Новые педагогические технологии в реализации внеурочной деятельности
Пильнова С.Н., заместитель директора по учебной работе МОУ СОШ №5 с УИОП г.Фрязино Московской области, учитель русского языка и литературы
Новые педагогические технологии в реализации внеурочной деятельности
(из опыта работы)
Ключевой идеей в Основной образовательной программе основного общего образования (ООП ООО) любой школы является идея развития.
Именно школа - главный фактор развития личности, важнейшими качествами которой становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
"Интеллект и характер – вот цели настоящего образования". Этих целей школа может добиться только путем осуществления нововведений, естественно, с сохранением добрых традиций.
Сегодня одним из актуальных направлений в развитии образования является внедрение современных педагогических технологий не только в образовательный процесс, но и во внеурочную деятельность.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».
Слово «Технология» означает создание из доступных материалов того, что нужно человеку.
«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует.
Школа №5 г.Фрязино ориентируется на классификацию «методов» и «форм» обучения, изложенных в педагогическом бестселлере Германа Константиновича Селевко «Современные образовательные технологии».
Перечень педагогических технологий вы можете увидеть на официальном сайте Германа Константиновича: http://www.selevko.net
В 2006 году в издательстве «Народное образование» вышла «Энциклопедия образовательных технологий» Г.К. Селевко в двух томах. Ее можно найти в свободном доступе в Интернете. В этом труде подробно описаны все современные педагогические технологии, дана их детальная классификация.
Наша школа строит внеурочную деятельность по оптимизационной модели, т.е. задействует все внутренние ресурсы.
А какие же современные образовательные технологии в её реализации использует педагогический коллектив?
Самыми популярными среди учителей являются:
- компьютерные (новые информационные) технологии;
- игровые технологии;
- технология групповой деятельности;
- проблемное обучение;
- элементы исследовательской деятельности;
- метод проектов.
В начальной школе, 5-х классах основного звена ведущими в организации внеурочной деятельности являются игровые технологии, цель которых стимулировать рост познавательной активности, формировать положительные эмоции через различные формы организации занятий: КВНы, викторины, турниры, конкурсы, тренинги, инсценировки. Кстати, в нашей школе спектакли ставятся не только на русском языке, но и на английском. В этом году четвероклассники стали призерами городского фестиваля театрализованной деятельности "Сказочный пазл" и заняли 2 место во всероссийском конкурсе издательства PEARSON LONGMAN в России "Читаем Дисней вместе с Penguin KIDS". Помимо нестандартных форм организации занятий, игровых заданий, задач на смекалку, ребусов используем игры от производителей. Например, в кружке "Грамотей" играем в "ALIAS", "Ерундопель русского языка", "SCRABBLE", "Крокодил" - детям нравится. Несколько лет участвуем в серии образовательных игр "Града Знаний": "Волшебный клубок", "Любимая наша страна", "Мир вокруг нас", "Умка", "Сферы знаний". Эти игры командные.
Поэтому в практике внеурочных занятий важна технология групповой деятельности. Это работа в парах, в малых группах, больших группах. Цель: воспитать через различного рода учебные задачи. К сожалению, как показывает опыт открытых мероприятий в моей школе, не все педагоги могут организовать групповую работу. Групповая технология подразумевает не просто деление на группы и выполнение задания, творческого или интеллектуального. В процессе обучения должны быть определены роли, степень ответственности каждого члена группы за выполнение задания, ответственности за работу всей группы. Групповая работа эффективна, если она моделирует командный способ. Основные правила: даются задания такие, что их не может решить один школьник, задание должно провоцировать, задания должны задавать стиль работы. Специфика работы в группах: поддержка, сотрудничество, оптимизм, комфорт, мобилизация ресурсов, терпимость. Создаются ситуации для определения лидера. Лидер берет на себя ответственность за коллектив, а коллектив поддерживает лидера.
Поток информации в обществе увеличивается, и правильно интерпретировать ее помогает технология проблемного обучения, одна из сложных технологий во внеурочной деятельности. Цель: создать в сознании детей проблемные ситуации и активизировать деятельность по самостоятельному поиску их решений. Что такое проблемная ситуация?
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, когда он не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или новый способ действия. При самостоятельном поиске решения проблемных ситуаций у детей активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, наглядность, задача. Эта технология, прежде всего, формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умения решать проблемы. Наряду с этим за счёт использования диалога формируются коммуникативные УУД, а так как появляется необходимость извлекать информацию, делать логические выводы, развиваются и познавательные универсальные учебные действия.
Исследовательская деятельность интересно представлена во многих школах Подмосковья, в том числе и в нашем городе. Некоторые из вас были на защите проектов "Почему болото булькает?", "Почему алмаз сверкает?". В нашей школе младшие школьники решают проблему "Как получить витамины зимой? (проращивают лук, укроп на подоконнике в классе), исследуют "А плодородна ли земля у школы?" (разводят цветы на пришкольном участке, ухаживают за ними, проводят наблюдения)
Цель : стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, ознакомить с научной картиной мира.
Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делаем выводы и фиксируем результаты. Любой исследовательский проект должен быть защищен. И важно, чтобы ребенок получил положительный отклик на свою работу.
Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, журналом, газетой. Дети идут в школьную библиотеку, в наше время это ценно.
Данная технология позволяет вовлечь родителей во внеурочную деятельность. Правда, иногда родители проявляют слишком большое усердие, и вместо детской работы мы видим работу взрослого человека. Поэтому необходимо учителю сразу оговорить долю участия родителей в исследовании.
Метод проектов граничит с исследовательской деятельностью, очень популярен во внеурочной деятельности, но он не является новым в мировой педагогике. Цель метода: научить ребенка самостоятельно добывать знания, научить работать в группе, помочь раскрыть творческие способности.
Ценным в проектной деятельности является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: видеть проблему, ставить цель, уметь организовать и распланировать свою деятельность, уметь анализировать, быть критичным, проявлять креативность, проводить самоанализ и рефлексию, уметь принимать решения, уметь распоряжаться временем (стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Проекты бывают самыми разнообразными.
Как вариант организации внеурочной деятельности в основной школе, в полной мере реализующей метод проекта, - медиастудия. Это некий микс деятельности, где возможно очень многое: от реализации самых разноплановых проектов, освоения компьютерных программ, освоения техники, ученического самоуправления до профориентационной работы и социальных практик.
Слово "медиастудия" для нашего школьного кружка звучит громко. Студия располагается в самом обычном кабинете. В нашем оснащении пока 2 компьютера, 1 проектор с экраном, 1 фотоаппарат, 1 переломленный пополам микрофон (все другие микрофоны к нашему компьютеру не подходят). Опыт медиастудии был и остается рискованным. Это очень технически сложный процесс. В творческий коллектив входит 18 человек (каждый делает то, что ему нравится или то, что у него пока получается: кто-то фотографирует, берет интервью, кто-то пишет закадровые тексты, проводит опросы, кто-то работает в эфире, рисует плакаты, кто-то налаживает связи с общественностью, а кто-то, самый преданный делу товарищ, из месяца в месяц освещает лицо ведущего выпуск настольной лампой. Мы делаем выпуски школьных новостей уже два года. Часто работаем за пределами школьных стен: выходим на соревнования, городские фестивали, конкурсы, ездим на выставки, в музеи. Появился опыт привлечения людей со стороны с целью проведения мастер-классов для ребят. В этом году мы провели мастер-класс по фотографии. Второе такое мероприятие с выходом на природу запланировано на май - время цветения. В результате проектной деятельности на сегодняшний день мы имеем 19 полноценных выпусков школьных новостей, общий хронометраж которых составляет свыше четырех часов, фильм "Спорт сильнейших", свой телеканал на Ютубе, группу "Вконтакте" и 1 место в номинации "Социальная реклама" в областном конкурсе технического и медиатворчества "Юные таланты Московии". Многие участники творческого коллектива получили от своих родителей в подарок новые серьезные фотоаппараты. А главное, ребята почувствовали свою значимость, что так важно в подростковый период. Вы можете набрать в Яндексе Кlyaksa5school - и найти нас на первой или второй странице поисковой системы.
Итак, Интернет и Интернет-технологии. Как их можно использовать во внеурочной деятельности?
Дидактические возможности (свойства и функции) сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны. В нашей школе услуги сети Интернет, как и компьютерные (информационные) технологии решают многие задачи, а именно: помимо того, что они неограниченно обогащают содержание образования, повышают мотивацию познавательной деятельности, они реализуют цели других педагогических технологий. Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных программах. Групповые технологии и технология сотрудничества также могут быть в лучшей степени реализованы с использованием компьютера. Обучающие программы, создание мультимедийных презентаций подходят для совместной работы пар или групп учеников. При выполнении заданий в парах, группах происходит совершенствование практических навыков «слабых» пользователей.
Как результат совместного применения ИКТ-технологий и сотрудничества: в нашей школе увеличилось количество участников Интернет-конкурсов, увеличилось количество команд, где лидер – играющий учитель.
Команды «GameStar», «Пятёрочка», «Везунчики», «Нахимовцы», «Lankastery» не первый год участвуют в Международной Интернет-Олимпиаде «Эрудиты Планеты».
Ребята с удовольствием выступают в дистанционных Всероссийских конкурсах ЦДМ «Фактор Роста», Международном конкурсе по орфографической грамотности «Грамотей-марафон», всероссийских конкурсах: по математике «Слон», по русскому языку "Еж", по ОБЖ «Муравей», по физической культуре «Орленок». Ребята результативно участвуют в Международной олимпиаде по основам наук, олимпиаде "Интеллект XXI века", а также в Международном Турнире им.М.В.Ломоносова в режиме on-lain.
Таким образом, современные педагогические технологии: метод проектов, проблемное обучение, работа в группах - через ИКТ-технологии способствуют развитию творческой личности не только ученика, но и учителя; помогают реализовать главные человеческие потребности – общение, образование, самореализацию.
Эффективной современной технологией развития творческих способностей детей в художественной деятельности многие считают шоу - технологию.
У шоу – технологии три особенности:
- деление участников на выступающих («сцена») и зрителей(«зал»);
- соревновательность на сцене (т.е. в зале есть жюри);
- заготовленный организаторами сценарий.
Все три особенности - обязательные признаки. К шоу не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), новогодняя елка (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), КТД –коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела.).
При подготовке каждого мероприятия ставятся цели:
для «зала» - опыт эмоционального реагирования в культурных формах;
для активных участников («сцена») - опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности.
Структура каждого мероприятия состоит также из трех блоков: подготовка - реализация - анализ итогов.
В нашей школе шоу-технология реализуется в КВНах, в ежегодном спортивном массовом мероприятии "Папа, мама, я - спортивная семья!".
И одна из молодых технологий - портфолио.
По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемых предметных достижений (или тематических). В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного кружка. Предметный портфолио служит по преимуществу инструментом обучения - это выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, научить самопрезентации.
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация диалога различных «методов», моделей и технологий обучения.
Сегодня учителю, чтобы быть грамотным специалистом, способным по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, сделать ее насыщенной и интересной, необходимо ориентироваться в широком спектре современных образовательных технологий, не тратить время на открытие уже известного, а перенимать опыт и идти вперед. Как говорил Сергей Петрович Капица «Образование – это индустрия, направленная в будущее».