Организация логопедического сопровождения в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС НОО
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В РАМКАХ ФГОС НОО Составитель: учитель-логопед
Новикова Л.В.
1 квалификационная категория
Асбестовский городской округ
2015 г.
Современное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи надо как можно раньше.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Проблемы с речью, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Какую помощь оказывают обучающимся с нарушениями речи учителя-логопеды в «Лицее № 9» АГО в реализации стандартов нового поколения?
Основная цель логопедической службы в рамках ФГОС:
оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера);
предупреждение трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ, развитие и саморазвитие личности, сохранение и укрепление здоровья;
формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
К задачам логопедического направления относятся:
расширение объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
развитие умения вести самостоятельный поиск информации; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи (органические - дизартрия, функциональные – дислалия) год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов, а также психоэмоционального состояния, ребенок неуверен в себе, закомплексован, не хочет заниматься и т.д.
Самое важное условие для эффективной работы логопедического пункта - это тесная связь учителя-логопеда с учителем начальных классов. Мы вместе стремимся к общей цели – дать качественное образование младшим школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь учитель должен продолжать речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Система работы логопедического пункта строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребёнка, а коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на источники и причины отклонений в развитии.
Логопедическая работа условно делится на три этапа: диагностический, коррекционный и оценочно-контрольный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
Важное место в работе логопедического пункта занимает диагностический этап, во время которого происходит выявление факторов риска для каждого ребёнка.
Во-первых, каждый вновь поступающий ученик проходит индивидуальное логопедическое обследование, где получается первое представление о состоянии речевой деятельности ребёнка.
Изучение медицинских карт и индивидуальная беседа с родителями позволяют собрать подробный анамнез, что даёт возможность отделить функциональные причины речевых нарушений от органических.
Массовое логопедическое обследование проводится ежегодно, в течение первых двух недель сентября (входная диагностика с 1 по 15 сентября), в конце 1 полугодия учебного года (промежуточная диагностика) и последних двух недель учебного года (итоговая диагностика с 15 по 30 мая).
Такое логопедическое обследование необходимо для уточнения структуры нарушения, определения коррекционной программы, прогнозирования развития.
Полученные данные записываются в речевую карту логопатов.
В первую очередь на логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие:
нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения - фонетический дефект);
нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи
С такими детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые коррекционно-развивающие занятия.
После проведения входной диагностики составляется план коррекционной работы, где обязательно учитываются программные требования по русскому языку, чтению, последовательность и время изучения тех или иных тем.
С данными входной диагностики знакомятся учителя и родители на родительском собрании, индивидуальных консультациях. С теми родителями, которые согласны на проведение логопедических занятий с их детьми подписывается договор («О предоставлении логопедических услуг детям с нарушениями устной и письменной речи МАОУ «Лицеем № 9» АГО).
До 15 сентября комплектуются группы и подгруппы для проведения логопедических занятий, определяется количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляется расписание логопедических занятий, где учитывается расписание уроков, посещение детьми группы продленного дня, а также перспективные планы работы с каждой группой учащихся.Каждый ученик, поступающий на логопедический пункт и проходящий логопедическое обследование, вносится в журнал обследования устной и письменной речи, где записаны не только предварительное логопедическое заключение, но и принятые меры («зачислен в группу», «даны рекомендации родителям и учителю», «поставлен на очередь» и т.д.). Для каждой группы обучающихся на учебный год составляются перспективные планы коррекционной работы. Затем на основании этих планов разрабатываются поурочные рабочие планы (как на групповые и подгрупповые, так и на индивидуальные занятия).
Максимальное количество обучающихся, посещающих логопедический пункт, составляет 25 человек. Остальные дети, имеющие нарушения устной и письменной речи, зачисляются по мере выпуска.
С 16 сентября начинается коррекционный этап. Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
Для наших детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является коммуникативная. И целью общения с ребенком в новых условиях ФГОС является не предметный, а личностный результат. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе учебы изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Это высказывание лежит в основе логопедической работы. Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:
единство диагностики и коррекции (один из важнейших принципов);
деятельностный принцип коррекции (уч-ся упражняются в правильном звукопроизношении, закрепляют в интересной форме лексико-грамматические категории, развивают связную речь, получают хороший опыт общения друг с другом и с взрослыми);
учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
комплексность методов психологического воздействия (этот принцип позволяет использовать в обучении детей с ОНР всё многообразие методов, приемов и средств – методы игровой коррекции, пальчиковая гимнастика и т.д.);
активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком (с этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков уч-ся, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях, родительские собрания).
Развитие речи обучающихся – важная составляющая по ФГОС. Одной из основных задач обучения младших школьников становится качество знаний, повышение мотивации обучения. Решение данных задач мы видим в использовании метапредметных связей в процессе обучения развитию речи.
Одним из важнейших условий организации эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, является комплексность воздействия на речь и личность ребенка в целом. Комплексный подход предполагает взаимодействие разных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя начальных классов. Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка является первостепенной задачей. Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, перед учителем-логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. При введении ФГОС большое внимание обращается на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе. Учитель-логопед ведет журнал учёта посещаемости логопедических занятий, где помещён список учащихся, зачисленных на логопедический пункт, с указанием класса, номера группы и логопедического заключения. Журнал заполняется также как и классный журнал (отмечаются отсутствующие и присутствующие, записывается тема занятия).
Учителя периодически информируются о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на логопедические занятия, и одновременно учитель-логопед получает информацию об их успеваемости (в течение учебного года). На логопедических занятиях школьники приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса.
На каждого ребёнка, имеющего нарушение звукопроизношения, заводятся тетради – дневники. В них записывается тема занятия, лексический материал, отрабатываемый на индивидуальном занятии, а также задания на дом. Ученики хранят свои тетради – дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.
Обучающиеся, имеющие нарушения письменной речи, ведут рабочие тетради. Ошибки, допущенные учеником, исправляются и на следующем занятии анализируются вместе с детьми, выполняется самопроверка и взаимопроверка. Такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой – дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Потому ученику обязательно объясняется, за что он получает ту или иную оценку. Также на каждого ученика заводится тетрадь для проверочных работ. Эти тетради являются дополнением к речевой карте, поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.
На логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.
Логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:
— учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
учет возрастных особенностей детей;
предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
придание обучению воспитывающего характера;
всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми. А выработать такое единство помогают посещения уроков учителем-логопедом.
На логопедических занятиях очень специфично оценивается работа учащихся. Оценка ставится, прежде всего, по психолого – педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок.
Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки.
Оценочно-контрольный этап начинается с 16 мая и длится две недели. Задачи этапа:
- подведение итогов;
- проведение анализа коррекционной работы;
- определение перспективы дальнейшей деятельности.
Результатом содружества учителя начальных классов и учителя-логопеда становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.
Проявление живого интереса к занятиям, концентрации внимания, заинтересованности в результате можно достичь, по-разному организуя коррекционно-развивающие занятия, используя яркую наглядность, современные логопедические и педагогические технологии.
Таким образом, данные мероприятия благоприятно отражаются на здоровье обучающихся, посещающих логопедические занятия. Своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД). Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.