Конспект внеклассного мероприятия До свидания, Азбука!


Внеклассное мероприятие «До свидания, Азбука!»
Автор: учитель начальных классов первой квалификационной категории Магильная Лариса Владимировна, МБОУ СОШ №144 Первомайского района г.НовосибирскаПримечание: внеклассное мероприятие проводится при завершении изучения курса Азбуки в 1 классе.
Ход урока:
В классе полукругом расставлены четыре парты – места для работы команд.
Гости рассаживаются на приготовленные места.
В класс входит учитель. В его руках красочно оформленный конверт.
Учитель. Ребята! К нам пришло письмо. От кого оно, как вы думаете? Давайте откроем конверт. (Достает письмо и листок с ребусом.) Письмо никто не подписал. Я думаю, что ребус поможет угадать его автора. Вот что нарисовано (Слайд 2: слова-ребусы: волшебница Грамота).
Ребята читают слова и разгадывают ребус, а затем читают письмо вместе с учителем.
Слайд 3: текст письма.( Дорогие ребята ! Сегодня у вас праздник. Вы познакомились со всеми буквами, живущими в моем городе Букв. Это большое событие в вашей жизни, потому что теперь вы сами можете прочесть любую книжку. А книг на Земле великое множество. Вы будете читать книгу за книгой. Но помните свою первую книгу, которая научила вас читать. Как называется эта книжка? («Азбука»). Верно. Встречайте мою младшую сестру – волшебницу Азбуку.)
Учитель. Но что-то волшебница Азбука не идеи к нам в гости. Давайте все вместе позовем ее.
Дети. Волшебница Азбука, иди к нам!.Появляется волшебница Азбука.
Азбука. Здравствуйте, ребята! Очень рада повидаться с вами вновь.
Дети. И мы рады видеть тебя, волшебница Азбука.
1-й ученик. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
АЗБУКА (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2-й ученик. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам с-строчкам шли.
Ах как много мы узнали!
Ах как много мы прочли!
3-й ученик. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
4-й ученик. Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Все. Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Волшебница азбука. Я пришла к вам в гости не одна.
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы
В одном городе живут
И повсюду славятся.
Кто же пришел со мной вместе? (Буквы) Верно. Но прежде они должны услышать те стихи, которые вы о них учили.
Первоклассники читают стихи, поднимая карточки, где нарисованы буквы. Таким образом буквы «оживают».
А. Буква А, буква А –
Алфавита голов.
Знает Вова, знает Света:
А похожа на ракету.
Б. Буква Б проснулась рано.
Буква Б – бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
В. Словно букву В, Алена
Держит трубку телефона.
Г. Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г смогу.
Д. Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е. На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ё. Е и Ё - родные сестры.
Различить сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж. Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратиться в букву Ж.
З. З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
И. На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
К. Сигнальщик держит два флажка
С флажками он, как буква К.
Л. Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М. Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н. Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
О. В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
П. На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Р. Буква Р – на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
С. Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т. Молоток стучит: «Тук-тук,
Букве Т я старый друг».
У. У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Ф. Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Х. Буква Х все ходит, ходит,
Места словно не находит.
Ц. Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на Ц похожим стул.
Ч. Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами ,друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш. На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Щ. Буква Щ поможет нам
Зубы чистить по утрам.
Ъ. Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.
Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать ее должны.
Ь. Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Э. Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Ю. На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель.
Он, как будто Ю, с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.
Я. И сказала буква Я:
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
Гол! Закончен алфавит».
Учитель. А теперь попросим наших первоклассников разделиться на четыре команды.
Дети достают из коробочки свернутые бумажки, где написаны названия команд. Таким образом все дети делятся на четыре команды. Они занимают места за игровыми столами, на которых стоят карточки с названием команды, а родители становятся болельщиками и помощниками первоклассников.
Волшебница Грамота. Минуточку внимания!
По вашему желанию
Начнем соревнование!
- Команда «Звездочки» готова? (Готова)
- Команда «Грамотеи» готова?
- Команда «Ракета» готова?
- Команда «Весельчаки» готова?
- Ну что ж, в путь, друзья! (Звучит музыка)
1-е задание. Назовите мне как можно больше слов, начинающихся с первой буквы названия вашей команды.
Слышится стук в дверь. Появляются Незнайка, Буратино, Карандаш.
Буратино. Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по станицам «Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы. (Огорченно) Я нес для вас слова, но вот беда6 по дороге я упал и все слова рассыпались.
Учитель. Не волнуйся, Буратино, ребята соберут из слогов слова.
Буратино раздает всем командам конверты со слогами.
«Звездочки» РО ЧА СВЕ
ЧА ЩА
КРИ ТА ЩУ
(Роща, свеча, тащу, кричу)
«Грамотеи» ТУ ПИ
КРУ ЧУ ЩА
ЧА КА ЩУ
(Туча, пища, кручу, щука)
«Ракета» УГО ЧУ КУ
ЩУ ЧА
ЧА МОЛ ЩА
(Угощу, чаща, куча, молчу)
«Весельчаки» ЧАШ ЧИ
ЧУ ЩУ КА
ЩА ДО ВЕЛЬ
(Чашка, чищу, чудо, щавель)
- Ребята, а на какие правила слова я вам принес?
Учитель. Наши первоклассники хорошо потрудились, пусть немного отдохнут. А пока пусть поработают наши болельщики. (На экране показываются зашифрованные слова. Их нужно расшифровать и ответить на вопросы.)
- Какое из этих животных самое маленькое? (Слайд 4. Рубакс, рикодокл, шугляка, шкала, бакоса. – Барсук, крокодил, лягушка, шакал, собака.)
- Какое из этих животных ни на шаг не отходит от собственного дома? (Слайд 5. Украбс, авуд, тикула, инфледь. – Барсук, удав, улитка, дельфин.)
- У кого 8 ног? (Слайд 6. Печал, хума, пука, баобчак. – Пчела, муха, паук, бабочка.)
Учитель. А сейчас давайте разомнемся. (Учитель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения.)
Незнайка. Надеюсь вы, друзья, не забыли, что мы с Буратино любим отгадывать загадки и кроссворды? (Раздает командам листки с кроссвордами.) Попробуйте их отгадать.
День и ночь стоит на крыше
Этот чудо- постовой
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной.
(Антенна)
Круглый, сладкий, очень вкусный,
Спрятал дольки он искусно.
В ярко-рыжей кожуре
К нам приходит в октябре.
(Апельсин)
На окошке – пруд,
В нем рыбешки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
(Аквариум)
Кафтан на нем зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч.
(Арбуз)
А А А А Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся.
(Очки)
Круглый да гладкий,
Он рос не на грядке.
На ветке висел,
На солнышке зрел.
Белка нашла
И в дупло унесла.
(Орех)
Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «о»
И так же начинается.
(Окно)
Пышная вата
Плывет куда-то:
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Облака)
О О О О Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста)
Мне зеленый кипяток
Ноги белые обжег.
У заборов он бывает,
Никогда не остывает.
(Крапива)
Нос долог, голос тонок,
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
(Комар)
К К К К
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
В нашей кухне целый год Дед мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Хлоп – и конфета стреляет,
Как пушка!
Каждому ясно: это… (хлопушка)
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)


Х Х Х Х Карандаш. А я, как обычно, принес для вас картины. Когда отправился к вам, то увидел, что Ластик решил подшутить и стер половину каждой буквы. Постарайтесь восстановить слова и составьте рассказ по картинке.
(Весна)
(Ручей)
(Дерево)
(Птица) (Лес)
(Куст)
(Ёжик)
(Листок)
(Река)
(Удочка)
(Лодка)
(Рыбак) (Поляна)
(Цветок)
(Бабочка)
(Трава)
На каждой карточке с картинкой записаны слова, подходящие к данной картинке, но каждая буква в слове наполовину стерта.
Волшебница Азбука. Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
- Ребята, поставьте буквы на свои места.
Слайд 7. На экране появляется задание:
Ехал дядя без жилета
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
У вратаря большой улов:
Влетело в сетку пять волов.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол.
Слайд 8. Задания преставителям команд.
- Команде «Звездочки»
Кто автор сказки, героиня которой пришла на бал в хрустальных туфельках?
- Команде «Грамотеи»
Как был обманут герой, попавший в Страну Дураков? ( Инсценировка отрывка из книги А.Н.Толстого)
- Команде «Ракета»
Кто не хотел учиться , но пытался стать поэтом, и музыкантом, и художником, и водителем газированного автомобиля?
- Команда «Весельчаки»
Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота за косичку парика, не пал духом в желудке огромной рыбы, летал на ядре, побывал на луне? ( Достаточно вспомнить название книги,автора называет учитель)
Учитель. Посмотрите-ка, ребята, сколько у нас друзей, которые нам сегодня помогали. Давайте споем для них «Песенку друзей».
Волшебница Азбука. Молодцы, ребята! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать друг с другом. Пришло время нам расстаться и познакомить вас с книжкой, с которой вы пойдете из класса в класс. Она называется «Родная речь».
Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экране телевизора. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои.
Ученица. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу
Перечитать еще страницу.
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Дети. До свидания! До свидания!
А на следующий год
Азбука читать научит
Тех, кто в первый класс придет.
Учитель. А теперь вас от всей души поздравят родители.
Родители дарят сувениры, книги.