Картотека дыхательных упражнений для детей, имеющих нарушения речи
Упражнение 1.
Цель: Упражнять в чередовании глубокого вдоха и медленного выдоха
Ход:
Ребенок делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2.
Цель: Выполнение вдоха и выдоха по инструкции взрослого
Ход:
Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3.
Цель: Упражнять детей в длительном пропевании гласных и прямых слогов
Ход:
Вы задаёте вопросы, ребенокотвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
с опорой на схему ( вверх – громко, вниз – тише)
Упражнение 4.
Цель: Упражнять в выработке длительного выдоха
Ход:
Рассказывая стихотворение, ребенок одновременно выполняет движения в ритме стихотворения:
Самолётик – самолёт (разводит руки в стороны ладони вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5.
Цель: Упражнять в формировании глубокого вдоха и длительного выдоха, в чередовании слова и движения
Ход:
Взрослый читает стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш--ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6.
Цель: Выработка сильной и слабой воздушной струи в зависимости от инструкции
Ход: Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу
(руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево полечу хочу направо посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну, а пока за облака(круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7.
Цель: Упражнять детей в глубоком вдохе и длительном выдохе, соблюдая инструкции взрослого
Ход:
Выполняйте вместе с ребенком.
Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову.
Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8.
Цель: Формирование носового дыхания при глубоком вдохе
Ход: Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место) Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое .