Речевая среда как фактор развития смысловой стороны речи: логопедические пятиминутки Весна

Речевая среда как фактор развития смысловой стороны речи.

Цель: создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по созданию речевых пятиминуток для детей старшего возраста и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Л.С.Выготский)
Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!
Реформа дошкольного образования в рамках реализации ФГТ предполагает личностно-ориентированное отношение к ребенку, акцентирует внимание воспитателей и педагогов на создание в каждой группе ДОУ развивающей среды, в том числе и речевой.
Речь ребенка обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
В условиях организации среды стала популярной точка зрения: для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг дошкольников благоприятную развивающую речевую среду.
Среда развития речи ребенка – важный компонент предметно-развивающей среды в целом. Знание требований, принципов построения развивающей среды, направленных на создание условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого, помогут воспитателям создать центры речевого развития в полном объеме.
Согласно требованиям центры речевого развития должны служить интересам и потребностям каждого ребенка, а ее элементы (дидактический материал, игры, сюжетные картинки, книги) – развитию речи ребенка и создавать условия:
а) для самостоятельного активного действия в данном центре, где размещены разнообразные дидактические игры и упражнения, рассказы, сюжетные картинки и т.д.
б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Т.Н.Доронова, В.В.Гербова и другие предлагают следующее определение развивающей речевой среды: «развивающая речевая среда – это речь, с которой воспитатель обращается к детям: рассказы, сказки, песни, загадки, скороговорки и т.д.; это и дидактические наглядные материалы, которые воспитатель отдает в распоряжение детей»
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Очевидна важность ранней пропедевтической (подготовительной) работы с детьми. Исправить недостатки звукопроизношения в старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Для создания в логопедической группе речевой среды мы ввели логопедические пятиминутки.
Логопедические пятиминутки – способствующие развитию всех компонентов речи, психических процессов (памяти, внимания, мышления) у детей;
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Каждое утро провожу сама, а затем воспитатели в течение дня закрепляют с детьми полученные знания. К каждой лексической теме подбираю речевой материал, определяю коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные мной на подгрупповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять упражнения, закреплять правильное звукопроизношение.

В «Логопедических пятиминутках» предлагается работа на неделю по лексической теме и следующим разделам: - работа по развитию артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что постановка звуков пошла быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
- работа над общей и мелкой моторикой;
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Виды упражнений для развития общей и мелкой моторики:
логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)
пассивная гимнастика (массаж)
активная гимнастика - пальчиковые игры

- преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме;
Словарный запас бывает пассивным и активным. Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает. Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.
Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия.
Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры), а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы.
Типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Что бывает в это время года Один - много Чудесный мешочек Назови ласково Загадки Зайца Что пропустили Разрезные картинки Что убрали Чего не хватает Какой предмет лишний Игры на развитие правильного употребления предлогов Собери фигуру

- развитие правильного речевого дыхания;
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Как выполнять упражнения
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения для речевого дыхания
футбол ветряная мельница снегопад листопад бабочка кораблик.
одуванчик
шторм в стакане - развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
И я предлагаю использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов, начиная с младшей группы, используя их во всех режимных моментах. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических пятиминутках и поучаствовать в них вместе с детьми.

Итак, лексическая тема «Весна»
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)


Артикуляционная гимнастика

Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

Пальчиковая гимнастика
Весенний дождик
Дождик песенку поет, только, кто ее поймет?


Не поймем ни я, ни ты.
но зато поймут цветы, и зеленая трава, и весенняя листва.
Лучше всех поймет зерно, прорастать начнет оно.
(Пальцы постукивают по столу по тактильным дорожкам – сначала быстро, потом медленно)
(Пальцы барабанят быстро-быстро - пошёл ливень.)


(Пальцы стучат все медленнее и медленнее и наконец, останавливаются.)




















По тактильным дорожкам пальчики доходят до МЯЧЕЙ-ЁЖИКОВ, ШИШЕК (ребёнок выбирает на выбор, что ему нравится)

Кап-кап-кап – звенит капель Пальчиками стучим по мячу или шишке
Приближается апрель Катаем мяч или шишку по ладоням

По дорожкам пальчики доходят до прищепок: проговаривая слова, ритмично открывают и закрывают свою прищепку (прищепка превращается в различных героев – участников разговора).


Солнышко, солнышко,
Золотое донышко, - 1 ребёнок
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. – 2 ребёнок
Побежал в саду ручей,
Прилетели сто грачей, - 3 ребёнок
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают. – 4 ребёнок

На данном этапе у детей развивается мелкая моторика, память, координация речи и движения, диалогическая речь, закрепляются поставленные звуки.


Речевое дыхание ( Дети берут цветы –ветерки)

Упражнение «Весенние ароматы»
Цель: Закрепить диафрагмальный тип дыхания
Статическое упражнение. Вдыхаем аромат ландыша. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Упражнение «Кораблики»
Цель: развитие силы диафрагмального выдоха.
Дуем на кораблик в тазу, чтобы он поплыл.

Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.