Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной и устной речи, в условия школьного логопункта
Теоретическая модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения письменной и устной речи в условиях школьного логопункта
В последнее время в нашем обществе, возросло количество детей младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи. Трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники с проблемами в речевом развитии, настолько серьезны, что для многих становятся труднопреодолимыми или непреодолимыми вообще. Для них наиболее характерно отдаление от жизни общества, наличие примирения со своим положением и преодоления психологического дискомфорта, а в дальнейшем затруднения в обучении, участии в общественной жизни, трудоустройсве, создании семьи. Поэтому вопросы психолого-педагогического сопровождения становятся основополагающими в жизни этих детей и эти дети должны находиться в поле зрения психолого-педагогического сопровождения, в котором учитываются их психологические и физические особенности и возможности[2].
Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, др.
Термин «психолого-педагогическое сопровождение» имеет множество различных определений. В рамках своего исследования мы будем опираться на определение А.П. Овчаровой: «психолого-педагогическое сопровождение это система деятельности психологов, педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии речи, от которых зависит улучшение их состояния и успешность адаптации в образовательном процессе» [2].
Рассмотрим теоретическую модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения устной и письменной речи в условиях школьного логопункта.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста заключается в максимально возможном преодолении имеющихся нарушений устной и письменной речи.
Исходя из цели, мы предполагаем ряд задач:
анализ литературных источников по проблеме исследования;
выявление фактического уровня устной и письменной речи;
развитие устной и письменной речи у младшего школьного возраста;
проверка эффективности предполагаемых мер.
В основу модели психолого-педагогического сопровождения образования детей младшего школьного возраста были положены следующие принципы: гуманистической направленности процесса психолого-педагогического сопровождения; целостности и последовательности этапов процесса ППС; единства диагностики и коррекции индивидуально-личностного развития воспитанников; учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка в процессе ППС или принцип «нормативности» развития личности; комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности; дифференцированного подхода; личностного подхода; коммуникативного подхода; интеграции усилий ближайшего социального окружения. [1]
Модель ППС коммуникативно-речевого развития детей-сирот раннего возраста мы условно разделяем на несколько блоков, первым из которых проведение комплексной диагностики (групповая и индивидуальная). Учитывая речевые особенности детей младшего школьного возраста можно выделить два основных направления, которые необходимо сопровождать, а значит и диагностировать их: письменную речь и устную речь младших школьников. Основными задачами диагностики мы ставим перед собой следующие: выявление фактического уровня развития устной и письменной речи детей младшего школьного возраста; дальнейшую динамику речевого развития детей; определение перспектив развития письменной и устной речи детей младшего школьного возраста в условия школьного логопункта; установление реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий. Разделение обследуемых детей на группы для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития; выработка рекомендаций для педагогов (для одного школьника или группы детей); сравнительный анализ развития письменной и устной речи детей младшего школьного возраста с целью выработки рек
·омендаций для дальнейшей работы по повышению уровня развития речи младших школьников.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста предполагает включение всех участников речевого процесса, в первую очередь, персонал Дома ребенка воспитателей групп, которые являются ближайшим социальным окружением детей. Цель данного блока заключается в изменении представлений сотрудников Дома ребенка о детях и о роли ближайшего социального окружения (воспитателей) в процессе речевого развития детей-сирот раннего возраста;
Работа с классными руководителями, учителями предметниками и другими сотрудниками школы предполагает не только инструктировную и вербальную информацию, проведение методических советов, консилиумов и миниконсулиумов, индивидуальных консультаций, но и необходимо активное участие педагогов в семинарах-практикумах, где большое внимание должно уделяться анализу положительного опыта в педагогическом процессе по нормализации развития устной и письменной речи младших школьников, который педагоги используют в своей работе.
В основу коррекционно-развивающей работы с обучающимися положены: принцип гуманистической направленности; принцип целостности, системности, последовательности; принцип системности коррекционных, профилактических, развивающих задач в коррекционной работе со школьниками; принцип единства диагностики и коррекции; принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно-педагогической деятельности; принцип дифференцированного подхода; принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
В основе психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста с речевыми отклонениями, лежат знания о психологических особенностях детей школьного возраста, особенности нарушения письменной речи. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста необходимо сформулировать круг актуальных задач для родителей по формированию устной и письменной речи детей, а также информирование семьи о речевом нарушении ребёнка и включение родителей в коррекционный процесс; повышение компетенции родителей по проблеме развития речи ребёнка; формирование полноценных речевых компонентов и навыков коммуникации ребенка; развитие познавательных способностей (внимания, памяти, общей и тонкой моторики).
Оценочно-результативный блок психолого-педагогического сопровождения детей школьного возраста, имеющих нарушения письменной и устной речи, предполагает наличие определенных положительных педагогических условий для развития и коррекции устной и письменной речи детей младшего школьного возраста.
К педагогическим условиям относятся: адекватный характер взаимодействия взрослого с ребенком, разработка содержания коррекционно-педагогической работы со школьником, учитывающего его индивидуальные речевые особенности, обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия с ребенком.
Критерии эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения мы рассматриваем как отклонение от нормального речевого развития детей младшего школьного возраста. Критерии имеют пять уровней развития: высокий, достаточный, средний, низкий, очень низкий.
Таким образом, учителю-логопеду необходимо обратить особое внимание персонала школы и родителей создание ситуации совместной с ребенком речевой деятельности. Для успешной реализации исследования необходима разработка программы ППС детей младшего школьного возраста в условия, имеющих нарушения устной и письменной речи, в условиях школьного логопункта. Результатом реализации модели программы психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста является нормализация результатов их речевого развития, обучения и воспитания.
Литература
1. Кузнецова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение бразования детей-сирот раннего возраста в условиях Дома ребенка// автореферат. - Курск 2012. с 13.
2. Овчарова А. П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. М. - № 82-2 2008. с. 128-131
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415