Примерная программа логопедического сопровождения детей 6 года с ОНР в условиях РЦ.
Примерная программа
по логопедическому сопровождению
для детей 5 - 6 года жизни с ОНР
в условиях ресурсного центра
на базе ГКОУ РО школы – интерната VIII вида
ст. Николаевской
Составитель: Халина Наталья Владимировна.
2015 – 2016 учебный год.
Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы при коррекции ОНР III – IV уровня речевого развития
для детей 5 – 6 года жизни.
Этапы работы
Кол-во
занятий
Дата,
период Тема Содержание работы Варианты игровых упражнений и заданий Сфера помощи:
Ответственные специалисты
Оборудование
Обследование
речи 2 недели сентября Учитель - логопед I период:
14
III неделя сентября – октябрь 1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционные упражнения. Развитие общих речевых навыков
Вырабатывать четкие координированные движения органов артикуляционного аппарата;
Обучать короткому и бесшумному вдоху, спокойному и плавному выдоху (не поднимая плеч);
Работать над мягкой атакой голоса.
Вырабатывать у детей умение пользоваться тихим и громким голосом.
Игры «Какой душистый суп»,
«Узнай по запаху» (фрукты, овощи, мед), «Подуем на осенние листочки»,
«Птицы улетают» (подуть на бумажных птиц), «Забей мяч в ворота»
«Укачаем куклу»,
«Поезд»,
«Лесенка»,
«Вьюга» и т.п. Учитель – логопед
Психолог
Учитель ЛФК
Учитель музыки
Родители
Использование картотеки комплексов артикуляционной гимнастики.
1. Гласные звуки а, у, о, э.
2. Гласный звук и.
3. Согласные звуки.
4. Звук м.
5. Звук н.
6. Звук п.
7. Звук ф.
8. Звук т. Звукопроизношение, развитие слоговой структуры слова:
Подготавливать артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Уточнить у детей произношение сохранных звуков: [м], [м] [п], [п], [н], [н], [т], [т], [ф], [ф], [у], [о], [и], [а], [э],
[в], [в] [б], [б]
Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к], [г], [г], [х], [х], [л], [ j], [ы], [с], [с], [з], [з], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений. «Поиграй на пианино», «Забей гвоздик», «Договори слово», «6 картинок», «Какие картинки перевернуты», «Отгадай загадку, нарисуй отгадку», «Здравствуй, пальчик!», «Произнеси, как я», «Произнеси слог столько раз, сколько фишек на столе», «Произнеси только слог», «Договори слово», «Какое слово получилось?» и т.д.Учитель – логопед
Психолог
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
1.Слоговой состав слова.
2. Ударение.
3. Слово. Развитие языкового анализа и синтеза:
Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки)
Знакомить со звуками [м], [м] [п], [п], [н], [н], [т], [т], [к], [к], [у], [о], [и], [а].
Учить выделять ударный гласный в словах.
Учить подбирать слова на заданный гласный звук.
Учить анализировать звукосочетания с гласными звуками ау, уа, иа, слов: ам, ум, мы, да, он, на, но, ну.
Учить определять наличие звука в слове. «Хлопни в ладоши»(определение звука на фоне звуков, слогов, слов),
«Светофор»(на определенный .звук поднять карточку-сигнал),
«Домики»,
«Назови первый (последний) звук»,
«Поймай и раздели», «Прошагай слово» (деление на слоги), «Длинные и короткие слова»,
«Сколько звуков?» Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
Лексические темы:
«Осень»,
«Овощи»,
«Фрукты»,
«Грибы»,
«Ягоды»,
«Перелетные птицы»,
«Одежда», «Обувь». Лексико-грамматический строй речи:
Учить детей вслушиваться в обращенную речь.
Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи – спит, спят, спали, спала)
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой», «моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах.Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-)
«Какое слово не подходит»,
«Подбери предмет к действию»,
«Подбери признак (действие) к предмету»,
«Что делает?»,
«Мой, моя, мое», «Один – много»,
«Сосчитай-ка»,
«Скажи так»,
«Скажи ласково», «Большой – маленький»,
«Кто у кого?»,
«Чего не стало?»,
«Что из чего?»,
«Приставь и назови» (образование приставочных глаголов),
«Что сделал?»,
«Что будет делать?», «Скажи правильно», «Вчера, сегодня, завтра»,
«Попроси, прикажи» Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:
Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
Существительное им.п. + согласованный глагол + прямое дополнение (Мама пьет чай)
Существительное им.п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (Мама режет хлеб ножом)
Формировать навык составления короткого рассказа. Что вы видите?», «Волшебное окно», «Да-нет»,
«Продолжите предложение»,
«Конструктор предложений»,
«Мои первые предложения», «Мои первые рассказы», составление коротких описательных рассказов по моделям по данным лексическим темам, составление коротких пересказов с использованием рисуночного письма, мнемотехники
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
В течение всего периода Подготовка к обучению грамоте:
Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах, анализировать звуковые сочетания (ау, уа) Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
II период 24
II неделя ноября –
I неделя
февраля 1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционные упражнения. Развитие общих речевых навыков:
Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
Работать над плавностью и мягкой атакой голоса
Продолжить работу над темпом и ритмом речи.
Познакомить с различными видами интонации. Учитель – логопед
Учитель ЛФК
Учитель музыки
Воспитатель
Родители 1. Согласные звуки б – д.
2. Согласные звуки с – з.
3. Согласные звуки ш – ж.
4. Согласные звуки г – к.
5. Согласные звуки р – л. Звукопроизношение, развитие слоговой структуры слова:
Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.
Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Корригировать следующие звуки: [л], [б] [б], [д], [д], [г], [г], [с], [с], [з], [з], [ш], [ж], [р], [л]. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Настольное зеркало
1. Слог.
2. Ударение.
3. Согласные звуки.
4. Глухие и мягкие согласные звуки.
5. Твердые и мягкие согласные звуки. Развитие языкового анализа и синтеза:
Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.
Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость.
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Сигнальные карточки.
Лексические темы:
«Зима»
«Зимующие птицы»
«Зимние забавы»
«Зимняя одежда и обувь»
«Транспорт» Лексико-грамматический строй речи:
Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания, растениям, различным материалам.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала, двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов.
Учить изменять форму глаголов 3-го лица, единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа
Учить использовать предлоги «на», «под», «в», «из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
1. Слово.
2. Предложение.
3. Последовательный пересказ.
4. Рассказ описание.
5. Краткий пересказ. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:
Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).
Расширять навык построения разных типов предложений.
Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.
Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы описания, пересказ.
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители III период 22
IV неделя февраля - май Развитие общих речевых навыков:
Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
Работать над плавностью и мягкой атакой голоса
Продолжить работу над темпом и ритмом речи.
Познакомить с различными видами интонации. 1. Дифференциация звуков с- з.
2. Дифференциация звуков с – ш.
3. Дифференциация звуков ш – ж.
4.Дифференциация звуков р – л.
5. Дифференциация звуков ы – и. Звукопроизношение, развитие слоговой структуры слова:
Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики.
Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 2 периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с [ш], [с]- [з], [р]- [л], [ы]-[и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.
Учить дифференцировать звуки по участию голоса [с]-[з], по твердости - мягкости [л]- [л], по месту образования [с]- [ш]
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Корригировать следующие звуки: [л], [б] [б], [д], [д], [г], [г], [с], [с], [з], [з], [ш], [ж], [р], [л].
«Назови картинки», «Какие картинки перевернуты?»,
«Поймай рыбку», «Старт – финиш»,
«Кто в домике живет?»,
«Поезд»,
«Загрузи машину», «Подбери картинки, названия которых начинается на звук …», «Повторяй только те слова, в которых услышишь звук …»,
«Замени звук на другой»,
«Ответь на вопрос одним словом»,
«Что к чему подходит?»,
«Собери лепестки», чистоговорки, стихи
Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Развитие языкового анализа и синтеза:
Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас – са), односложных слов (лак – лик). Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Лексические темы:
«Весна»,
«Мамин праздник»
«Перелетные птицы»
« Мебель»
«Весна.Растения луга и сада»
Лексико-грамматический строй речи:
Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.
Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-)
Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (волчий, лисий); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- , - оньк-
Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:
с основой на твердый согласный (новый, новая, новое)
с основой на мягкий согласный (синий, синяя, синее)
Расширять значение предлогов: к – употребление с дательным падежом, от – с родительным падежом, с – со – с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.
Уточнять значение обобщающих слов. Учитель – логопед
Воспитатель
Родители Дидактический материал.
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.