Логопедическая карта комплексной диагностики детей с системным недоразвитием речи (ОНР,ЗРР,алалия)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР, ЗРР, АЛАЛИЯ)
Анамнез
1. В каких условиях воспитывается ребенок (с кем, посещает ли дошкольные учреждения)
2. Особенности речи окружающих в период формирования речи ребенка:
есть / нет быстроговорение у членов семьи или близких родственников (отметить, у кого)
позднее появление речи у родителей (отмечалось / нет), отметить, у кого и когда появилась

Понимание речи
когда стал реагировать на обращение ____________________
когда стал различать голоса родных _____________________
когда стал соотносить слова с предметами ________________
когда стал соотносить слово с картинкой _________________
Время появления у ребенка:
гуления, какие звуки преобладали _______________________
лепетных слов _______________________________________
цепочки лепетных слов ________________________________
простой фразовой речи ________________________________
развернутой фразовой речи ____________________________

Особенности отношения родителей к речи ребенка (подчеркнуть)
поддразнивающее
требовательное
чрезмерно внимательное
адекватное

Получал ли логопедическую помощь (если да, то какую, в течение какого времени, каковы были результаты) ___________
____________________________________________________________________________________________________________________
Особенности общения _________________________________
общается с детьми ____________________________________
своего возраста
старше себя
младше себя
предпочитает находиться (играть) один __________________

Игры и интересы
какие игрушки любит _________________________________
как использует игрушки _______________________________
неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками
использует игрушки по назначению
организует сюжетную игру
как относится к своим игрушкам ________________________
игрушка быстро надоедает
ломает игрушки
проявляет интерес только к новым игрушкам
предпочитает одну, любимую, игрушку
как играет (молча или сопровождает игровые действия различными звукосочетаниями, словами)

Поведение ребенка на приёме
как вступает в контакт ________________________________
негативистические реакции ____________________________
аутистичные черты ___________________________________
понимание обращенной речи___________________________
игровая деятельность__________________________________
проявления педагогической запущенности _______________
реакция родителей на поведение ребенка на приеме _______
__________________________________________________________
Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
подбор по образцу ____________________________________
называние цветов _____________________________________
подбор по образцу геометрических фигур ________________
подбор по образцу букв _______________________________
подбор по образцу цифр _______________________________
Слуховой гнозис
различение ритмических последовательностей
узнавание и воспроизведение мелодий

Сомато-сенсорный гнозис
пробы на локализацию прикосновения
перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами

Анализ элементарных компонентов движений
пройти по комнате
попрыгать на одной ноге
сжать руку

Оптико-кинетическая организация движений
сложить первый и второй пальцы в кольцо
сделать «козу»
сделать «зайчика»

Состояние конструктивного праксиса
рисование без образца
складывание разрезанных картинок
складывание матрешки
складывание из палочек пространственно организованных структур

Состояние аппарата артикуляционной моторики
тонус _______________________________________________
активность __________________________________________
объем движений ______________________________________
точность выполнения__________________________________
длительность_________________________________________
добавочные и лишние движения ________________________

Речевой статус
Импрессивная речь
Нулевой уровень
реагирует на свое имя
реагирует на интонацию поощрения или запрещения
Ситуативный
понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром
знает имена своих близких
знает названия своих игрушек
может показать части тела у себя, своих близких, у игрушек
Номинативный
хорошо ориентируется в названиях предметов
хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на картинках
Предикативный
знает много названий действий
ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к предметам, с которыми совершает действия
различает значение некоторых первообразных предлогов
Расчлененный
различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, приставками, суффиксами)
Выполнение заданий (отметить, какие инструкции выполняет на обследовании, что выполняет дома)
Понимание целостных словосочетаний
обними маму
поцелуй папу
пожалей бабушку
поиграй в ладушки
закрой глаза
помаши ручкой
возьми маму за руку и иди домой
Понимание названий знакомых игрушек
покажи зайчика, машину, собачку
возьми зайчика, машину, собачку
дай зайчика, машину, собачку
Понимание названий предметов, используемых в быту
Может ли показать части своего тела, части тела куклы, игрушечных животных
Может ли узнать знакомые предметы, изображенные на картинках
Узнавание действий на сюжетных картинках
на сюжетных картинках одно и то же лицо совершает разные действия
покажи, где мальчик спит (ест, идет)
покажи, какой мальчик спит (ест, идет)
покажи, кто здесь спит (ест, идет)
на сюжетных картинках действия выражены возвратными глаголами
покажи, кто как одевается (умывается, причесывается, катается)
на сюжетных картинках изображены действия, сходные по ситуации
покажи, кто здесь умывается, а кто вытирается
покажи, какой мальчик рисует, а какой пишет
покажи, кто прыгает, а кто бежит
Может ли с помощью вопросов к сюжетным картинкам понять направленность действия, объект действия, место действия.
чем девочка ест
что девочка ест
на чем девочка сидит
Понимание просьб, вопросов, связанных с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в п
·ривычных местах
давай уберем игрушки в шкаф
подойди к окну
сядь за стол
поставь ножки под стол
положи ручки на стол
Узнавание предметов по их назначению (с использованием предметных картинок)
покажи, из чего ты пьешь
покажи, что ты надеваешь на ножки
покажи, чем причесывают волосы
покажи, чем копают песок
Выполнение многозвенных инструкций
налей в стакан воды и дай его бабушке
возьми у меня карандаши и убери их в шкаф
зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф
мячик дай мне, зайчика отдай маме, а куклу положи спать Понимание названий признаков предметов
принадлежности отдельных предметов (покажи, где мой платок; а где твой)
понимание словесных обозначений таких признаков, как: короткий, длинный, узкий, широкий, высокий, низкий и т.п.
умение сравнивать два предмета по величине (Какой кубик больше? Какая веревочка толще?)
Понимание элементарных временных отношений (давно недавно, вчера сегодня)
Понимание грамматических форм слов
Единственное и множественное число существительных
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Единственное и множественное число глаголов
Мужской и женский род глаголов прошедшего времени
Префиксальные изменения глагольных форм
Глаголы совершенного и несовершенного вида
Предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов (исключается подсказывающая ситуация)
на стол ставят коробку с крышкой и кладут плоский кружок: «Положи кружок НА коробку, ПОД коробку, В коробку, ЗА коробку, ПЕРЕД коробкой»
на стол ставятся две коробки с крышками; в одну из коробок кладется плоский кружок, второй такой же кружок кладется во вторую коробку: «Достань кружок ИЗ коробки, достань кружок ИЗ-ПОД коробки»
«Положи карандаш ПЕРЕД коробкой, ЗА коробкой, МЕЖДУ коробками»
Понимание единственного и множественного числа имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание формы рода имен прилагательных («Догадайся, какую картинку я тебе называю...»)
Понимание некоторых падежных окончаний и конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой («Покажи ложкой карандаш, карандашом ложку...»)
Понимание родовых признаков предметов, выраженных личными местоимениями в косвенных падежах

Экспрессивная речь
Отсутствие вербальной речи
виды невербального общения:
просьбы (дать что-нибудь) ____________________________
приветствия ________________________________________
попытки дать что-нибудь другому человеку _____________
попытки привлечь внимание __________________________
интонационная окрашенность вокализаций и псевдослов
__________________________________________________________
есть ли звукоподражания
__________________________________________________________
мимика
__________________________________________________________
использование жестов
__________________________________________________________
пробует ли договаривать рифмы при чтении стихов
фиксировать все лепетные псевдослова, количество слогов в них
Односложные предложения
Предложения из аморфных слов
Первые формы слов
Усвоение флексийной системы языка
Усвоение служебных частей речи
Усвоение морфологической системы языка
Усвоение частей речи
существительные __________:__________________________
глаголы _____________________________________________
прилагательные ______________________________________
местоимения _________________________________________
наречия _____________________________________________
служебные слова _____________________________________
Объем предложения (отметить, какие использует)
Синтаксические отношения
падежные формы _____________________________________
множественное число существительных, прилагательных
формы глаголов______________________________________
словоизменения прилагательных _______________________
дифференциация предлогов ____________________________

Словообразование
суффиксы (уменьшительные существительные; детеныши животных; профессии; уменьшительная форма признаков предметов; образование прилагательных от других частей речи)
глагольные префиксы _________________________________
антонимы____________________________________________
Согласование
прилагательных с существительными (в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, множественного числа, в косвенных падежах)
Звукопроизношение ____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематические процессы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________