,
- для VIII класса — 120—150 слов,
- для IX класса — 150—170 слов.
(При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий:
«5»ученик выполнил все задания верно
«4»ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3»выполнено не менее половины заданий
ПРИМЕЧАНИЕ
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
Итоговые контрольные работы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Контрольный словарный диктант
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для V класса — 15—20 слов,
для VI класса — 20—25 слов,
для VII класса — 25— 30 слов,
для VIII класса — 30—35 слов,
для IX класса — 35—40 слов.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
«5»ошибки отсутствуют
«4»1 – 2 ошибки
«3»3 – 4 ошибки
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии и нормативы оценки изложений и сочинений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объём текста для подробного изложения:
в V классе — 100—150 слов,
в VI классе — 150—200 слов,
в VII классе — 200—250 слов,
в VIII классе — 250—350 слов,
в IX классе — 350—450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Примерный объём классных сочинений:
в V классе — 0,5—1,0 страницы,
в VI классе — 1,0—1,5,
в VII классе — 1,5—2,0,
в VIII классе — 2,0— 3,0,
в IX классе — 3,0—4,0 страницы.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ставится на странице «Русский язык» и учитывается при выставлении итоговой оценки по русскому языку).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются:
1 орфографическая,
или 1 пунктуационная,
или 1 грамматическая ошибки
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2 грамматические ошибки
«3» 1.В работе допущены существенные отклонения.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
ошибок
ПРИМЕЧАНИЯ
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы).
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся с ОВЗ V—IX классов (учащихся 7 вида), могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.
Оценивание контрольных работ в формате ОГЭ и ОГВ, мониторингов учебных достижений учащихся по русскому языку осуществляется в соответствии с критериями оценки заданий КИМов.
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2014- 2015 ГОД
по русскому языку
Класс 7А,Б,В
Учитель Мартынова Ольга Владимировна
Количество часов: 136; в неделю 4часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя Мартыновой Ольги Владимировны,
утвержденной директором школы; приказ №____от ____.08.20__
№ Тема урока Кол-во часов Дата по плану Дата по факту Формы контроля примечания
Язык как развивающееся явление
2 1 Язык как развивающееся явление.
Фронтальный опрос 2 Этимология как наука о происхождении слов. Этимологический словарь
Работа с индивидуальными карточками Разделы
Лингвистики (повторение изученного в 5 – 6 классах) 49 Фонетика 2 3 Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор 4 Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор Словообразование 6 5 Морфологические способы образования слов.
Фронтальный опрос 6 Сложение как способ словообразования.
Самостоятельная работа 7 Способы образования наречий.
Работа с индивидуальными карточками 8 Неморфологические способы образования слов.
Разбор слова по составу 9 Словообразовательные средства выразительности Работа с индивидуальными карточками 10 Практикум по теме «Словообразование». Практикум Лексика и фразеология 4 11 Лексика и фразеология. Фразеологический словарь. Самостоятельная работа 12 Синонимы и антонимы. Их роль в тексте. Комплексный анализ текста 13 Синонимы и антонимы. Их роль в тексте. Комплексный анализ текста 14 Контрольная работа № 1 – диктант с языковым анализом (входной контроль) Диктант Морфология и синтаксис 11 15 Склоняемые части речи, их употребление в тексте Устный опрос 16 Склоняемые части речи, их употребление в тексте Комплексный анализ текста 17 Синтаксическая роль полных и кратких прилагательных Морфологический разбор 18 Глагол и его формы.
Тест 19 Деепричастие. Причастие Самостоятельная работа 20 Причастный и деепричастный обороты
Взаимопроверка 21 Сочинение по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво» сочинение 22 Синтаксис. Виды предложений Синтаксический разбор 23 Простое осложнённое предложение Тест 24 Простое осложненное предложение Словарный диктант 25 Простое осложненное предложение самостоятельная работа Орфография 15 26 Орфография. Разделы русской орфографии Фронтальный опрос 27 Правописание морфем Поморфемное письмо 28 Правописание корней с чередованием Работа с индивидуальными карточками 29 Удвоенные согласные. Фронтальный опрос 30 Правописание приставок
ПРЕ-, ПРИ-
Словарный диктант 31 Правописание приставок
ПРЕ-, ПРИ-
Тест 32 Н-НН в существительных, прилагательных и наречиях
Самостоятельная работа 33 Р/Р Обучающее изложение Изложение 34 Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Составление таблицы 35 Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных
Тест 36 Н и НН в кратких формах Самостоятельная работа 37 Практикум «Н и НН»
Практикум 38 Р/Р обучающее сочинение-рассуждение Сочинение 39 Слитные, раздельные и дефисные написания.
Словарный диктант 40 НЕ с разными частями речи Тест Пунктуация 5 41 Пунктуация. Постановка знаков препинания Пунктуационный разбор 42 Пунктуация. Постановка знаков препинания Синтаксический разбор 43 Пунктуационный разбор. Синтаксический разбор 44-45 Контрольная работа №2Диктант по теме «Морфология и синтаксис» и его анализ 2 Диктант Культура речи 6 46 Правильное употребление имён существительных
Комплексный анализ текста 47 Правильное употребление имён прилагательных Работа с индивидуальными карточками 48 Правильное употребление имён числительных Самостоятельная работа 49 Правильное употребление местоимений. Тест 50 Правильное употребление глаголов, деепричастий и причастий Комплексный анализ текста 51 Правка текста
Комплексный анализ текста Текстоведение14 52 Текст как произведение речи.
Фронтальный опрос 53 Точность и логичность речи. Виды связи Самостоятельная работа 54 Контрольная работа №3 сочинение-рассуждение Сочинение 55 Контрольная работа№3 №3сочинение-рассуждение Сочинение 56 Фонетические средства выразительности Тест 57 Словообразовательные средства выразительности Разбор слова по составу 58 Лексические средства выразительности Комплексный анализ текста 59 Морфологические средства выразительности Морфологический разбор 60 Синтаксические средства выразительности Тест 61 Рассуждение как тип речи Сочинение-миниатюра 62 Рассуждение как тип речи Комплексный анализ текста 63 Сочетание разных типов речи в тексте Комплексный анализ текста 64-65 Контрольная работа№4 диктант с языковым анализом текста 2 Диктант Морфология 71 Наречие
29 66 Общее значение наречий и их употребление в речи
Фронтальный опрос 67 Грамматические омонимы
Тест 68 Разряды наречий по значению Письменный опрос 69 Функциональные омонимы, их различия
Самостоятельная работа 70 Слова категории состояния
Работа с индивидуальными карточками 71 Степени сравнения наречий Взаимопроверка 72 Правописание наречий Словарный диктант 73 Слитное, раздельное и дефисное написание отымённых наречий Практикум 74 Слитное, раздельное и дефисное написание отымённых наречий Работа с индивидуальными карточками 75 Слитное, раздельное и дефисное написание отымённых наречий Тест 76 Дефис в наречиях
Составление таблицы 77 Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями.
Работа с индивидуальными карточками 78 Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями.
Тест 79-80 Контрольная работа № 5
Диктант по теме «Наречие» Диктант 81 Правописание н-нн в наречиях на -о (-е) Взаимопроверка 82 Суффиксы -о и -а на конце наречий Самостоятельная работа 83 О и е (ё) после шипящих в наречиях и других частях речи Взаимопроверка 84 О и е (ё) после шипящих в наречиях и других частях речи Словарный диктант 85 Употребление ь на конце наречий после шипящих Работа с индивидуальными карточками 86-87 Сжатое изложение 2 88 Повторение и обобщение по теме «Правописание наречий» Тест 89 Наречие в словосочетании и предложении
Фронтальный опрос 90 Наречие в тексте Самостоятельная работа 91 Культура речи. Правильное употребление наречий Комплексный анализ текста 92 Культура речи. Правильное употребление наречий Комплексный анализ текста 93 Обобщение по теме «Наречие» Тест 94 Контрольная работа №6 – контрольный диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий» Диктант Предлог
11 95 Роль служебных частей речи Фронтальный опрос 96 Предлог как служебная часть речи Взаимопроверка 97 Грамматическое значение предлогов Самостоятельная работа 98 Разряды предлогов Составление таблицы 99 Контрольная работа№7 изложение с элементами сочинения Изложение 100 Контрольная работа№7 изложение с элементами сочинения Изложение 101 Правописание производных предлогов Работа с индивидуальными карточками 102 Правописание производных предлогов Самостоятельная работа 103 Предлог в предложении и тексте Комплексный анализ текста 104 Урок обобщающего повторения по теме «Предлог Тест 105 Проверочный диктант по теме «Предлог» Диктант Союз
9 106 Союз как служебная часть речи Фронтальный опрос 107 Разряды союзов по значению. Сочинительные и подчинительные союзы. Самостоятельная работа 108 Разряды союзов по значению. Сочинительные и подчинительные союзы. Взаимопроверка 109 Союзы и омонимия. Подчинительные союзы, их отличие от союзных слов. Практикум 110 Союзы и омонимия. Подчинительные союзы, их отличие от союзных слов. Работа с индивидуальными карточками 111 Правописание союзов Самостоятельная работа 112 Союз в предложении и тексте Комплексный анализ текста 113 Повторение и обобщение по теме «Союз» Тест 114 Проверочный диктант по теме «Союз» Диктант Частица
13 115 Частица как служебная часть речи. Разряды частиц Фронтальный опрос 116 Контрольная работа №8 – изложение с элементами сочинения Изложение 117 Контрольная работа №8 – изложение с элементами сочинения Изложение 118 . Формообразующие частицы. Правописание частиц Работа с индивидуальными карточками 119 Частица НЕ и её значения Взаимопроверка 120 Частица НИ и её значения Самостоятельная работа 121 Урок обобщающего повторения. Комплексный анализ текста 122 Проверочный диктант Диктант 123 НЕ с разными частями речи
Тест 124 НЕ с разными частями речи
Тест 125 Частица в предложении и в тексте Комплексный анализ текста 126 Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц Комплексный анализ текста 127 Контрольная работа№9 диктант по теме «Служебные части речи» (промежуточная аттестация) Диктант Междометие
3 128 Междометие и звукоподражательные слова Фронтальный опрос 129 Междометие и звукоподражательные слова Самостоятельная работа 130 Переход одной части речи в другую как один из способов пополнения грамматических классов слов Тест Трудные случаи разграничения языковых явлений 4 131 Омонимия слов разных частей речи Работа с индивидуальными карточками 132 Омонимия слов разных частей речи Самостоятельная работа 132 Контрольная работа№10 сочинение-рассуждение Сочинение 134 Контрольная работа№10 сочинение-рассуждение Сочинение Повторение изученного в 7 классе 2 135 Правописание: орфография и пунктуация Тест 136 Правописание: орфография и пунктуация Взаимопроверка
Контрольный диктант-6
Контрольное сочинение-2
Контрольное изложение-2