Инновационные формы работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Инновационные формы работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. Но, к сожалению, в последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития.
Дети, имеющие нарушения речи, имеют свои особенности развития. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Так же могут наблюдаться нарушения общих движений (плохая координация, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности).
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Достижение данных целей возможно при использовании методов психологического сопровождения: песочной терапии; различных видов массажа; психогимнастики; психологических, развивающих игр и упражнений и т. д.
При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются: на первых этапах коррекционно - развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываю особенности восприятия детьми учебного материала и специфику мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Занятия проводятся систематически: подгрупповые и индивидуальные.
Предлагаю некоторые методы работы с детьми, имеющими нарушения речи, которые можно применять не только на занятиях психолога, но и воспитателям в детском саду.
Песочная терапия. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Особенно важны такие игры для детей с нарушением речевого развития. Таким дошкольникам часто
свойственны повышенная тревожность, высокий уровень агрессии, застенчивость, заниженная самооценка, рассеянное внимание.
Предлагаю нескольких приемов, которые особенно часто и плодотворно использую в своей практике.
Психогимнастика - цикл специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Применять психогимнастику можно на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Элементы психогимнастики: изобрази ласковую кошечку; игривого жеребенка; бодливую корову; грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда, идущего по пустыне.
Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению ребенка, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.
Самомассаж мышц головы и шеи: «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. «Наденем шапочку» - и. п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу. «Испечем блинчики» - похлопать ладошками по щекам.
Самомассаж языка: поглаживание языка губами; пошлепывание языка губами; поглаживание языка зубами; покусывание языка зубами.
Благодаря созданию системы взаимодействия специалистов в нашей дошкольной организации, коррекционная работа осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях со специалистами, закрепляются воспитателями и родителями.
Конспект занятия по теме «Приключение бычка Борьки»
с использованием элементов песочной терапии.
Цель: закрепить знания детей о домашних животных; развивать мышление, память, внимание, творческие способности; воспитывать бережное, внимательное отношение к природе и окружающим.
Оборудование: ящик с песком, фигурки животных (корова, лошадь, свинья, коза), загоны для животных, деревья, трава.
Ход занятия:
Психолог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья возле «песочницы».
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я снова очень рада видеть вас здесь. Давайте поприветствуем, друг друга ласковыми словами (дети придумывают ласковые слова и здороваются друг с другом).
Психолог: Ребята, мы продолжаем путешествовать по Песочной стране. Сегодня у нас будет новый гость. Но для того, чтобы он появился, нам нужно совершить наш ритуал.
Ритуал «входа» в Песочную страну
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб заданья выполнять,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Психолог: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это бычок Борька, который хочет вместе с нами отправиться в путешествие по Песочной стране.
Психолог: Давайте повторим правила игры с песком для нашего гостя.
Дети вместе с психологом повторяют стихотворение прошлых занятий со слов «Здесь нельзя...»
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить;
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!?
Психолог: Борька, что же ты загрустил?
Борька: Я грущу потому что, пошел погулять и заблудился. Не знаю, как мне вернуться в Песочную страну на мою любимую ферму к своей маме.
Психолог: Ребята, поможем Борьке добраться до фермы и встретиться с мамой? (Дети соглашаются помочь Борьке найти свою ферму).
Основная часть.
Психолог: Борька, расскажи нам о своей ферме, чтобы мы могли ее найти.
Упражнение «Песочный дождик».
Борька: На моей ферме идет необычный песочный дождик и дует песочный ветер. Это очень приятно. Вы и сами можете устроить такой дождь и ветер.
Психолог: Смотрите, как это происходит (ребенок медленно сыплет песок из своего кулачка в песочницу).
Психолог: Ребята, давайте вспомним, какие животные живут на ферме? (ответы детей: коровы, козы, лошади). Наши животные решили с нами поиграть в прятки, давайте найдем их.
Игра «Прятки»
Психолог прячет (закапывает) в песке несколько фигур домашних животных. Затем просит ребенка отыскать спрятанную фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.
Психолог: Борька, что еще ты можешь рассказать ребятам о своей ферме?
Борька: на моей ферме много загонов, где живут разные домашние животные, растут деревья и цветы.
Психолог: Ребята, давайте построим ферму для нашего Борьки.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рефлексия занятия:
Психолог: Ребята, сегодня вы хорошо потрудились. Вы настоящие помощники. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? Какое у вас настроение?
(Ответы детей)
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
Все мы весело играли
И немножечко устали.
Посмотрели на часы -
В группу нам пора идти.
Психолог: До, свидания! До следующей встречи!
«Сотри лишнее». Игра направлена на развитие логического мышления и речи ребенка. Психолог рисует на песке три объекта – лист, цветок и рыбку. Детям предлагается стереть лишний предмет, объяснить, почему именно этот предмет «лишний» и, по желанию, продолжить ряд (например, лист-цветок-дерево). Нарисованные предметы должны быть простые, легко узнаваемые по очертаниям.
Игра «Нарисуй сказку».
Психолог просит ребенка нарисовать на песке любой предмет, или рисует сам. Например, солнышко. Далее предлагает нарисовать историю про солнышко, дорисовывая по ходу рассказа персонажей, например, девочку, дождик, зонтик, радугу и т.д. Так можно «нарисовать» чудесные волшебные сказки, поучительные и просто веселые рассказы.
Игра «На ферме».
Психолог предлагает набор игрушек «Домашние животные», загоны, деревья.
Дети расставляют загоны и заселяют домашними животными.
Психолог: Ребята, на ферме живут не только взрослые животные, но и их детеныши предлагается вам поиграть.
Дидактическая игра «Найди маму».
Психолог предлагает набор картинок с изображением домашних животных и их детенышей.
Дети подбирают к взрослым животным их детенышей.
Психолог: А кто же на этой картинке нарисован? (ответы детей)
Правильно! Корова. А кто рядом с ней? (ответы детей)
Это ее детеныш – теленок, наш Борька.
Борька: Спасибо, вам ребята, что помогли найти мне мою маму и любимую ферму.