Комментарии к родительскому собранию по теме Речь. Её значение в жизни детей до 5 лет

Тема: Речь. Её значение в жизни детей до 5 лет.
(комментарии к презентации по данной теме)
Главная роль в развитии речи и познавательных способностей детей принадлежит родителям. Каждый родитель должен быть наблюдательным, чутким, умеющим замечать вовремя заметить проблемы в речи своего ребёнка. От Вашего желания зависит успешность развития речи ребёнка.
СЛАЙД № 1.
СЛАЙД № 2. Период до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается речевой отдел головного мозга и формируются функции центральной нервной системы.
СЛАЙД № 3. Дети легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без отсутствия тренировки мозговых функций полноценное развитие речи детей задерживается и даже может остановиться навсегда.
Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.
Если в три года речи ребёнка не было уделено должного внимания, то может произойти задержка речевого развития, а в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное путём коррекции речевого развития.
Речь подразумевает пять её компонентов.
СЛАЙД № 4.
Сбой может быть на любом этапе развития речи по следующим причинам:
СЛАЙД № 5. В этот современный и технологический век молодые родители не понимают всей его пагубности , т.к. больше внимания они начинают уделять техническим игрушкам вместо того, чтобы гулить, лепетать и начинать говорить вместе с детьми, используя настоящие детские игрушки, рассказывая об окружающих предметах и явлениях на прогулках, в играх и при чтении книг.

Другими серьёзными причинами нарушения речи являются:
СЛАЙД №6
органические повреждения участков мозга, которые отвечают за воспроизведение и понимание речи – это травмы в период беременности мамы, во время родов или дефекты органов речи у детей;
Курение.
Алкоголь и наркотические вещества.
Прием лекарственных препаратов.
Работа на вредном производстве.
Стресс, который испытывает будущая мама.
НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ и ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ:
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ:
- Травмы и ушибы головного мозга, на которые родители иногда не обращают внимание.
- Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, аденоиды, полипы нарушают речевое развитие ребенка.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия. Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Хотя, и в благополучных семьях может быть дефицит внимания к ребёнку.
- Высокая гиперопека или полное отсутствие опеки.
- Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
РОДИТЕЛИ должны знать, что Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков, у него может ускоряться темп речи . Известны случаи появления заикания по подражанию.
Обратите внимание: если в 3-5 лет ребёнок не говорит фразы – это серьезный повод для беспокойства.
Случается, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. Как правило, это связано с двумя причинами:
родители не слышат недостатков речи своих детей;
взрослые не придают нарушениям речи серьезного значения, полагая, что с возрастом все пройдет само собой или в школе всему научат
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
СЛАЙД № 8
- Ребёнка должна окружать полноценная речевая среда.
- Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, объясняйте значения предметов, их действия, качества, свойства, место и время положения доступным и понятным языком.
- Объясняйте причинно-следственные связи, например, брызги из- под колёс машины разлетаются сильно, потому что машина проехала быстро и т.д.
- При общении с ребёнком давайте возможность видеть ваше лицо, чтобы он видел ваши эмоции и правильную артикуляцию.
- Берите ребёнка за руки во время общения, т. к. через вибрацию телесного контакта передаётся правильный ритм слова.
- Поощряйте правильную речь ребёнка, создайте ситуацию желания ему говорить с вами, вы должны слушать ребёнка, глядя на него.
- Говорите с ребенком медленно, правильными фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
- Помните, что родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка.
- Помните, что только у родителей есть возможность ежедневно в процессе живого непосредственного общения со своим ребёнком закреплять навыки речи, приобретённые в детском учреждении.

Bђ Заголовок 1Bђ Заголовок 215