Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, (логопедические группы, дети ОВЗ) с использованием элементов сказкотерапии «Сказочное путешествие Ежика к морю» 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 102»
 г. Братска, Иркутской области.
Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста,
(логопедические группы, дети ОВЗ)с использованием  элементов  сказкотерапии «Сказочное путешествие Ежика к морю»
Составила:  Герасимова Елена Анатольевна
педагог-психолог МБДОУ «ДСКВ № 102»
Братск 2015г.
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков.
Задачи:
Обучать детей навыкам межличностного взаимодействия.
Развивать умение детей передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов.
Способствовать дальнейшему уточнению знаний детей о добре и зле, о способах эффективного и доброжелательного взаимодействия детей друг с другом. 
Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Оборудование: массажные мячики, ткань, круглые модули, «колючий» коврик (для дорог), ребристая деревянная дорожка – «мостик», ткань голубого цвета (для изображения моря), картина луга, вырезанные из белой бумаги силуэты бабочек, маркеры, столы, магнитофон, диск с записью музыки: 1. марш, 2. «Голоса природы». 3. «Шум моря», мультимедийные презентации «Добрый Ёжик», «Встреча с волком».
Ход:
- Здравствуйте!
   Говоря «Здравствуй!», мы желаем друг другу здоровья.  Предлагаю поприветствовать  друг друга в парах.
Раз, два, три – дружочка себе найди!
Игра «Приветствие»
- «Очень видеть рад тебя, пообщаемся любя!».
Игроки соприкасаются друг с другом ладонями обеих рук.
- «Рад тебя видеть».
Обнимаются.
- «Наконец-то встретились!»
Соприкасаются друг с другом большими пальцами рук.
- «Если что, я тебе помогу!»
Два пальца (указательный и средний) правой руки каждого игрока «бегут» по левой руке партнёра до его плеча. Затем партнёры похлопывают по плечу своего партнёра всей ладонью.
(Проигрываем несколько раз со сменой партнера)
  
- Не ленись в круг скорей становись!
    Сегодня у нас колючая прогулка.
    Чтобы набраться сил предлагаю сделать массаж (дети берут по одному массажному мячику, делают самомассаж).
    А теперь  повернемся спинками друг другу по кругу и сделаем массаж.
  -Хорошо! Сделали «колючие» упражнения.
   А что еще бывает колючим? Назовите все колючее, что вы знаете (колючая елка, игла, колючий шарф и т.д.)
   А можно ли сказать «колючий человек»? Про какого человека можно так сказать? (злого, нелюдимого, угрюмого),(размышления детей). 
Изобразите такого «колючего» человека.
   Упражнение 1. Колючий человек.
    Дети при помощи мимики и выразительных движений тела показывают «колючего» человека.
    Такой «колючий» человек и словом «уколоть» может. Что значит «уколоть словом»? (высказывания детей)
    Давайте сбросим с себя всю колючесть и станем мягкими, добрыми, приветливыми, как тот ежик. Вот бы отправиться в гости к ёжику!  Ребята, а вы меня с собой возьмете?
    Я знаю, что попасть к нему можно по одной из трех дорог.
Вхождение в сказку
    Перед детьми лежат три дороги.
    - Каждая из трех дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой.
    Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (дорога из ткани).
    Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а перепрыгивать кочки («кочки» - круглые спортивные модули). Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая.
     Третья дорога – самая трудная. Она колючая («колючий» коврик). Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
     Подумайте, какую дорогу вам выбрать и в путь.
     (Дети проходят по «волшебным» дорожкам, садятся на ковер).
    
Сказка
   Жил был в лесу Ежик. (Детям предлагается мультимедийная презентация «Добрый Ёжик»). Он только с виду был колючий, а в душе – мягкий и добрый. И было у него одно желание: море увидеть. 
- Грустно мне, - говорил он цветку Васильку. – Вот здесь, в груди, неспокойно. К морю хочется.
Упражнение 2. Печаль Ежика
Дети круговыми движениями открытой ладони мягко гладят себя по груди, успокаивают. Лица печальные, глаза грустные, уголки губ опущены.
   Василек никогда не видел моря и поэтому отвечал:
   - Зря ты печалишься, Ежик. Посмотри, какой я красивый и как замечательно у нас в лесу!
Упражнение 3. Василек
Дети подставляют к подбородку раскрытые веером пальцы обеих рук, изображая цветок; улыбаются, любуются собой и другими.
 
   Но Ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром, когда в небе еще плавали молочные звезды, Ежик вышел из своего домика и пошел к морю. В лапе у него была палка, а за плечом котомка с едой. Сначала он шел по лесной тропинке. Настроение у Ежика было радостное и бодрое.
Давайте и мы вместе с Ежиком отправимся в путь. Вставайте друг за другом. Мы же на колючей прогулке, если я замечу что-то колючее – я хлопну в ладоши, и вы тут же повернете в другую сторону.
Вниманию детей предлагается мультимедийная презентация «Встреча с волком».
Детям необходимо  решить проблемную ситуацию: как злому Волку подружиться со всеми лесными зверями, которые его боятся. (Предложения детей по решению проблемы.)
Психолог подводит детей к общему выводу: для того, чтобы с тобой дружили, нужно быть добрым, а не злым, улыбаться и разговаривать вежливо, а так же вести себя с другими воспитанно, помогать друг другу и не жадничать с друзьями. 
Тем самым дети находят решение проблемы волка и могут продолжать свое увлекательное путешествие.
Упражнение 4. Ежик на тропе
Дети становятся друг за другом и бодро, весело, под музыку шагают по кругу. Услышав на фоне музыки хлопок ведущего, быстро поворачиваются и идут в противоположном направлении.
   Но вот лес кончился, и путь Ежику преградила река.
   - Эй! – крикнул Ежик.
   - Крря, Крря, ты что кричишь? – спросила, подлетев, Утка.
   - Переправиться надо, - ответил Ежик.
   Как вы думаете помогла Утка Ежику? (Ответы детей)
   Переправила Утка Ежика на другой берег, и зашагал он дальше. Перешел овраг через мостик. Долго шел Ежик по извилистой тропинке,  пришел он на большой луг и заслушался (звучит запись «Голоса природы»). Давайте и мы отдохнем, приляжем на травку.
Упражнение 5. Голоса природы (релаксация)
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, расслабляются и слушают «голоса природы».
   Вокруг трещат кузнечики, звенят крылышками стрекозы, шуршат на ветру травинки, а с цветка на цветок перелетают бабочки.
    Хорошо отдыхать на лугу, но пора в путь. Можно открыть глаза, встать, потянуться.
     Как хорошо на лугу! Даже уходить не хочется, какое здесь все красивое, яркое, много разноцветных цветов (демонстрируется яркая «Картина луга» и силуэты бабочек из белой бумаги). Ой, а бабочки почему-то все белые, бледные. Что же можно сделать, чтобы и бабочки тоже были красивые? (Ответы детей). 
Упражнение 6. Раскрасим бабочек  
     Конечно, раскрасите, но раскрашивать будите одну бабочку вдвоем. Раз, два, три – дружочка себе найди! (Дети объединяются в пары, подходят к столам, где лежат маркеры. Каждая пара получает силуэт бабочки. Раскрашенных бабочек дети помещают на общую «Картину луга»).
    Молодцы! Красота! Замечательные бабочки!
Упражнение 7. «Кузнечики и Стрекозы»
    А вот кузнечиков не вижу, не прыгают на лугу…Кузнечики! Детям предлагается превратиться в кузнечиков. «Кузнечики» выполняют длинные прыжки из глубокого приседа.
    А вот и стрекозы полетели!(Дети превращаются в стрекоз) «Стрекозы» летают (бегают) и машут крыльями (широко разведенными в стороны руками).
   Приземляйтесь стрекозы. (Дети присаживаются на ковер). Сказка продолжается.
   Долго ли шел Ежик, коротко ли, но вышел он, наконец, к морю.
   -Здравствуй, море! -  сказал Ежик.
   - Здравствуй, Ежик, - сказало море.
   И накатила волна. Пфффф!.. – ударила она о берег. Шшшшш…зашуршала по камешкам, отступая.
Упражнение 8. Море (на дыхание)
Дети подражают шуму волн. На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, отклоняются и длительно  произносят «шшшшшш».
Упражнение выполняется очень мягко, спокойно и ритмично.
    - Я на тебя похож, да? – спросил Ежик.
    - Очень! – сказало море. И снова ударило волной о берег.
    Целый день Ежик играл с морем: то подбегал к самой воде, то убегал прочь.
    Хотите тоже поиграть?
Упражнение 9. Игра с волной
Педагог изображает волну при помощи ткани голубого цвета. Дети наблюдают за движением «волны». Как только «волна начинает накатывать на берег» (педагог двигается к детям), дети убегают. «Волна откатывается в море» (педагог отходит), и дети снова подбегают к кромке «моря».
   Ежик засыпал на песке под скалой, поеживался, и ему казалось, что он тоже – маленькое море на четырех лапках.
   «Пфффф! – бормотал он себе под нос. – Шшшшш!..»
   И подымал, и опускал иголки.
Рефлексия
   - Ну вот, мечта Ежика сбылась, сказка закончилась, волшебная сила наша вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире.
 Как мне понравилось в сказке! А вам понравилось? Что понравилось? (Высказывания детей).
А какая мечта есть у вас? Подумайте  минутку. Кто хочет рассказать?
Давайте мы свои мечты нарисуем. Дети выполняют рисунок в группе, организуется выставка детских работ «Мы мечтаем».