Примерная программа логопедического сопровождения детей 7 года с ОНР в условиях РЦ.
Примерная программа
по логопедическому сопровождению
для детей 6 - 7 года жизни с ОНР
в условиях ресурсного центра
на базе ГКОУ РО школы – интерната VIII вида
ст. Николаевской
Составитель: Халина Наталья Владимировна.
2015 – 2016 учебный год.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции ОНР III – IV уровня речевого развития
для детей 6 – 7 года жизни.
Этапы работы
Кол-во
занятий
Дата,
период Тема Содержание работы Варианты игровых упражнений и заданий Сфера помощи:
Ответственные специалисты
Оборудование
Обследование
речи 2 недели сентября Учитель - логопед I период:
14
III неделя сентября – октябрь
1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционные упражнения Развитие общих речевых навыков
Вырабатывать четкие координированные движения органов артикуляционного аппарата;
Обучать короткому и бесшумному вдоху, спокойному и плавному выдоху (не поднимая плеч);
Работать над мягкой атакой голоса.
Вырабатывать у детей умение пользоваться тихим и громким голосом. Игры «Какой душистый суп»,
«Узнай по запаху» (фрукты, овощи, мед), «Подуем на осенние листочки»,
«Птицы улетают» (подуть на бумажных птиц),
«Забей мяч в ворота»
«Укачаем куклу»,
«Поезд»,
«Лесенка»,
«Вьюга» и т.п. Учитель – логопед
Психолог
Учитель ЛФК
Учитель музыки
Родители
Использование картотеки комплексов артикуляционной гимнастики.
1. Гласные звуки первого ряда.
2. Гласные звуки второго ряда.
3. Согласные звуки.
4. Твердые звуки.
5. Мягкие звуки.
6. Буква. Звукопроизношение, развитие слоговой структуры слова:
Подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Уточнить у детей произношение сохранных звуков:
[у], [о], [и], [а], [э],
[л], [б] [б], [д], [д], [г], [г], [с], [с,], [з], [з,], [ш], [ж] .
Вызывать отсутствующие звуки:
[к], [к,], [х], [х,], [ j], [ы], [с], [с,], [з], [з,], [л], [л,], [ш], [ж], [р], [р,].
и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. «Поиграй на пианино», «Договори слово»,
«6 картинок»,
«Какие картинки перевернуты», «
Отгадай загадку, нарисуй отгадку»,
«Здравствуй, пальчик!», «Произнеси, как я», «Произнеси слог столько раз, сколько фишек на столе»,
«Произнеси только слог», «Договори слово», «Какое слово получилось?» и т.д. Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
1.Слоговой состав слова.
2. Ударение.
3. Слово. Развитие языкового анализа и синтеза:
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки)
Знакомить со звуками
([у], [а], [и], [э], [о], [ы]),
[п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц]
Учить выделять ударный гласный в словах.
Учить подбирать слова на заданный гласный звук.
Учить анализировать звукосочетания с гласными звуками из ряда двух – трех гласных ау, уа, иа, уиа
слов: Аня, ива, утка
Учить определять наличие звука в слове.
«Хлопни в ладоши» (определение звука на фоне звуков, слогов, слов),
«Светофор» (на определенный звук поднять карточку-сигнал),
«Домики»,
«Назови первый (последний) звук»,
«Поймай и раздели», «Прошагай слово» (деление на слоги), «Длинные и короткие слова»,
«Сколько звуков?» Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
Лексические темы:
«Осень»,
«Сад – огород»,
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы»,
«Лиственные деревья. Грибы»,
«Домашние животные»,
«Перелетные птицы».
«Осень. Обобщение» Лексико-грамматический строй речи:
Учить детей вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
Учить детей согласовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки), сравнивать личные окончания глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (Валя поет, поют дети)
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой», «моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах.
Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-)
«Какое слово не подходит»,
«Подбери предмет к действию»,
«Подбери признак (действие) к предмету»,
«Что делает?»,
«Мой, моя, мое», «Один – много»,
«Сосчитай-ка»,
«Скажи так»,
«Скажи ласково», «Большой – маленький»,
«Кто у кого?»,
«Чего не стало?»,
«Что из чего?»,
«Приставь и назови» (образование приставочных глаголов),
«Что сделал?»,
«Что будет делать?», «Скажи правильно», «Вчера, сегодня, завтра»,
«Попроси, прикажи» Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
В течение всего периода Подготовка к обучению грамоте:
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах, анализировать звуковые сочетания (та, ми).
Формировать навык слогового чтения. 1. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: “aт”, “ит”.
2. Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: “та”, “му”, “ми”, “си” с ориентировкой на гласную букву.
3.Преобразование слогов и их письмо.
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
II период 32
II неделя ноября –
март
1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционные упражнения. Развитие общих речевых навыков:
Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
Работать над плавностью и мягкой атакой голоса
Продолжить работу над темпом и ритмом речи.
Познакомить с различными видами интонации.
Учитель – логопед
Учитель ЛФК
Учитель музыки
Воспитатель
Родители Дифференциация звуков. Звукопроизношение, развитие слоговой структуры слова:
Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.
Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Корригировать следующие звуки
[с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’],
[д] — [д’] — [т] — [т’], [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] — [з] — [ш]
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Настольное зеркало
1. Слог.
2. Ударение.
3. Согласные звуки.
4. Глухие и мягкие согласные звуки.
5. Твердые и мягкие согласные звуки. Развитие языкового анализа и синтеза:
Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость.
1. Выкладывать слова из букв разрезной азбуки.
2. Закреплять навык подбора слов к звуковым схемам или по моделям.
3. Заполнять схемы, обозначающих буквенный состав слова в виде: кроссвордов, шарад, загадок.
4. Выполнять упражнения.
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки.
Лексические темы:
«Зима»
«Зимующие птицы»
«Зимние забавы»
«Зимняя одежда и обувь»
« Животные наших лесов».
«День защитника Отечества».
Лексико-грамматический строй речи:
Учить образовывать существительные множественного числа (пальто, торты, крылья)
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже
Упражнять в составлении сначала, двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов (катаю – катал – буду катать).
Учить изменять форму глаголов 3-го лица, единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа.
Учить образовывать слова с приставками (при-, под-, за)
Учить использовать предлоги «на», «под», «в», «из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
1. Слово.
2. Предложение.
3. Последовательный пересказ.
4. Рассказ описание.
5. Краткий пересказ. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:
Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).
Расширять навык построения разных типов предложений.
Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.
Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы описания, пересказ.
Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. 1. Составлять схемы слов из полосок и фишек.
2. Подбирать слова к данным схемам.
3. Формировать начальные навыки чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и.
4. Составлять слова из букв разрезной азбуки.
5. Письмо букв и слов.
6. Усваивать следующие навыки: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы.
7. Обучать чтению предложений и текстов. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
III период 14
апрель– май
Развитие общих речевых навыков:
Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
Работать над плавностью и мягкой атакой голоса
Продолжить работу над темпом и ритмом речи.
Познакомить с различными видами интонации. Учитель – логопед
Психолог
Учитель ЛФК
Учитель музыки
Родители
Дифференциация звуков. Звукопроизношение, развитие слоговой структуры слова:
Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп, в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.
Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 2 периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Учить использовать в самостоятельной речи звуки:
[ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
Учить дифференцировать звуки [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’].
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Корригировать следующие звуки: [л], [б] [б], [д], [д], [г], [г], [с], [с], [з], [з], [ш], [ж], [р], [л], [ц], [ч], [щ].
«Назови картинки», «Какие картинки перевернуты?»,
«Старт – финиш»,
«Кто в домике живет?»,
«Поезд»,
«Загрузи машину», «Подбери картинки, названия которых начинается на звук …», «Повторяй только те слова, в которых услышишь звук …»,
«Замени звук на другой»,
«Ответь на вопрос одним словом»,
«Что к чему подходит?»,
чистоговорки, стихи
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Настольное зеркало.
Развитие языкового анализа и синтеза:
Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. 1. Подбирать слова по схемам и моделям.
2. Упражнений в определении звукового состава слов. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Лексические темы:
«Весна»,
«Мамин праздник»
«Перелетные птицы»
«Профессии».
«Времена года. Весна» (обобщение) Лексико-грамматический строй речи:
Закреплять (на новом лексическом материале) полученные навыки образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения.
Образовать существительные, обозначающие лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).
Развивать умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...).
Образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).
Привлекать внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки).
Закреплять (на новом лексическом материале) навыки составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами “из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под) стола.
Привлекать внимание к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).
Составлять предложения по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составлять сложноподчиненные предложения (по образцу, данному логопедом) с союзами “чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением “который” (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат). 1. Усваивать навыки выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й.
2. Уметь выкладывать и писать слова с сочетанием “ча”, “чу”, “ща”, “щу”.
3. Выкладывать из букв разрезной азбуки небольшие (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
В течение всего периода Развитие связной речи.
Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь.
Закреплять все ранее полученные навыки.
Воспитывать умения использовать при пересказе сложные предложения.
Развивать умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью.
Формировать навык составления рассказа по картинке, по серии картин.
Заучивать наизусть прозаические и стихотворные тексты, скороговорки. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители В течение всего периода Чтение.
Развивать навыки чтения.
Читать правильно по слогам небольшие рассказы с переходом на чтение целыми словами.
Закрепить умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты.
формировать навык сознательного слитного чтения. Выкладывать слова из букв разрезной азбуки.
Запись слов и предложений. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители