Исследовательская работа Дарующая благо, полезная всем (7 класс)
IX традиционные РАДОНЕЖСКИЕ ЧТЕНИЯ
по теме: «Дарующая благо, полезная всем»
Название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Русская национальная гимназия им. Преподобного Сергия Радонежского»
ФИО обучающихся: Джамбышева Энгель, Надбитова Александра
Класс: 7Б, 9Б
Секция: «Памятные места религиозной культуры России
Тема выступления: «Дарующая благо, полезная всем»
ФИО руководителей: Манджиева Светлана Борисовна, учитель истории и обществознания «РНГ», Сакилова Кермен Кануровна, учитель калмыцкого языка и литературы «РНГ».
Элиста, 2016
План
Введение………………………………………………………………3
I.1. Традиционная тханопись……………………………………………..5
I.2. Калмыцкая народная вышивка……………………………….............6
II.1.Зеленая Тара. Чудом спасенная………………………………………7
II. 2. Зеленая Тара – исполнительница желаний…………………………9
Заключение…………………………………………………………...13
Список использованной литературы……………………………….14
Введение
Калмыкия - единственное место в Европе, где буддийское искусство является традиционным, исконным. На протяжении столетий произведения культовой скульптуры и хурульной иконописи воздействовали на духовный мир человека, формировали его представление его о мироздании и своем месте в нем. Старокалмыцкое искусство (скульптура, иконопись) получило большое развитие в Калмыцкой степи после ограничения ввоза культовых предметов в связи с упразднением Калмыцкого ханства в XVIII веке. В хурулах появились мастерские, в которых художники - зурачи создавали скульптуры и тханки по буддийским канонам.
Калмыки, как и другие монголоязычные народы, приверженцы в основном буддизма школы Гелуг, основанной великим реформатором буддизма Цзонхавой 1357-1419. В пантеон божеств, почитаемых калмыками, входят будды, ботхисаттвы (божества, оставшиеся в мире ради спасения людей) и буддийского учения мирные и гневные божества (докшиты), божества –покровители (идамы) и др.
Актуальность темы исследовательской работы обуславливается возросшей потребностью человека к духовным ценностям и культурным памятникам, которые помогают нам познать свои национальные истоки.
Цель исследовательской работы изучение памятников прикладного искусства калмыков конца XIX- начала XX века.
Задачи
изучить взаимовлияние традиций искусства и профессионального, таких как иконы-аппликации и вышитые панно на культовый сюжет.
систематизировать информацию о Зеленой Таре
определить причины обращения к Зеленой Таре как к источнику исполнения желаний
Методы и исследования:
теоретические (анализ литературы по проблеме исследования)
эмпирические (просмотр альбомов по искусству, сбор необходимой информации в музее им. Н.Н. Пальмова, поиск необходимой информации на интернет – сайтах)
Практическая значимость исследования:
собранный материал может представлять интерес для гимназического музея «Буддизма» (для проведения экскурсий).
для организации и проведения туристической экскурсии в Ставропольский Государственный музей - заповедник имени Г. Прозрителева и Г. Праве.
Для создания мини-проектов на уроках технологии (биссероплетение, вышивание) на сакральные темы.
I.1. Традиционная тханкопись - это в первую очередь строго определенная и конкретная последовательность всех действий. В целом тханка пишется сверху вниз и начиная с синего цвета, то есть с фона, коим является обычно небо. Кроме неба также закрашиваются все синие участки, а весь контурный рисунок проходится пунктирной линией той же синей краской. Затем закрашиваются зеленые участки, начиная с пейзажа на заднем плане. Затем следуют светло-голубой, светло-зеленый, красный, оранжевый, розовый, коричневый, светло-оранжевый, желтый, бледно-желтый и, наконец, белый.В современной живописи этот процесс называется подмалевок. Отличием является то, что классическая тханка более похожа на "раскраску", то есть в процессе живописи художник раскрашивает будущую картину по четким контурным линиям.
Когда предварительное раскрашивание произведено, холст просушивают, после чего излишки краски соскабливают лезвием и сметают пыль при помощи мягких перьев. Прорисовка также делается четко по контуру, причем многочисленными лессировками и с той же последовательностью нанесения красок. Таким образом, написание простого цветка лотоса может занять от 3 до 7 дней. Естественно, художник не рисует один цветок в день. Вся работа делается в целом. Если полотно очень большое, то в работе могут принимать участие несколько художников.
Когда доходит очередь до прорисовки деталей переднего плана, ландшафта, деталей одежды, то и этот процесс тоже происходит в тщательной последовательности.
Тела персонажей, их лица, а также все живые существа, если таковые присутствуют в композиции, пишутся в последнюю очередь. На этом этапе всем деталям живописи придается окончательная форма и объем.
Декоративная отделка живописи золотом и серебром используется, чтобы придать для ее создания художник мог купить целый слиток золота, но использовать в работе всего несколько грамм. Сначала художник расплавлял золото, специальным образом очищал ее. На золотую краску никогда не скупились. Для этого он делал из него листы вроде фольги, которые потом резал на мелкие кусочки и размалывал в ступке, пока золото не превратится в обычную пыль. Перемолотое золото заливали в отдельной емкости водой и оставляли до утра. На утро золотой осадок подвергали дополнительной обработке и очистке, а затем снова расплавляли и повторяют весь процесс сначала, чтобы извлечь из золота все примеси. Таким образом, к моменту завершения приготовления золотой краски от целого слитка оставалось совсем немного.
Последняя завершающая стадия живописи называется "открыть глаза". Сейчас художнику осталось лишь выписать глаза изображаемым божествам, но делает он это только после соответствующих очистительных ритуалов и подношений.
Когда живопись готова, холст снимают с рамы и отдают портному, который крепит ее к другой ткани, часто шелку или парче.
I.2 Старокалмыцкое искусство вышивки.
Искусство вышивки и аппликации, сохранившиеся у монгольских народов вплоть до наших дней, имело древнее происхождение. Ярко выраженная утилитарность, декоративность, обобщенность формы.Особенность калмыцкой вышивки зег состоит в том, что ее изготавливали отдельно с использованием разноцветных шелковых и шерстяных шнуров, нитей и тесьмы, сделанных мастерицей, и затем нашивали на ткань платья или мягкого бытового предмета. Вот как описывает технику ее исполнения И. В. Бентковский, наблюдавший работу молодой рукодельницы во второй половине ХIХ века: «Серен-Герел в одно и то же время плела шнурок и накладывала узор… Десять по числу пальцев серебряных и шелковых разноцветных ниток она связывала в одном конце узлом и прикрепила на начальной точке узора, посредством иголки и особой шелковой нитки. Потом на противоположном конце каждой нитки, около аршина, она делала петли такой величины, которая позволяла бы свободно перекидывать петлю одного пальца правой руки на другой палец левой и обратно. От такого способа перемещения ниток с одной руки на другую плетется шнурок; а от умения и вкуса располагать цветами и серебром ниток образуется узор шнурка. После каждой манипуляции шнурок пришивается к материи иголкой, которую не выдергивают до следующего перемещения ниток, что способствует правильному плетению шнурка. Так, мало-помалу выкладывается весь узор ,что выходит и оригинально, и мило».
В искусной комбинированной технике вышивки «ЗЕГ» использовались различные вариации растительного и в большей степени геометрического орнамента, поражающего тональной разработкой цвета. Большой декоративный эффект давало контрастное сочетание вышивки и материала-основы, их цвета и фактуры.
II.1. Зеленая Тара. Чудом спасенная…
Она родилась из слезы Будды Милосердия и Сострадания - Аволокитешвары. Наиболее популярный женский образ в буддийском пантеоне. Известно 21 форм Тары. В Непале, Монголии, Тыве, Бурятии, Калмыкии особенно почитаемы Белая Тара (Цаган Дярк) и Зеленая Тара ( Ноган Дярк). Её правая нога немного приспущена, это означает, что она всегда готова прийти на помощь, откликнуться по первому зову.
С 1946 в Ставропольском Государственном музее-заповеднике имени Прозрителева и Праве хранится тханка Зеленая Тара. Уникальный шедевр конца XIX- начала XX веков выдающиеся памятник декоративно-прикладного искусства калмыцкого народа.
Тара в переводе с санскрита «Спасительница». Но в истории именно этой тханки «Зеленой тары» был чудесный случай, когда её саму спасли. И этот факт вызывает поистине настоящее восхищение. В этой истории дух той эпохи, дух того времени, когда не было стабильности и уверенности в завтрашний день.
Икону вышивали девочки в возрасте от 10-14 лет. Острые глаза, нежные, гибкие и проворные детские пальцы несколько лет были прикованы к громадному, более трех метров в высоту и более двух метров в ширину, темно-синему шелковому полотну. На котором стежок за стежком рождался удивительный образ их благодетельницы и покровительницы.
Когда картина была почти готова, духовенство хурула отслужило большой молебен, и только потом ведущим вышивальщицам было разрешено сотворить чудо- завершить вышивку, открыть богини глаза. Зеленую тару готовили для открытия нового буддийского храма в ставке Багатугтунского аймака, в честь 300 -летие дома Романовых.
Великолепный хурул был возведен в 1912 году. Это был красивый, величественный, многоярусный построенный по проекту английских архитекторов. У него был мощный фундамент из горного камня, двухметровый цоколь из ракушечника, нижний ярус из красного кирпича, верхний из дерева, окна были из разноцветных стекол. Золоченый купол шаровидной формы был виден в открытой степи на десятки километров. Зал вмещал до трехсот молящихся.
История сохранила нам имя главного инициатора возведения этого храма. Им был местный хурульный учитель - Дорджи Цеденов. В этом хуруле находилась Зеленая Тара рядом с двумя другими - вышитой аппликативной, составляя тем самым законченную трехчастную композицию.
Храм действовал до 1929 года. Через год местный сельский совет здание хурула передал совхозу. В 1933 году из кирпича и лесоматериала хурула построили пять двухквартирных домов, клуб и магазин. Все убранство хурула, среди которых была тханка Зеленая Тара, стала инвентарем сельского клуба. В годы Великой Отечественной войны и депортации калмыцкого народа клуб был разграблен. Все содержимое бесследно исчезло.
Зеленая тара появилась в голодном 1946 году на Александровском базаре города Ставрополя. Предание гласит, что ее продавали как ковер. Деньги просили немалые. Желающие купить её целиком не нашлось. Несколько человек уже сговорились купить ковер в складчину, чтобы потом разрезать на части. К счастью, на тот момент случайно мимо проходила известный историк и археолог, сотрудница краеведческого музея Татьяна Максимовна Минаева. Татьяна Максимовна в старом ковре признала старинную, буддийскую икону. Татьяна Максимовна уговорила не разрезать танку и смогла обменять на две булки хлеба. Цена по понятиям нищего, послевоенного времени почти не мыслимая. Так, эта удивительная женщина спасла для будущих поколений этот уникальный шедевр, рожденный калмыцкими девочками, на калмыцкой земле более 100 лет назад.
Музейным реставраторам пришлось немало повозиться с полотном, прежде чем вернуть краскам первозданное сияние.
С 1960 годов XX века тханка Зеленая Тара экспонируется в зале этнографии Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве. Благодаря бережному отношению сотрудников музея состояние иконы в настоящее время приводит в восторг и изумление.
Высокое исполнительское мастерство, определившее художественный уровень произведения, свидетельство одаренности и тонкого вкуса его создателей. Икона поражает оригинальностью художественного шитья, монументальностью, и необыкновенным богатством красок.
II.2. Зеленая Тара – исполнительница желаний
Зелёная Тара, зелёная освободительница, защитницы всех существ.
Зеленый цвет тела указывает на ее принадлежность к семейству (генезису) Будды Амогасиддхи, трансцендентального Будды, занимающего северную сторону Мандалы. Считается, что Зелёная Тара появилась из слезинки правого глаза Бодхисаттвы Арьябалы. Цвет ее тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего. Мудра (жест) выражает дарование окончательного просветления.
Шестнадцатилетняя Тара сидит на лотосе и лунном диске. Правая нога вытянута вперёд и поддерживается цветком лотоса. Эта поза активности символизирует готовность Тары мгновенно прийти на помощь. Открытая правая рука опущена вниз в жесте даяния. В левой руке, большой и безымянный пальцы которой соединены в жесте наставления, она держит стебель цветка лотоса, а три поднятых пальца символизируют Три Драгоценности.
Зеленая Тара — деловое божество, которая быстро производит обмен энергетиками у тех, кто взывает к ней.
Она говорит:
«Я быстро решаю вопросы и улаживаю проблемы, пользуясь мудростью и действием. Я вглядываюсь в желаемый результат и достигаю его».
Цвет её тела символизирует активность и мгновенное исполнение любой просьбы верующего. Её мудра выражает дарование окончательного просветления.
К Зелёной Таре обращаются как к воплощению всех просветлённых, как к утешительнице, как к защитнице, быстро отзывающейся на просьбу о помощи, как к покровительствующему божеству, проявляющему ко всем существам сострадание и любовь, сравнимые с заботой матери о своих детях.
Зеленая Тара помогает всем, кто обращается к ней с искренней просьбой в трудных ситуациях. Она является хранительницей семьи, домашнего очага, помогает обрести семью, а особо помогает женщинам желающим иметь детей, беременным, удлиняет жизнь.
Помогает при любых заболеваниях, в том числе хронических, избавляет от страданий и болезней.
Человек, начитывающий её мантру, побеждает всех демонов, уничтожает препятствия. Чтение этой мантры очищает ауру человека от вредоносных влияний, улучшает здоровье, помогает избавиться от страхов и сомнений. Помогает исполнить заветные желания.
Зеленая Тара входит в число бодхисаттв тантрического буддизма. Бодхисаттва – это существо с тонкого плана, которое спускает свое благословение на людей, которые к нему обращаются.
Энергию каждого из бодхисаттв можно сравнить с музыкой: чья-то энергия похожа на воодушевляющий марш, чья-то на расслабляющий ньюэйдж, чья-то на хоровое соборное пение…Энергия Зеленой Тары похожа на медитативный танец :). И когда мы медитируем в энергиях Зеленой Тары, у нас на душе становится легко и спокойно, расслабленно и радостно :). Даже сама ее мантра в себе уже содержит мягкий размеренный ритм: ОМ ТАРЕ ТУТ ТАРЕ ТУРЕ СОХА, под которых хочется мягко двигаться и пританцовывать.
К Зеленой Таре традиционно обращаются за исполнением желаний. Но мы-то знаем, что у Бога нет других рук кроме наших ;). Поэтому Зеленая Тара помогает нам получать желаемое, насыщая нас такими состояниями, как: любовь к себе и к жизни, принятие всего происходящего, осознание своего желания как реализацию божественного замысла.И это – ключевой момент: осознание своего желания как реализацию божественного замысла.
Бог живет внутри нас, и через наши мысли, чувства и действия он реализует свой божественный замысел. Поэтому абсолютно все наши мысли, чувства, действия и желания – изначально обладают природой божественного замысла. Но как только мы перестаем чувствовать божественность внутри себя, мы утрачиваем не просто божественный замысел, но и жизненную силу, которая этот замысел реализует.
Вот почему так часто наши самые заветные мечты не сбываются: мечты – хорошие, а вот энергии для их реализации – нет. И нет этой энергии потому, что мы не чувствуем свое желание – желанием самого Бога, который наслаждается игрой под названием жизнь.
Поэтому Зеленая Тара насыщает нас состоянием расширенного сознания, и благодаря этому состоянию мы возвращаемся в поток божественного замысла, а дальше – наши желания просто реализуются на волне этого потока.
По сути, мы начинаем осознавать свое желание, как желание самого Бога. И тогда реализованное желание с одной стороны – насыщает нашу душу новым жизненным опытом, а с другой стороны – радует Бога игрой под названием жизнь.
И здесь возникает еще один очень важный нюанс: для Бога нет значимых и незначимых желаний. Для Бога абсолютно любое явление бытия – ценно само по себе. Поэтому не надо ошибочно полагать, что наши только возвышенные и высокодуховные желания входят в «рамки» божественного замысла и будут поддерживаться Зеленой Тарой.
И в особой степени Зеленая Тара помогает нам в любви и отношениях.
Зеленая Тара является покровительницей всех женщин: она помогает раскрыть свою женственность и сексуальность, помогает в выборе избранника и в рождении детей. В том числе во все времена женщины обращались к Зеленой Таре за здоровьем – именно за женским здоровьем.
Как правило, женские недуги всегда проистекают из зажатой и нереализованной женственности и сексуальности. Поэтому энергия Зеленой Тары, наполняя женщину своей иньской гармоничной энергией, устраняет причину болезней, и тем самым ведет к выздоровлению.
Для мужчин Зеленая Тара – это своего рода «переводчик» с мужского «языка» на женский. Очень часто у мужчины не складываются отношения с женщиной, потому что он ее не понимает: очень любит, но не понимает. Так происходит, потому что мужчины в основном руководствуются левым полушарием мозга, отвечающим за логику, а женщины руководствуются правым полушарием мозга, отвечающим за абстрактное мышление, чувства и интуицию.
Медитируя в энергиях Зеленой Тары, мужчина наполняется вселенской иньской энергией, которая раскрывает в мужчине интуицию – активизирует правое полушарие мозга. И тогда для мужчины понятие «женская логика» перестает быть в кавычках :). Мужчина действительно начинает чувствовать эту интуитивную логику, мужчина начинает понимать образ мышления женщины, и его отношения с женщиной становятся ближе – переходят на новый уровень взаимопроникновения Заключение
Одни памятники исчезли для нас невозвратно, а другие чудом спасенные экспонируются в залах музеев. Многие экспонаты имеют удивительные легенды и истории.
Тханка Зеленая Тара поражает не только оригинальностью художественного шитья, но и своей монументальностью и богатством колористической гаммы. Её вышивали девочки 10-14 лет. Но и в наше время девочки занимаются вышиванием на уроках технологии и кружках рукоделия. После посещения выставки «Калмыцкая национальная вышивка , увидев трехметровое полотно Зеленой Тары, рожденное калмыцкими девочками, на калмыцкой земле более 100 лет назад, я почувствовала желание попытаться проявить свою творческую индивидуальность. Итогом моей совместной работы с тетей явилась данная работа «Зеленая Тары».
Список использованной литературы
1.Альбом. Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова. Элиста, 2014
2. Батырева С. Г. Живопись ламаизма. Элиста.1990
3. Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись.М..1975
4.Искусство Калмыкии 18-начало 19 вв . Каталог выставки.
5.Малая история искусства Дальнего Востока. М..1975
6. Парнов Е.И. Боги лотоса.М..1980.
7. Сергеева Г. Буддийская средневековая икона. М..1995
8. Сокровище культуры Калмыкии. М.., 2009
9. Тюляев С.И. Искусство Индии. М..1989
10. Художественная культура буддизма. М..2007
11. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М..1977