Развитие и обогащение словаря для детей дошкольного возраста с ФФНР и ОНР.
Развитие и обогащение словаря для детей с ФФНР и ОНР.
Как известно, под фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) принято понимать нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами. Вследствие дефектов восприятия и произношением фонем.
В группу ФФНР дети зачисляются на год. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.
Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи – залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом. Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
К моменту поступления в школу дети, прошедшие специальный курс воспитания и обучения в такой группе, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание чужой и собственной речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между разными звуковыми раздражителями, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.
Что же касается детей с общим недоразвитием речи (ОНР), то нужно отметить, что это сложное речевое расстройство нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи ( 1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной); её частичная сформированность – незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР); развёрнутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе,- словаре, грамматическом строе, связной речи зачисляются дети с 4-5 лет на 2-3 года коррекционного обучения. В настоящее время основной контингент специальных групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.
Характерными особенностями речи для таких детей является – недеференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных словах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительной развёрнутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.
В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.
Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормально развивающимся детям. Развитие речи при ОНР в ряде случаев идёт на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция их речи – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе развития и обучения. Для правильного понимания имеющегося нарушения и эффективного коррекционного воздействия, для выбора рациональных приёмов и методов воздействия необходимо чётко определить характер имеющегося у ребёнка речевого недоразвития, его глубину и степень, уметь правильно анализировать, какие компоненты речи и в какой степени нарушены или не сформированы.
Основными задачами коррекционного обучения для детей с ФФНР являются:
1.Формирование и развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия.
2.Формирование звукопроизношения и навыков дифференциации звуков.
3.Формирование слоговой структуры, звуко-слогового анализа и синтеза слова.
4.Развитие лексики, грамматического строя и связной речи.
5.Подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Основными задачами коррекционного обучения для детей с ОНР III уровня являются:
1.Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, овладение слоговой структурой, развитие фонематического слуха и восприятия).
2.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
3.Развитие навыков связной речи.
4.Подготовка к обучению грамоте и овладение её элементами.
5.Формирование и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания).
Программа коррекционного обучения детей с ФФНР включает в себя следующие разделы:
1.Произношение.
2.Развитие фонематического восприятия (различение на слух гласных, начиная с (у, а, и) и согласных звуков, начиная с (п, т, к) и дифференциация правильно произносимых звуков).
3.Лексико-грамматическая работа (усвоение двух- и трехсложных слов; усвоение грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами, употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа, употребление и изменение притяжательных местоимений, составление простых предложений по вопросам и по картинке).
4.Работа по развитию связной речи (объединение нескольких предложений в рассказы, заучивание текстов).
5.Подготовка к анализу звукового состава слова (выделение первого и последнего звуков, анализ и синтез слогов).
6.Осуществление звукового анализа и синтеза в словах.
Программа коррекционного обучения детей с ОНР III уровня включает в себя следующие разделы:
1.Звукопроизношение.
2.Развитие навыков фонематического анализа (выделение гласных и согласных звуков из слогов и слов, учить проводить фонематический анализ слов, закреплять представление о твердости и мягкости, звонкости и глухости звуков).
3.Развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, формирование правильной голосоподачи и плавности речи).
4.Лексика (работа по темам, расширение словаря).
5.Развитие грамматического словаря (образование существительных в единственном и множественном числе, обучению согласованию слов в предложение в роде, числе и падеже, употребление предлогов, образование относительных прилагательных).
6.Развитие связной речи (учить пересказывать, задавать вопросы, составлять предложения, рассказы).
7.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений (употребление предлогов, согласование прилагательных с существительными, образование существительных в единственном и множественном числе, согласование числительных с существительными).
8.Обучение грамоте (знакомство с буквами, печатание и чтение слогов и слов).
9.Развитие мышления, памяти и внимания.
10.Физическое развитие (закреплять навык выполнения упражнения, формировать правильную осанку, развивать глазомер).
11.Музыкальное воспитание (различать звуки по высоте, брать правильное дыхание, развивать мелодический тембровый, звуко-высотный слух).
Подводя итог, нужно сказать, что в отличие от детей, имеющих ФФНР, дети с ОНР III уровня – часто имеют нарушения ЦНС, а также у них наблюдаются нарушения слоговой структуры слова и нарушения психических процессов (слабая память, мышление, неустойчивое внимание). Эти отличительные особенности, в речи таких детей, приводят к тому, что нужно более тщательно заниматься отбором материала и серьёзнее и вдумчивее выбирать методы и приёмы коррекционной работы, обязательно учитывая индивидуальные особенности детей.
Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медико - психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к её преодолению.
Учитель - логопед: Кучукбаева Лариса Николаевна
МБДОУ "Детский сад №281" г.Перми