Конспект урока по русскому языку на тему (Слово. Слова, обозначающие предмет. Категория одушевленности)
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
выполнила учитель ГБОУ школы №565 Кировского района Санкт-Петербурга
Поцелуева Анна Сергеевна
Тема: Слово. Слова, обозначающие предмет. Категория одушевленности.
Цель: научить определять и различать слова, обозначающие предмет.
Задачи
Образовательные:
учить различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?
учить употреблять слова, обозначающие предметы в устной и письменной речи.
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, мышления;
развитие устной и письменной речи.
Воспитательные задачи:
воспитывать усидчивость, познавательную активность.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?
Все готовы к уроку? Достаньте ваши учебники и тетради. В тетрадях запишите число, классная работа.
Основная часть
Проверка домашнего задания
Знакомство с темой урока
Давным-давно человек дал названия предметам и явлениям, которые его окружали. Он видел небо, солнце и назвал их. Он ощущал холод, жару и давал им названия. Человек использовал вещи придумывал, как их назвать: это топор, это миска. Дал он названия и своим чувствам. Так родились слова любовь, доброта, красота.
Когда появились разные профессии, они тоже получили названия: охотник, рыболов.
Одни слова отвечали на вопрос кто? это были живые предметы. Остальные слова отвечали на вопрос что?
Задание.
А теперь послушайте загадки, а ответы мы запишем в два столбика. В один будем записывать слова, отвечающие на вопрос Кто?, а в другой на вопрос Что?
Красавица эта
На ёлке живёт –
Из рук у прохожих
Орешки грызёт.
(Белка)
Он, тоскуя по лесам,
Часто воет по ночам.
(Волк)
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом
(Елка)
Шубка полосатая,
Мордочка усатая,
Часто умывается,
А с водой не знается
(Кошка)
Сделан из резины.Купили в магазинеСкачет звонкоВ руках ребёнка!
(Мяч)
Бежит, гудит.В два глаза глядит,Только красный глазок глянет –Как вкопанный станет.
(Автомобиль)
Ребята, прочитайте слова, отвечающие на вопрос Что?
А теперь прочитайте слова, отвечающие на вопрос Кто?
Эти слова называют одушевленными. Как вы думаете, почему? (Это живые предметы)
О людях и животных мы спрашиваем - кто?
О неживых предметах и явлениях мы спрашиваем - что?
Физкультминутка
Хлоп – хлоп – хлоп
(дети хлопают в ладоши),
Топ – топ – топ
(топают ногами),
Стук – стук – стук
(стучат кулаками по столу),
Шлёп – шлёп – шлёп
(шлёпают ладошками по столу),
Левой ручкой по плечу.
Правой ручкой покручу,
На носочки и на пятки –
И достанем до лопатки,
На носочки и на пятки –
Вот и кончилась зарядка.
Закрепление нового материала
Откройте учебники на стр. 90.
Записываем: упражнение 4. Слава, прочитай задание.
Прочитай названия предметов. Устно поставь вопросы к каждому слову. Выпиши слова в таком порядке:
Названия вещей.
Названия животных.
Названия людей.
Названия явлений природы.
Заключительная часть
На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
Как называют слова, отвечающие на вопрос Кто?
Открывайте дневники, записывайте домашнее задание: стр. 90, упр. 5
- Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали! Каждый за урок получает оценку.
15