Природоохранное воспитание на уроках биологии
Природоохранное воспитание обучающихся на уроках биологии.
Румянцева Р.В.
учитель биологии и химии,
МОБУ «Башкирская гимназия»,
г. Агидель Республики Башкортостан
Природоохранная работа в школе рассматривается как часть системы воспитания. Воспитание у обучающихся активно преобразующего отношения к природе - задача чрезвычайно сложная, её решение возложено на всех учителей- предметников, она требует вовлечения учеников во внеклассную и внешкольную работу, общественно полезную природоохранительную деятельность.
Биологические учебные предметы занимают ведущее место в системе разнообразной природоохранительной деятельности, включая обучающихся в активное участие в разнообразных полезных делах по охране природы.
Содержание курса биологии 5-6 классов, а также полученные знания по природоведению в начальной школе, установление межпредметных связей с другими учебными предметами позволяют формировать у обучающихся следующие понятия об охране растительности и условий её обитания:
Растения, их роль в жизни природы и человека;
Растительные богатства России;
Охрана растительности, рациональное её использование и обогащение.
Формирование общих понятий об охране природы нацеливает учителя на воспитание у ребят эмоционального отношения к природе, убеждений в необходимости её охраны, ответственного отношения к ней, на выработку умений по изучению и охране окружающей среды.
Наиболее важные и доступные умения, которые необходимо формировать у обучающихся по охране природы, условно можно разделить на три группы.
Первая группа - умения по изучению окружающей природы и выполнению общественно полезной работы по восстановлению и преумножению растительных богатств, осуществлению ухода за зелёными насаждениями. Умения по изучению растительности включают распознавание обучающимися основного видового состава России, редких и исчезающих видов, видового состава типичных сообществ, проведение фенологических наблюдений, выявление положительного и отрицательного влияния деятельности человека на растительность и посильное участие в устранении нежелательных явлений.
Вторая группа – умения рационального использования растительных ресурсов. Ученикам надлежит не только знать, но и уметь правильно пользоваться дарами природы, не нанося при сборе вреда растениям, не истощая их запасы, заботясь об ответственном их восстановлении. Обучающихся следует научить правильно собирать грибы, семена и плоды деревьев и кустарников, лекарственные растения, составлять небольшие букеты из дикорастущих растений. При этом важно воспитать у ребят чувство ответственности ха сохранность природных богатств.
Третья группа – умения культурного поведения в природе. Они связаны с соблюдением норм и правил защиты природной среды от загрязнения и разрушения, использования её как источника эстетического наслаждения, отдыха и здоровья.
Общение с природой требует от учеников прежде всего умения воспринимать красоту растений, разнообразие их форм, красок, запахов, пение птиц и тишину, любить и охранять всё это.
Во время отдыха учеников следует научить сохранять красоту природы: не захламлять окружающую среду мусором, правильно выбрать место для костра, не допускать возникновение пожара, критически оценивать деятельность людей, не соблюдающих правила поведения в природе, быть активными её защитниками. Формирование у обучающихся природоохранительных умений требует от них не только знаний о строении, жизни и охране растений, но и практического, неоднократного их применения при выполнении заданий на уроках и экскурсиях.
Агидель – 2015 год.