Рекомендации для педагогов и родителей детей, имеющих речевые недостатки
Базовая школа
при БПОУ РК «ЭПК им. Х.Б. Канукова»
Рекомендации
для педагогов и родителей детей, имеющих речевые недостатки
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Элиста, 2014 г.
В методические рекомендации входят практические советы и рекомендации по коррекции речи детей с речевой патологией/, сост. Бадмаева М.В., учитель-логопед
Предназначено родителям, учителям начальных классов.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребёнка. Влияние на него всех остальных общностей, социальных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Ведь именно в семье перед ребёнком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир. И от семьи во многом зависит, каким этот мир будет восприниматься ребенком: интересным, волнующим, несущим открытия и позитивные эмоции или чужим и враждебным.
Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой – они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний. Сегодня у родителей с любым образованием много вопросов о том, как воспитывать ребенка. Поэтому семья в своей воспитательной деятельности нуждается в помощи.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад, школа и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Значимую роль во взаимодействии с семьёй играет роль повышения правовой культуры родителей для усиления ответственности и формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель–логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка. Чтобы родители помогали образовательному учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом: «Родитель – не гость, а полноправный член коррекционно-образовательного процесса», учитель–логопед строит своё общение с семьёй.
Взаимодействие семьи и учителя-логопеда – необходимое условие полноценного речевого развития ребёнка, так как наилучшие результаты получаются там, где все действуют согласованно. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа логопеда, в процессе которой родители убеждаются, на сколько их роль в речевом развитии ребенка значима и важна.
Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для нас – логопедов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное и школьные учреждения.
Для чего нужны занятия с логопедом?
Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений в речи и их исправлением.
Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.
Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.
У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. Поэтому, при первых признаках нарушений в речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду. Логопед не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики. Красивая правильная речь позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и достигнуть больших успехов в обществе.
Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. Так же, существует ошибочное мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).
Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. Чем раньше будет выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить.
Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей – является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом. Чем теснее логопед будет взаимодействовать с родителями, тем быстрее и лучше будет результат у ребенка.
Артикуляционная гимнастика – Памятка для родителей
Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Общаясь с ребёнком, развиваем речь
Во что поиграть с малышом, чтобы ему было не только весело, но и познавательно?
Этот вопрос задают многие папы и мамы, которые хотят, чтобы их ребенок не только весело смеялся во время игры, но еще и развивался.
Существует много различных клубов и групп для малышей, где используются разные методики по развитию детей. А во что же можно поиграть с ребёнком дома?
Поиграйте с ребёнком в эти не сложные игры. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
«Я заметил»
(по дороге из детского сада, в детский сад)
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок (яблочный); из груш (грушевый); из слив (сливовый); из вишни (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
а) Ворона каркает, а воробей (чирикает).
Сова летает, а заяц (бегает, прыгает).
У коровы теленок, а у лошади (жеребенок) и т.п;
б) Медведь осенью засыпает, а весной
Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный
Мокрое бельё развешивают, а сухое
Вечером солнце заходит, а утром
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
Бодается, мычит, пасётся?
Крадётся, царапается, мурлыкает?
Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
Четыре ножки, спинка, сиденье.
Корень ствол, ветки, листья.
Носик, крышка, ручка, донышко.
Корень, стебель, листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку.
Лужа перепрыгнула через меня.
Стул залез под котёнка.
На лягушку прыгнула трава.
Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: ба-со-ка (собака),
ло-во-сы (волосы),
ле-ко-со (колесо),
по-са-ги (сапоги).
Игры, развивающие речевое дыхание
Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи, поэтому дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот.
Очень полезно дуть – тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т.д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т.п.).
Например, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: «Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?». Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.
Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие
Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке – без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.
Игра «Где позвонили?»
Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.
Игра «Узнай по слуху»
Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т.д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.
Как подготовить ребёнка к письму
Дети, предрасположенные к отставанию в речевом развитии, обычно непосредственны, несамостоятельны, недостаточно самокритичны. У них больше развиты игровые, а не познавательные интересы.
Столкнувшись с трудностями, такой ребёнок проявляет пассивность и быстро отказывается от попыток добиться результата. Целенаправленность и настойчивость он проявляет только в тех вопросах, которые вызывают у него интерес. Выслушав вопрос, он обычно отвечает: «Не знаю», и только после поощрения со стороны взрослого начинает обдумывать ответ.
Дети, склонные к отставанию в речевом развитии, способны понимать и самостоятельно образовывать простые обобщающие понятия, однако испытывают затруднения при знакомстве с более сложными понятиями.
Им тяжело даётся фонематический анализ: затруднения возникают при подборе картинок на определённый звук, определение количества и последовательности звуков в слове. Часто вместо звуков они выделяют слоги, у них труднее формируется навык слогослияния.
Детям с трудностями формирования навыков письма и чтения свойственны неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психических функций (внимание, память, мышление).
Главной причиной трудностей формирования навыков письма и чтения специалисты называют нарушения зрительного и пространственного восприятия.
Чем раньше выявлены отклонения и начаты коррекционные занятия, тем быстрее показатели развития ребёнка придут в соответствие с возрастными нормами.
Стойкие нарушения письменной речи могут возникать из-за несформированности некоторых частных психических процессов, которые совершенно незаметны в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении письмом или чтением. Если время упущено, появляются вторичные расстройства, развивается неврозоподобная симптоматика, повышается уровень тревожности, тревожность приобретает характер фобических переживаний в ситуациях, связанных с чтением.
Работа с буквами
Если ребёнок забывает, путает, неправильно пишет буквы, предложите ему задания на узнавание букв.
Например:
найти букву среди ряда других букв;
назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
определить буквы, расположенные неправильно;
обвести контуры букв;
буква «сломалась» – добавить недостающий элемент;
назвать буквы, наложенные друг на друга;
изобразить букву с помощью пальцев.
Последнее упражнение исключительно полезно.
Чтобы освоить последовательность операций, разложите это задание на несколько этапов. Предложите ребёнку:
построить букву по словесной инструкции с одновременным показом педагогом;
сравнить пальчиковую букву с образцом;
построить букву по словесному указанию без образца;
построить букву самостоятельно без зрительного образца;
отгадать букву, построенную другим ребёнком.
Эти упражнения позволяют не только закрепить оптический образ буквы, но и предупреждают возникновение оптической дисграфии.
Пальчиковые задания способствуют формированию ассоциативных связей между центрами речи и моторной зоной коры, что в конечном итоге позволяет совершенствовать механизм произвольной регуляции движений руки и помогает освоить навык письма.
Для развития графо-моторных навыков рекомендуются такие задания, как: штриховка по контуру, срисовывание геометрических фигур, обводка заготовленных образцов рукописного текста через прозрачную кальку, письмо букв, слов и фраз по трафарету, дорисовывание незаконченных рисунков или законченных изображений с недостающими деталями, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти.
Для упражнений в конструировании и реконструировании букв алфавита можно использовать счётные палочки или картонные элементы букв.
Для лучшего усвоения оптических образов букв их соотносят с какими-либо сходными предметами, изображениями: «о» – с обручем, «ж» – с жуком, «и» – с перекладиной и так далее. Загадывайте ребёнку различные загадки о буквах, предложите ему ощупать рельефные буквы, срисовать их.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму. Такой подход объясняется психофизиологическими особенностями ребёнка пяти-шести лет.
Дети этого возраста с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая-левая стороны, верх-низ, ближе-дальше, над-под, около-внутри. У них слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Им стоит большого труда держать кисточку, карандаш, ложку, правильно расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
Для развития мелкой моторики рук
Используются самые разнообразные приёмы и упражнения: массаж пальцев и кистей рук; пальчиковый театр, пальчиковые игры со стихами, скороговорками, счётными палочками; гимнастика для пальцев, лепка из пластилина; выполнение аппликаций и поделок из бумаги в технике оригами; рисование красками различными способами.
Для развития координированных движений предложите детям игры и упражнения с мелкими предметами (мозаика, завязывание верёвочек). Весьма полезны рисование по трафаретам различной величины и сложности, дорисовка предмета по принципу симметрии или штриховка, копирование рисунка по точкам, по образцу. Устраивайте графические и слуховые диктанты, играйте в лабиринты.
Приведем описания некоторых игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики:
«Мозаика из пуговиц»
Подготовьте пуговицы разного цвета и размера. Сначала сами выложите рисунок из них, а затем попросите ребёнка сделать то же самостоятельно. После того, как малыш научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков. В технике пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, кошку, снеговика, мячики, бусы, буквы, цифры и другие предметы.
«Бусы»
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание на нитку пуговиц, бусин, рожков и макарон, сушек. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, листьев деревьев, ягод рябины.
Чтение
Очень эффективен интерактивный метод, при котором взрослые поощряют детей принимать активное участие в процессе чтения: побуждают их задавать вопросы, быть рассказчиками историй. Такое чтение, его называют диалогическим, оказывает положительное влияние на речь, улучшает лексику дошкольников. Как его освоить и применить?
Шаг первый. Побудите ребёнка высказаться по поводу книги. Например, рассматривая страницу книги, на которой изображена пожарная машина, можно спросить: «Что это?» Малыш ответит: «Машина».
Шаг второй. Оцените ответ: «Правильно, молодец, и видоизмените, дополните его: Это красная пожарная машина».
Шаг третий. Повторно стимулируйте интерес малыша к книге, чтобы удостовериться, усвоил ли он ответ взрослого: «Ты можешь повторить «пожарная машина»? Этот приём можно использовать практически на каждой странице.
Побуждайте ребёнка как можно больше говорить самому. Делайте паузу в конце предложения, а дети будут её заполнять. Этот приём можно использовать при чтении текстов с рифмой или с повторяющимися фразами: «Ты не бойся, это гусь, я сама его (боюсь)» или «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик (погулять)». Благодаря такому приёму дети получают информацию о структуре языка.
Задавайте вопросы, напоминающие о событиях прочитанной книги: «Скажи мне, что случилось с Мухой-Цокотухой в этой сказке?» («Муха-Цокотуха», К. Чуковский).
Такие вопросы помогают ребёнку усвоить сюжет истории и описать последовательность событий.
Подобные вопросы можно задавать не только в конце книги, но и в начале, если эту книгу уже ранее читали, или в середине, если книгу читают несколько дней: «На чём мы остановились в прошлый раз? Напомни мне, где оказались коротышки после аварии на воздушном шаре?» («Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов). Это помогает родителям понять, помнит ли ребёнок, о чём они читают и понимает ли смысл прочитанного (старшие дошкольники).
Побуждая ребёнка пересказать содержание прочитанной сказки или рассказа, важно понимать, что это вызывает сложности у большинства детей, поэтому не настаивайте, если ребёнок отказывается. Помните, что диалогическое чтение не должно вызывать отрицательных эмоций, иначе ребёнок не захочет читать.
Предложите ребёнку описать иллюстрацию к знакомой книге: «Расскажи, что происходит на этой картинке?» Благодаря этому развивается вербальная речь, приобретается умение составлять подробный рассказ.
Вместе рассматривайте иллюстрации и задавайте малышу всевозможные вопросы «что», «где», «когда», «почему» и «как». Если он затрудняется с ответом, расскажите сами. Такой диалог расширяет детский словарь.
Помогайте ребёнку установить связь между книгой и реальным миром. Например, при просмотре книги, на странице которой изображены животные, можно спросить: «Помнишь, мы недавно ходили в зоопарк. Кого из этих животных мы там видели?» Отвечая на наши вопросы, малыш приобретает навыки рассказа, у него развивается способность к диалогу.
Для интерактивного чтения подходят практически все книги, но в большей степени с красочными иллюстрациями. Применяется этот метод и без чтения, а только при рассматривании картинок.
Обсуждение прочитанного, пересказ, ответы на вопросы взрослого это обеспечивает большой скачок в развитии речи ребёнка и подготовке к обучению в школе за весьма короткое время. То, что сейчас называют диалогическим чтением, традиционно было частью русской культуры. К сожалению, сейчас оно утрачивается.
Консультация для родителей
Речевая готовность ребёнка к школе
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Что же такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
Советы родителям.
Как уменьшить риск возникновения заикания у вашего ребенка?
Если ваш ребенок останавливается, повторяет слоги и звуки или запинается перед произношением слова или фразы, вы можете начать волноваться – «А вдруг он начал заикаться?».
Неплавная речь в возрасте от двух до семи лет является нормой.
Обучение пониманию и использованию речи – процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы.
Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, эти признаки могут указывать на начинающееся заикание.
Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:
Часто встречающиеся повторы слов.
Пролонгированные звуки.
Избегание ситуации общения, фразы: “Я не могу этого сказать”.
Расстроенный вид.
Напряженный вид мышц лица и шеи и голоса.
Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.
Существует много способов, с помощью которых вы можете снизить риск возникновения заикания у вашего ребенка.
Прежде всего, осознайте, что не вы являетесь причиной заикания у вашего ребенка.
Изменения, которые вы можете осуществить, касаются вашей манеры говорить, режима дня и создания обстановки, позитивно влияющей на вашего ребенка.
Как можно остановить заикание?
Говорите медленно и плавно. Вы можете разговаривать таким образом, чтобы способствовать более плавной речи у вашего ребенка. Лучше не просить его говорить медленнее, а самим задать медленный темп беседы, расслабленно и легко. Убедитесь, что ваша речь течет плавно, равномерно, ритмично, как у психотерапевта на сеансе.
Делайте паузы в своей речи, особенно в тот момент, когда ребенок уже сказал фразу, а вы еще нет. Это дает возможность вашему ребенку сказать что-то еще, а вам время обдумать, что именно хочет сказать ваш ребенок.
Не чувствуйте себя обязанным что-либо говорить только потому, что стоит тишина. Вы же хотите, чтобы ваш ребенок понял, что он может говорить столько времени, сколько это необходимо.
Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы оказывают давление на ребенка, он чувствует ограничение во времени для ответа.
Комментарии и описание того, что вы сейчас делаете вместе с ребенком может значительно уменьшить такое давление нехватки времени.
Некоторые директивы и команды могут быть осуждающими, или содержать критические замечания.
Лучше фразы и комментарии начинайте со слов: “Давай ”, “Как насчёт”, “Что ты думаешь?”
Вы можете даже повторить то, что сейчас сказал ребенок, чтобы дать ему понять, что вы его внимательно слушали.
Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать в своей речи более позитивную принимающую форму комментариев и утверждений.
Вы можете многое сделать, чтобы речь вашего ребенка стала плавной в беседе.
Внимательно выслушайте и дайте вашему ребенку почувствовать: то, что он говорит – самая важная вещь в данный момент.
Не перебивайте.
Позволяйте вашему ребенку начинать беседу и выбирать тему для разговора.
Делайте уместные комментарии по теме, которую затронул ваш ребенок.
Постарайтесь не контролировать беседу постоянно.
Установите хороший контакт глазами. Если вы будете отводить взгляд в то время как ваш ребенок начал заикаться, этим вы просигнализируете, что вы испытываете дискомфорт.
Позвольте вашему ребенку закончить фразу, даже если для этого вам придется довольно долго ждать.
Если вы задаете вопросы, помните, что на специальные вопросы отвечать намного легче, чем на общие вопросы.
Используйте вышеуказанную информацию в беседе с вашим ребенком.
Признавайте, что речь бывает трудной.
Иногда ребенку настолько трудно произнести какое-либо слово, что он может закричать: “я не могу этого сказать ”, “ никак не получается”.
Вы можете продемонстрировать принимающее отношение к ребенку следующими фразами: “это было трудно произнести”, “это сложное слово”.
Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен или напуган или находится в состоянии стресса.
В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами, и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется.
Если вы не можете уделить время и внимание исключительно вашему ребенку, то скажите ему о том, что вы выполните определенную работу, а затем сможете уделить ему полностью все внимание. Обязательно выполните свое обещание.
Отведите специальное время для беседы.
Специально отведенное время для игр, общения и беседы со своим ребенком значительно способствует увеличению плавности речи.
Используйте это время для того, чтобы выработать более медленный темп своей речи.
Позвольте своему ребенку самостоятельно решить, чем заняться и когда начать разговор.
Время, уделенное вашему ребенку, значительно повысит его самооценку, что поможет ребенку снизить темп его речи.
Уделить внимание исключительно ребенку – это то, чего детям так часто не хватает, это то, о чем они мечтают.
Письмо без ошибок
Как известно, одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. Затруднения при его изучении связаны во многом с логопедическими проблемами. Многие исследователи отмечают, что речевые нарушения у детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков.
Грамотность ребенка складывается из трех основных блоков. Выделим эти аспекты. Первый из них нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Второй аспект социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению. Третий аспект психологический, то есть уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.
Оказывается, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие преимущественно отвечает за целостный образ, какого-либо предмета или слова, а левое за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает так, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто можно встретить активных школьников с ярким воображением, но абсолютно неграмотных!
Хочется рассмотреть, с функционированием каких отделов мозга связана грамотность.
Все отделы мозга, по А. Р. Лурия, условно разделены на три блока (Лурия, 1972). Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок быстро утомляется. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. На уроке они зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши и ручки, строить рожи и мешать другим. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Достичь цели поможет дыхательная гимнастика, специальный массаж и двигательная коррекция.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, путанице, например, букв «б» и «д», неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
При недостаточном развитии третьего блока блока программирования и контроля ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет! Во-первых, не соблюдаются учебные правила: ребенок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами (правила знает, а пишет все равно с глупыми ошибками). Во-вторых, не соблюдает общие нормы поведения. Ребенок может встать во время урока, играть или наблюдать жизнь за окном, когда все остальные усердно работают.
Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, созреют, но, пока это произойдет, он упустит уже очень многое из школьного материала. Как бы репетиторы ни мучили своих учеников, грамотно писать они не будут, если не устранить истинную причину. Бывают случаи, когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка до некоторой степени активизируется без внешней помощи. При каких условиях это может произойти? Во-первых, если ребенок живет за городом, в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее, чем мозг городских детей. Во-вторых, если он не сидит за компьютером, а играет со сверстниками в различные игры, правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. В-третьих, занимается активными физическими упражнениями. Но даже при этом у большинства детей отмеченные трудности сохраняются или вообще прогрессируют.
Что же могут сделать учителя и родители?
Первое и самое главное: обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к нейропсихологам или логопедам, чтобы своевременно и эффективно помочь вашему ребенку.
Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосется», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут.
Третье: понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.
Чтобы достичь желаемого, примите к сведению несколько полезных советов.
Консультация для учителей начальной школы и родителей
«Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов»
- Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница говорит – нарушение письма. Так говорит одна из родителей. Пока мальчику повезло в одном – учительница быстро разобралась и направила его к специалисту.
Так что же это такое – нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нём принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.
Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.
Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.
Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.
В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", - их называют "мямлями". Нечеткая команда от нечёткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.
Мы коротко обговорили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, чтобы учитель имел необходимые представления об этих нарушениях.
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - и необоснованному.
Предупреждение дисграфии у леворуких детей
Работая в группе с детьми с общим недоразвитием речи, столкиваемся с трудностями обучения леворуких детей. У ребенка - левши, помимо речевых нарушений, существует и ряд других факторов, ведущих к трудностям обучения. Это:
- нарушение зрительно-моторных координации (ребенок не может скопировать даже простые геометрические фигуры, буквы, цифры, неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
- нарушение зрительно пространственного восприятия (дети не ориентируются в понятиях: вправо-влево, вверх-вниз, вперед - назад);
- трудность организации и мобилизации внимания (излишняя активность детей, неусидчивость, неумение слушать и наблюдать, замедленность в выполнении заданий, неорганизованность и рассеянность).
Одним из важнейших факторов адаптации детей к школе является процесс овладения ими навыками письма, что является главной проблемой леворуких детей.
В работе с леворукими детьми опираемся на их образное мышление, подкрепляем словесные инструкции наглядностью. С этой целью на занятиях с детьми используются различные модели, макеты, схемы, игровые моменты.
Развитие зрительного внимания и зрительной памяти начинаем формировать с предъявления детям ярких красочных персонажей - игрушек, чтобы они могли увидеть их отличительные признаки. Далее рассматриваем парные предметные картинки, проводим игры «Запомни слово», «Найди сходство и различие», «Что изменилось?» Дорисуй следующий или пропущенный предмет, запомни фигуры или предметы изображенные на одной карточке, затем найди новые на другой. Постепенно в процессе таких игр зрительное внимание детей становится активным, целенаправленным, белее качественным.
Письмо без ошибок советы учителям
Не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания на карточке.
Постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность например, не читал вслух, если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес.
Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками с толстым нажимом.
Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то, что хорошо получается.
Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции важный стимул для «питания» функций.
Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их только 10. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Письмо без ошибок советы родителям
Знайте, все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.
Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.
Следите за тем, чтобы ребенок правильно питался (полезная для ума пища бананы, орехи, мед, лимоны).
Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».
Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Желаю удачи!
13PAGE 15
13PAGE 14215
·
·15