ПРОГРАММА индивидуального логопедического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата как часть адаптированной образовательной программы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Средняя общеобразовательная школа № 59» г.Курска
ПРОГРАММА
индивидуального логопедического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата
как часть адаптированной образовательной программы
2014 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………...3
Глава I
Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.
1.1.Особенности развития обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата.………………………………………………………….7
1.2. Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося
с нарушением опорно-двигательного аппарата. ……………………………… 9
1.3. Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения. ………………………………………………………………….11
1.4 Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождении ………………………………………………………………….14
1.4. Нормативно-правовое обеспечение. ………………………………………15
Глава II
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно- двигательного аппарата в
условиях общеобразовательной школы.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата………………………………………………...18
2.2. Индивидуальный план логопедического сопровождения для
ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. …………………….21
2.3. Ожидаемые результаты логопедической работы. ……………………….26
Заключение …………………………………………………………………......27
Список использованной литературы. ………………………………..........28
Введение
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Признание права любого ребенка на получения образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило возможные инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Такое право детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при инклюзивном образовании.
Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Актуальность проблемы заключается в том, что современная школа должна обучать не только обычных школьников, но и дифференцированно подходить к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывать особые образовательные потребности данных детей, определять и создавать не только условия для обучения детей данной категории, но и обеспечивать их психолого- медико - педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.
Организация психолого-медико-педагогического сопровождения включает в себя:
- работу психолого-медико-педагогического консилиума;
- выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии;
-оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
- организация индивидуальных педагогических маршрутов;
- организация педагогического взаимодействия.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляют специалисты школьного ПМПк. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет индивидуальный план работы по сопровождению обучающихся, который является частью адаптированной образовательной программы.
Содержание и формы работы в данном направлении следующие:
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителем, школьным психологом, логопедом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе со специалистами ПМПк), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе;
- формирование комфортного микроклимата в классе для обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за обучающимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
Цель логопедической программы – создание оптимальных условий для динамического речевого развития, определение наиболее эффективных приемов логопедического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создавать условия для реализации права получения коррекционно-логопедической помощи;
осуществлять индивидуально ориентированную психолого-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
устранять нарушения в устной и письменной речи;
оказывать консультативную и методическую помощь родителям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по интересующим их вопросам.
Принципы коррекционной работы
 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Глава 1
Содержание логопедической программы сопровождения детей с нарушением опорно - двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.
Особенности развития обучающихся с нарушением опорно- двигательного аппарата.
В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
- дети с церебральным параличом (ДЦП);
- с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
- с миопатией;
- с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич — это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подёргиваниями, нарушением равновесия). При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. 
При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций.
Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики).
Наиболее часто интеллектуальные нарушения при ДЦП выявляются в синдроме органической задержки психического развития. Особенно задержаны в развитии те функции, которые тесно связаны с двигательно-кинестетическим анализатором: пространственные представления, стереогноз, оптико- пространственный гнозис, праксис, задержка формирования школьных навыков, сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью, задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления за счет речевой недостаточности и бедности практического опыта.
У детей отмечается несформированность зрительно-моторной координации, т.е. несогласованная работа руки и глаза. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей.
Особое место в учебной деятельности обучающихся с двигательными нарушениями занимают расстройства речи.  Особенности  нарушений речи и степень их  выраженности зависит от локализации и степени поражения мозга.
 Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП – дизартрия. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), нарушения речевого дыхания, голоса. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.
Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков.
Нарушения речи у детей с церебральными параличами включают:
- фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии;
- специфические особенности усвоения лексической системы языка;
- нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;
- нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами;
- все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.
В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.
Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи:
- обследование ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- составление перспективного плана и графика логопедических занятий;
- выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства (осуществление режима проводится всем персоналом школы);
- подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом двигательных и психических возможностей ребенка, обращая особое внимание на нарушения зрительно-моторной координации и пространственные нарушения;
- проведение логопедических занятий по коррекции речевых нарушений (индивидуально для детей с ДЦП);
- оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;
- проведение динамических обследований и обсуждение речевого развития детей с врачами, учителями и родителями.
Индивидуальные занятия проводятся в специально оборудованном логопедическом кабинете. Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений.
Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата включает в себя:
- нормализацию артикуляционной и мелкой моторики (снижение тяжести
проявления спастического пареза, гиперкинезов и атаксии);- развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;- нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной
и темпово-ритмической стороны);
- подавление синкинезий, уменьшение слюнотечения;
- развитие зрительного гнозиса;
- коррекцию звукопроизношения;- развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса,
дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений; - увеличение пассивного и активного словарного запаса;- развитие способности словообразования и словоизменения;- обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка;
- коррекция процессов чтения и письма;- развитие связной речи: диалогической и монологической;
- развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня
общего речевого развития.
Направления коррекционно- логопедической работы
Основные направления коррекционной работы:
- диагностическая работа.
- коррекционно - логопедическая работа.
- консультативная работа.
- просветительская работа.
- экспертная работа.
Содержание коррекционно - логопедической программы сопровождения
Диагностическая работа
- своевременное выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями, с речевыми нарушениями разной этиологии и степенью речевых расстройств, нуждающихся в логопедической помощи;
- выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности ребенка, фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи;
- выявление нарушений в устной и письменной речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- наблюдение за уровнем и динамикой развития речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционной работы.
Коррекционно - логопедическая работа.
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
- организацию и проведение логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения с учетом образовательных потребностей ребенка;
- развитие просодической стороны речи: дыхания, голоса, темпа речи,
мелодико-интонационной окраски;
- коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
- коррекцию и развитие артикуляционного праксиса;
- коррекцию звукопроизношения;
- коррекцию и развитие фонематического слуха, восприятия, представлений, развитие зрительного гнозиса, звуко-слогового анализа и синтеза, навыков анализа морфологического состава слова, формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, навыков словообразования и словоизменения, обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи;
- коррекцию нарушений процессов чтения и письма у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- способствовать формированию необходимых навыков для письма и чтения, которые составляют необходимую предпосылку успешного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школе;
- создать базу для успешного овладения орфографическими навыками;
- своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной этими нарушениями;
- развивать психические процессы, коммуникативные навыки.
Консультативная работа.
- разработка индивидуальных рекомендаций для каждого ребенка с учетом речевого дефекта, особых образовательных потребностей и логопедического заключения;
- консультирование учителей начальных классов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нарушения в речевом развитии;
- оказание консультационной помощи учителям и родителям (законным представителям) в вопросах предупреждения и преодоления нарушений устной и письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Просветительская работа.
- различные формы просветительской деятельности (семинары, беседы, печатные материалы, информационные стенды), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса (обучающимся, родителям, учителям начальных классов), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с речевыми нарушениями; объяснить, как речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми с ограниченными возможностями здоровья учебной программы по русскому языку и чтению;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению причин речевых нарушений и методах их коррекции с учетом индивидуально-типологических особенностей развития детей с различными видами нарушений.
Экспертная работа.
- систематизация сведений о виде, структуре и динамике нарушений, включая прогноз развития, классификацию специальных образовательных потребностей, сопутствующих виду ПМП помощи;
- диагностику и рекомендации по освоению общеобразовательной программы;
- проектирование условий обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в данном учебном заведении.
- внесение необходимых изменений в коррекционно-развивающий и образовательный процесс детей с речевыми нарушениями, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Этапы реализации программы
 Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.
 Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
 Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).  Констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
 Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Требования к условиям реализации программы логопедического сопровождения
В процессе реализации программы логопедического сопровождения необходимо соблюдение следующих требований:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогическим консилиумом;
- участниками сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья становятся специалисты ПМПк: учитель, учитель-логопед, психолог, социальный педагог, медицинские работники;
- своевременное выявление и комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих речевые нарушения, а также трудности в усвоении учебной программы;
- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных возрастных и психофизических особенностей ребенка; соблюдение комфортного эмоционального режима на коррекционных занятиях; использование специальных коррекционно-развивающих методов, приемов, средств обучения; использование индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с учетом их образовательных потребностей и речевой патологии; комплексное коррекционное воздействие на дефект ребенка в образовательном процессе;
- обеспечение здоровьесберегающих условий для ребенка: оздоровительный и охранительный режим, профилактика интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
- использование современных педагогических технологий, компьютерных и информационных средств обучения, коррекционно-обучающих программ; методических и учебных пособий и рекомендаций по коррекции речи, наглядных пособий и мультимедийных, аудио- и видиомотериалов.
1.5. Нормативно-правовое обеспечение:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы.
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Заключение.
Формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — это  процесс, в котором логопедическое воздействие должно, в некоторых случаях, сочетаться с лечением и специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.
         Работа по коррекции речевых нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи.
В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию речи ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов - участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния.
Глава II
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося с нарушением опорно- двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию логопедической помощи ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющему речевые нарушения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии ребенка, его социальную адаптацию и гармонизации личности в целом.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ребенка-инвалида Артема Д., обучающегося 1 класса.
Дата рождения: 30 ноября 2007 года.
Заключение ПМПК: Дефицитарное развитие (ДЦП). Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Актуальный уровень развития соответствует возрасту. ФФН у ребенка с минимальными дезартрическими нарушениями.
Рекомендации ПМПК: Обучение по программе общеобразовательного учреждения. При необходимости представить на ПМПК.
Логопедическое заключение: ФФН у ребенка с минимальными дезартрическими нарушениями при дефицитарном развитии (ДЦП) .
Педагогическая характеристика. Артём в контакт со взрослыми вступает легко, однако, возрастную дистанцию не соблюдает. Проявляет интерес к занятиям, но быстро утомляется. Задания выполняет охотно, но отдает предпочтение заданиям игрового характера. Если у него что-то не получается, то не хочет преодолевать трудности, не хочет больше заниматься данным видом деятельности. Принимает помощь от окружающих при затруднении в выполнении заданий. Познавательная активность несколько снижена. Нарушена память-неточность запоминания, снижение объема и скорости запоминания. Внимание неустойчивое - не может долго заниматься одним делом, быстро утомляется. У ребенка отмечается нарушение зрения, косоглазие, снижен слух. Из- за нарушения зрения у Артёма замедлен процесс восприятия, что сказывается на темпе переключения внимания, в снижении объёма и устойчивости внимания. Временные и пространственные представления сформированы. Формы, цвета знает, различает. Речевое развитие ниже возрастной нормы. Общее звучание речи с легкими дизартрическими призвуками. Звукопроизношение исправлено, отмечаются трудности в произношении слов сложной слоговой структуры. Навыками словообразования и словоизменения владеет достаточно хорошо. Артём затрудняется в определении правильной последовательности картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Чтение у Артема послоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Читает охотно, но быстро утомляется от процесса чтения. Фонематические процессы негрубо нарушены. Затрудняется в определении местонахождение звука в слове, различает гласные и согласные звуки, дает им характеристику. Счетными операциями Артем владеет при помощи пальцев рук. Плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи. При письме допускает пропуски и замены букв, как гласных, так и согласных. Отмечается постоянная грязь в тетради. Мыслительные операции развиты недостаточно. Правильно выделяет лишний предмет и объясняет почему. Хорошо владеет обобщающими понятиями. Операции звуко-слогового анализа и синтеза сформированы слабо. Эмоциональное состояние ребенка очень нестабильное: частая смена настроения, раздражительность, импульсивность, расторможенность, повышенная утомляемость, возбудимость, в некоторых случаях агрессия. Ребенок эмоционально незрел. Истощаем.
Цель программы индивидуального логопедического сопровождения:
устранение нарушений устной речи и профилактика нарушений письменной речи с учетом психических особенностей и структуры двигательного дефекта ребенка, его социальная адаптация и интеграция в общество.
Учитывая индивидуально-типологические особенности развития Артема, его образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционно-логопедического сопровождения:
- развитие просодической стороны речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительного гнозиса;
- дифференциация звуков речи;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие фонематических представлений;- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- коррекция процессов чтения и письма;- развитие связной речи;
- развитие психических процессов.
Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка; опираться на сознательность и активность детей; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
Организация обучения.
Индивидуальные логопедические занятия 2 раза в неделю по 40 минут.
Программа рассчитана на 60 часов.
Специальные условия для усвоения ребёнком с нарушением опорно- двигательного аппарата образовательной программы:
 посещение коррекционно-развивающих логопедических занятий; 
строгое соблюдение режимных моментов; 
 соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха; 
 индивидуальный подход; 
 щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка; 
 развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий; 
организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.
Индивидуальный план логопедического сопровождения для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Основные направления деятельнос
ти Задачи на
период Режимы и формы работы Показатели достижения ребенка Формы оценки результатов работы
Развитие просодичес
кой стороны речи - Упражнения по освоению ритмики слова;
- знакомство с повествовательной, вопроси
тельной,вос
клицательной интонацией;
- формирова
ние интонации
онной вырази
тельности в экспрессивной речи Индивиду-альные КРЗ
Консультация самого ребенка Умение повышать и понижать голос в пределах звука, слога, слова и фразы
Положитель-ная динамика развития просодической стороны речи
Развитие пространственных предс-
тавлений, конструктив-ного мышле-ния
- Развитие пространст-венного анализа
и синтеза;
- развитие словесного отражения пространст-венных отношений.
- развитие зрительно-моторной координации Индивиду-альные КРЗ
Консультация родителей, учителя, самого ребенка Качество и количество выполняемых заданий на
занятиях Положитель-ная динамика развития ребенка
Развитие зрительного гнозиса;
зрительной ориентиров
ки в пространстве Развивать способность узнавать предметы, наложенные друг на друга; в различных положениях и изображениях.
Отработка правильного применения простых и сложных предлогов в устной и письменной речи Индивидуальные КРЗ Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве.
Умение правильно употреблять простые и сложные предлоги в самостоятельной речи
Включенное наблюдение в ходе занятий
 Развитие мелкой моторики рук
- массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- развитие навыков самообслужи
вания Индивидуальные КРЗ.
Консультация родителей, учителя, самого ребенка Умение выполнять комбинированные задания по русскому языку с использованием мелко-моторной деятельности Самостоятельное выполнение заданий без помощи взрослого
Развитие графо-моторных навыков Закрепить навык копирования графем по образцу; соотнесение графем соответствующим звукам речи Индивидуальные КРЗ
Дифференциация сходных по начертанию букв. Выполнение копирования по заданному образцу.
Выполнение графических диктантов Самостоя-тельное выполнение заданий без помощи взрослого; положительная динамика в усвоении родного языка
Развитие фонематического
восприятия и фонематических представ
лений Выделять и различать фонемы родного языка из слогов, слов, фраз.
Дифференцировать звуки речи по твердости-мягкости, звонкости-глухости Индивидуальные КРЗ.
Консультация родителей, самого ребенка Умение дифференцировать сходные по артикуляции звуки Самостоя-тельное выполнение заданий.
Положительная динамика в усвоении фонем родного языка
Развитие фонематического анализа и синтеза Развивать умение определять место, последовательность и количество звуков в слове Индивидуальные КРЗ.
Консультация родителей, самого ребенка Умение выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ слов Написание слуховых и зрительно-слуховых диктантов
Профилакти
ка нарушений процессов чтения и письма Различение оптически сходных букв, понимание смысла прочитанного Индивидуальные КРЗ

Написание оптически сходных букв в словах, отсутствие ошибок в их написании; понимание прочитанного текста Диктант, анализ письменных работ, беседа
с учителем, родителями
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Обогащение пассивного и активного словаря Расширение словарного запаса путем введения имен прилагатель
ных, антони-
мов, синони-
мов. Учить навыкам словообразования и словоиз
менения.
Умение строить синтаксические конструкции Индивидуальные КРЗ
Консультация родителей, самого ребенка
Умеет распростра-
нять предложения определения
ми.
Описывать предметы, используя
имена прилагатель-
ные.
Сравнивать и классифицировать предметы Наблюдение на занятиях и уроках. Анализ устных ответов и письменных работ по русскому языку и чтению
Развитие связной речи Учить составлять устный рассказ по сюжетной картинке, соблюдать сюжетную линию и использовать разнообразие словарного запаса Индивидуальные КРЗ
Умеет составлять рассказ по сюжетной картинке.
Устанавливает причинно-следственные связи.
Умеет пересказывать текст Наблюдение на занятиях и уроках. Анализ устных ответов, письменных (контроль-
ных и самостоятельных) работ
Развитие психических процессов Развитие концентрации и переключе-
ния внима-
ния, зритель
ной и слухо-
вой памяти Индивидуальные КРЗ.
Консультация родителей, учителя, самого ребенка Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале Наблюдение на занятиях и уроках
2.5. Ожидаемые результаты логопедической работы
В итоге логопедической работы Артём Д. должен научиться:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- четко дифференцировать все звуки речи;
- выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
- владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
- владеть навыками словообразования и словоизменения;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать  четко; простые и сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
- в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.
Результативность логопедического сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
- динамики развития ребенка с ДЦП; 
- эффективности Плана индивидуального логопедического сопровождения;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, ребенок сможет стабильно развиваться и обучаться в школе по общеобразовательной программе.
Заключение
Планируемый результат– достижение ребёнком с нарушением опорно-двигательного аппарата уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,  предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов ПМПк и родителей, комплексная диагностика ребенка всеми специалистами помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта ребенка с ДЦП, его образовательным потребностям, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ДЦП, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые показатели по всем параметрам улучшились.
Список литературы.
Волкова Л.С. Логопедия.- М.: ВЛАДОС,1999.
Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией.- Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формойдизартрии. - М, 1989.
И.И. Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков.- М:Просвещение, 1996.
Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – С.-П., Образование, 1994
Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом - Хрестоматия по логопедии. Раздел 3 - Дизартрии. - М.: ВЛАДОС,1997.
В.Б.Галкина, Н.Ю.Хомутова. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.- ж. «Дефектология» 1999,№3
Крестинина И.А. Программа как средство включения детей с ММД в образовательный процесс // Дети с проблемами в развитии, - 2004., №2.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2001.
Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ   Сфера, 2007.