Урок истории 7 класс Культура Казахстана в тюркский период
Урок истории Казахстана 7 класс
по модульной технологии
Учитель истории
Чичкан Оксана Ивановна
ЭШГ №13 «ЭКОС» г. Кокшетау
Урок 6 ИК-7
Модуль 4
Тема: Расцвет культуры Казахстана в тюркский период (Культура Казахстана в I половине IX – нач.XIII вв)
Цель: учащиеся будут уметь анализировать причины роста городов, развития ремесел, торговли, выделять особенности и новшества в градостроительстве, архитектуре, описывать архитектурные и религиозные сооружения, называть труды ученых, рассказывать о деятельности ученых, рассказывать об Ахмеде Йассауи и других выдающихся ученых тюркского периода
Цель эколого-валеологическая: эффективно использовать педсредства, рациональных приемов и мышления и деятельности для здоровьесбережения
Задачи:
1.Закрепить зун по теме в ходе работы с разноуровневыми заданиями в парах сменного состава и группах
2.Формировать умение составлять разноуровневые задания в ходе работы в парах сменного состава, развивать память, мышление, речь
3.Воспитывать чувство гордости за богатое культурное достояние, чувство уважения к историческому культурному прошлому через знание материальных и духовных достижений тюркского времени.
Диалогическая часть
45 мин
Тип: закрепление
Форма: работа в парах, группах
Метод: интерактивный
Дидактический материал: карточки с заданиями, оценочный листы
Ход:
1. Настрой: просмотр мультфильма о преодолении страха на пути к успеху и победе. Выводы учеников/3 мин
2.Оценочный лист/1 мин
Ф. И. ученика
Баллы от 1 до 5
«Веер»
«Древо знаний»
«Учитель-ученик»
Работа в группах
Спикер
Итого:
2.Об/и «Веер» на знание дат/5-6 мин
ВШП начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия в середине
Когда построен мавзолей Бабаджи-хатун?
До какого времени функционировал ВШП, пока освоение морских путей в Китай и Индию не привело к его угасанию?
В какое время существовала специализация мастерских, и гончары, например, были объединены в цеховые организации?
В какие века караванная торговля достигла наивысшего расцвета и могущества?
Когда мусульманские войска Арабского халифата совершали военные походы на территорию Южного Казахстана и Семиречья?
В какой период времени наблюдается не только рост количества городов, но и их территориальное расширение?
Какой период времени считают «золотым веком» тюркской культуры?
3.Об/и «Древо знаний»/5-6 мин
Почему в эпоху средневековья происходили процессы смешения этносов?
Какие отрасли ремесла были ведущими в кочевой среде?
Какое древнее погребение говорит о взаимовлиянии культур?
Почем средневековые зодчие уделяли большое внимание строительству бань?
Приведи примеры того, что по ВШП распространялись религиозные идеи
В период IX-н.XIII в. растет не только количество городов и их население, но и территориальное расширение за счет
Назови тюркские слова, которые вошли в славянский язык в результате распространения тюркского языка на Запад
В чем состоит историческое значение ВШП?
Кто и когда предложил называть древнюю дорогу купцов ВШП?
За 500 лет до Каперника он доказал гелиоцентрическую систему
4.Работа с разноуровневыми заданиями в парах сменного состава «Учитель-ученик» /15 мин
- пары получают материал параграфа и готовят по 1 уровневой карточке (можно использовать шпаргалку по составлению уровневых карточек)/4-5 мин
- об/и «Учитель-ученик» со сменой состава пар/10 мин
5.Работа в группах «Эрудиты»/10 мин
- Каждая группа получает текст и выполняет задания/5 мин
- спикер от группы выходит к доске, читает текст, вопрос и дает ответ.
1 группа.
Баласагуни о пользе учения и знаний.
Хочу я, о мудрый, о слове сказать:
Ученья и знанья воспеть благодать.
Ученье – светоч во мраке ночном,
От светоча знанья ты светел челом.
Ученость нужна, чтобы знаньем владел,
А знанья нужны для свершения дел.
Подготовить вопросы I уровня и дать ответы
2 группа.
Аль Фараби из «Трактата о жителях добродетельного города»
«Город станет тогда добродетельным, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но и свои примером и воздействием на души сограждан сделают всеобщей нормой стремление к совершенству»
Составить вопросы I уровня и подготовить ответы
3 группа.
Ибн Сина о пользе бани.
«В хорошей бане должны быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем картины хорошей работы, явной красоты»
Подготовить вопросы I уровня и дать ответы
4 группа.
Именно в тюркский период наблюдается оживление на трассах ВШП, который проходил от Китая на Запад через Семиречье и юг Казахстана. Это объясняется тем, что в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали и обеспечивали безопасность торговых путей, к тому богатая тюркская знать и ее окружение стали крупными оптовыми покупателями заморских товаров. Так этот участок стал главным, узловым, и основное число посольских и торговых караванов шло здесь.
Подготовить вопросы I уровня и дать ответы
5 группа.
Ключевой позицией на границе с тюрками был г. Тараз. Город стал важным центром транзитной торговли, о котором источники пишут как о «месте торговли мусульман с тюрками». Через Тараз вывозилось серебро, которое добывалось в низовьях р. Талас. На городище при раскопках найдены многочисленные монеты, которые говорят о существовании здесь монетного двора.
Подготовить вопросы I уровня и дать ответы
6.Рефлексия «Мишень»/4-5 мин
7.Д/з §15-20/1 мин
15