ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ОВЗ В ИНТЕГРИРОВАННОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Мищенко Т.А.
МБОУ НОШ № 6 Североуральский ГО, учитель - логопед, высшая кв. категория
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ОВЗ
В ИНТЕГРИРОВАННОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования, обозначенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и федеральных государственных образовательных стандартах является создание условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья, с трудностями в обучении, одаренных детей. В настоящее время в российской образовательной системе преобладают идеи дифференцированного, раздельного обучения детей с особенностями в развитии. Федеральные образовательные стандарты, напротив, несут в себе идею инклюзивного (включенного) обучения. В этой связи, одна из задач модернизации образования заключается в том, чтобы отрегулировать процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ результатов логопедической деятельности выявил противоречие:
между положительной динамикой речевого развития обучающихся с ОВЗ в обычных классах и не до конца разработанным механизмом включения данной категории детей в среду нормально-развивающихся сверстников.
Дети с ОВЗ нуждаются в особых формах обучения. Возникает вопрос поиска путей качественной индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию данной категории детей.
С целью повышения эффективности логопедической работы с детьми задержкой психического развития прошла обучение по образовательной программе ИРО «Содержание и технологии реализации Федерального государственного стандарта начального общего образования», внедряла в практику новые эффективные логопедические технологии. Это технологии развития мелкой моторики: кинезиотерапия, су - джок терапия, игровые упражнения с различными мелкими предметами; технологии развития артикуляционной моторики; различные виды артикуляционной гимнастики для развития подвижности губ, для губ и щёк, для мышц языка для нижней челюсти для мышц глотки и мягкого нёба; технологии развития речевого дыхания и голоса; технологии развития лексико-грамматических компонентов речи: синквейн, лимерики, использование метода ассоциативных связей, типовых приёмов фантазирования, методов дивергентного ( творческого) речевого развития, креативное речевое моделирование, включающее в себя развитие как умственных способностей, так и речевого развития ребёнка, метод « Хорошо - плохо», метод фантограмм, направленный на активизацию детской речи, упражнение « Ёлочка» - за 40 секунд подбирать ассоциирующие слова;
технологии развития связной речи: применение методов психологической активации мышления и речевого развития.
Чтобы получить полную картину о проблемах и потенциале ребёнка расширила диагностический инструментарий. Для этого у детей проводила обследование состояния общей моторики: исследовалась двигательная память, переключаемость движений, статическая и динамическая координации движений, пространственная организация двигательного акта, темп, ритмическое чувство. Тщательно изучала произвольную моторику рук, обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата и моторики его органов. С 2000 года в своей работе использую диагностическую методику Т.Фотековой с балло-уровневой системой оценивания. Эта методика помогает уточнить структуру речевого дефекта и оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи, получить речевой профиль отдельного ученика, отследить динамику речевого развития ребенка и эффективность коррекционно-логопедической работы. Последние являются составляющими коррекционного мониторинга речевого развития учащихся.
Вся перечисленная выше работа позволила перейти к разработке и реализации индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения для обучающихся с ОВЗ 1-х классов , так как в школу поступают в основном дети , не посещающие дошкольные учреждения, с низким уровнем речевого развития и низким уровнем готовности к школе в целом. Поэтому проведённая расширенная диагностика позволяет правильно наметить направления коррекционной работы и грамотно наполнить содержанием индивидуальные логопедические маршруты для каждого ребёнка.
К направлениям коррекционно-развивающей работы в маршрутах относятся: развитие общей моторики, совершенствование статической и динамической организации движений, развитие произвольной моторики пальцев рук, развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие пространственно-временных представлений, развитие мыслительных операций, развитие слухового внимания и памяти.
К определению содержания коррекционно-развивающей работы подхожу индивидуально, подбираю для каждого ребёнка упражнения к каждому направлению работы.
Обязательно прогнозирую тот результат, который должен достигнуть каждый ребёнок в результате выстроенной таким образом коррекционной работы и сравниваю с полученным. Результаты коррекционно-развивающего обучения ребёнка по индивидуальному логопедическому маршруту определяются с помощью промежуточных диагностик в конце полугодия, фиксируются в ИОМ, вносятся коррективы в дальнейшую работу.
Провожу консультирование и просвещение родителей данной категории детей, так как тесное сотрудничество - это залог получения положительных результатов при реализации маршрутов.
Индивидуальный логопедический маршрут
на обучающегося 1 _ класса _______________________________________________
учитель - логопед Т.А.Мищенко
результаты диагностики уровня речевого развития ученика и его индивидуальных особенностей определение направлений коррекционно-развивающей работы определение содержания коррекционно-развивающей работы определение ожидаемых достижений ребенка определение результатов работы
по индивидуально-образовательному маршруту
Вот какие результаты получены в конце года коррекционной работы:
Имя обучающегося 1 кл. Результаты обученности по предметам Результаты логопедическойработы ( уровень речевого развития)
обучение грамоте письмо начало года конец года начало года конец года начало года конец года
Антон III уровень II уровень III уровень III уровень IV уровень III уровень
Максим III уровень III уровень III уровень III уровень IV уровень III уровень
Данил Г. III уровень II уровень III уровень II уровень IV уровень III уровень
Данил С. III уровень II уровень III уровень II уровень IV уровень III уровень
Илья III уровень II уровень III уровень II уровень IV уровень II уровень
У каждого ребёнка наметилась положительная динамика в развитии, обучении. Современная система образования, ориентированная на поиск путей реализации вариативности, индивидуализации и персонализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. Одним из наиболее важных направлений выступает разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов школьников. Это доказывает практика.
Литература
1.Аршинова И.Ю. Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.
2.Банкрашкова И.В. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы.
3.Мальцева Т.В. Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника в коррекционно-развивающем процессе для учителей – логопедов дошкольных учреждений.
4.Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа (1-4) /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа,20046.
5.Семаго М.М., Ахутина Т.В. и др. Рабочая книга психолого - медико–педагогического консилиума. Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов., Москва, 2000.