Рабочая программа к учебнику Е.М.Домогацких, Э.В.Введенский, А.А.Плешаков География. Введение в географию (5класс)


География
5 класс
Рабочая программа к учебнику Е.М.Домогацких, Е.Л.Введенского,А.А.Плешакова.
"География. Введение в географию".
Составила Кимерина Вера Васильевна, учитель географии.
1.Пояснительная записка.
Программа по географии подготовлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом оновного общего образования. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального общего образования.
Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями , в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.
Помимо этого , глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями географического образования являются:
социализация обучаемых в процессе вхождения в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с природой, населением и хозяйством;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.
За основу данной программы взята программа курса
"География» 5 - 9классы, автор - составитель программы Е.М Домогацких М., «Русское слово», 2016.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир » начальной ступени обучения. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.
«Введение в географию» дает представление о закономерностях развития природы Земли.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.
В школе для детей с недостатками слуха сложились особые, в сравнении с массовой школой условия обучения, что предопределяет отбор материала, его дозировку и распределение, а также методику обучения. Особенности речевого развития учащихся определяют введение специальной работы над коррекцией речи: произношение звуков, слов, расширение словарного запаса, развитие связной речи, что чрезвычайно важно для развития логического мышления у глухих и слабослышащих детей. Роль предмета велика для общего речевого развития детей с неполным слуховым восприятием, для овладения языком, а также для дальнейшего усвоения материала по предметам естественно-научного цикла. Овладение природоведческими знаниями, расширение, углубление и уточнение имеющихся у учащихся представлений и понятий в процессе социального обучения способствуют речевому развитию, развитию словесно - логического мышления.
Изучение географии в школе позволит сформировать комплексное системное и социально - ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной
жизни.
Цель и задачи курса:
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку.
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
развитие логического и критического мышления, пространственного воображения;
овладение практико-ориентированными знаниями и умениями
Формы, методы, средства текущего контроля и промежуточной аттестации.
Основные методы обучения
словесный (рассказ, беседа);
частично-поисковый;
наглядно-иллюстративный;
словесно-наглядный;
сознательно-сопоставительный;
проектный;
проблемный.
Педагогические   технологии обучения
технология коммуникативного обучения;
технология личностно – ориентированного обучения;
технология исследовательских навыков;
технология проблемного обучения;
технология группового обучения;
технология педагогики сотрудничества;
информационно-компьютерная технология;
здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля
Рабочая программа предусматривает систему контроля всех видов речевой деятельности, говорения, чтения и письма. Текущий контроль осуществляется на каждом уроке. Формы текущего  контроля: фронтальный и индивидуальный опрос (монологические высказывания и диалоги), тесты, заполнение таблиц, отчеты по практическим работам, самостоятельные работы, творческие задания (защита рефератов), контрольные работы или зачеты.  Промежуточная аттестация проходит в конце изучения каждого раздела. Учащиеся сдают зачеты или выполняют контрольные  работы в конце года.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе школы отводится 35 часов, из расчета 1час в неделю, включая 4резервных часа.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: чувства патриотизма уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению;
осознание целостности мира и многообразие взглядов на него
овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
социализация учащихся с недостатками слуха, развитие речи.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД
находить достоверные сведения в источниках географической информации
проводить наблюдения под руководством учителя.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек Интернета.
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
передавать содержание в сжатом или развернутом виде.
давать определения понятиям.
строить логически обоснованные рассуждения
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат
выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно.
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
работать по составленному плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
оценивать результаты своей работы.
самостоятельно исправлять ошибки
оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.)
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
понимать позицию другого, различать в его речи: точку зрения, доказательство, факты.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
корректировать свое мнение под воздействием контраргументов
оценивать свои учебные достижения, поведения, черты своей личности с учетом мнения других людей.
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению экологических проблем, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
выполнять простейшие задания на контурной карте
уметь составлять схему наук о природе;
уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
уметь организовывать наблюдение за погодой;
уметь составлять план кабинета географии;
уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
5.Содержание учебного предмета.
Материал курса сгруппирован в пять разделов.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел учебника «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Содержание учебного курса.
Тема 1. Наука география (3 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
сравнение свойств географической карты и плана местности;
определение направлений на плане и карте.
Практические работы:
Расположение материков и соответствующие им полушария Земли.
Условные знаки на плане местности.
Определение направлений на плане.
Тема 3. История географических открытий (10 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Географические особенности природы материков и океанов.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших географических объектов России.
Тема 5. Природа Земли (3часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.
Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством  учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
понятие о географической оболочке Земли;
определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.
Практические работы:
1.Установление наиболее загрязненных районов Земли.
Резерв (4часа)
Учебно-тематический план курса:
№п/пНаименование разделов и тем Всего часов.
1. Наука география 3
2. Земля и ее изображение 5
3. История географических открытий 10
4. Путешествие по планете Земля 10
5. Природа Земли 3
6. Резерв 4
Всего часов 35
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. ( Приложение 1.)
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения для преподавания географии.
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета должно включать:
современное лабораторное и демонстрационное оборудование;
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
— аппаратуру для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
— компьютер,
— мультимедиапроектор,
— интерактивную доску,
— медиатеку,
— широкополосный Интернет,
комплект интерактивных карт и тематических таблиц по всем разделам школьного курса географии;
комплект портретов выдающихся географов и путешественников;
библиотеку учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
картотеку с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ, проведения контрольных работ и т. д.;
стенды для экспозиционных материалов.
Литература для учителя.
УМК (программа по географии автора Е.М. Домогацких, учебник для 5 класса «Введение в географию» - авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).
Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение,2011.
6. Методические рекомендации к учебнику для 5 класса «Введение в географию»
7. Контрольно- измерительные материалы для текущего и итогового контроля.
Интернет – ресурсы:
Мультимедийное пособие География 6-10 класс.
Электронное картографическое пособие «Мир». Издательство «Просвещение», 2000 год.
Электронный учебник «Начальный курс физической географии».
Сайты Интеренет.
Литература для учащихся:
- Е.М. Домогацких «Введение в географию», 5 класс М: «Русское слово», 2016.
- Е.М. Домогацких «Рабочая тетрадь по географии», М: «Русское слово" 2016.
- Атлас География.5класс,М: ООО"Дрофа",2016.
4.-Контурные карты. География.5класс,М: ООО"Дрофа",2016
Учебно - практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Портреты великих ученых естествоиспытателей.
2. Карты:
Великие географические открытия.
Физическая карта мира.
Физическая карта России.
Карты материков.
План местности
Экологические проблемы
3. Печатные пособия (портреты)
4. Глобус Земли (физический).
5. Компас.
6. Гербарий дикорастущих растений.
7. Гербарий (культурные растения).
8.Теллурий.
9. Школьная метеостанция.
Технические средства обучения
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Аудиоцентр.
4. Мультимедийный компьютер.
5. Мультимедийный пректор.
6. Экран проекционный.
7. ВидиофильмыУчебно-практическое оборудование
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Укладка для аудиовизуальных средств.
4. Шкаф для хранения карт.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Ученик научится( базовый уровень):
Знать (понимать)
Форму и размеры Земли;
Полюса, экватор;
Части Мирового океана;
Материки и океаны Земли;
Географические объекты, предусмотренные программой;
Маршруты географических исследований и путешествий
Уметь:
Анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию
Использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни.
Находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Описывать по картам взаимное расположение географических объектов.
Объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий.
Приводить примеры географических объектов.
Проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений.
Различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов.
Формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
Географическая номенклатура:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, США, Канада, Австралийский Союз.
Ученик получит возможность научиться ( повышенный уровень):
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.