Статья «Логопедические игры для формирования правильной речи младших школьников»

Министерство образования Ставропольского края
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28
города Ставрополя


Публикация
«Логопедические игры
для формирования
правильной речи
младших школьников»


составитель
учитель-логопед
Кобыляцкая Л.Н.


Ставрополь 2015

По данным мировой статистики число речевых расстройств растёт, в связи с чем, актуальность проблемы коррекции речевых нарушений детей принимает глобальный характер. Актуальной проблемой логопедии является поиск путей повышения эффективности коррекционно - педагогической работы.
Цель данной работы: показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Задачи
Дать психолого-педагогическое обоснование роли игры в жизни ребенка.
Познакомить с классификацией детских игр.
Рассказать о дидактических играх, применяемых в логопедии. На своих занятиях я веду коррекционную работу над правильной постановкой звукопроизношения, развитием фонематического слуха, обогащением словарного запаса, развитием слухового внимания и памяти, развитием самостоятельной речи учащихся, так же развиваю познавательные способности учащихся, мыслительные операции, расширяю представления учащихся об окружающем мире.
Принципами моей работы являются:
системность и учет этиологии и механизмов речевых нарушений,
дифференцированный подход,
учет личностных особенностей,
деятельностностный подход,
формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
Я использую в своей работе современные педагогические технологии и методы: разноуровневое обучение, коллективная система обучения, метод обучения в сотрудничестве, игротерапию, информационно-коммуникационные технологии, метод прогнозирования, который создает условия для мобилизации резервов личности через формы сотрудничества.
Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно – логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально – психологическими особенностями ребенка.
На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации особенно в связной речи широко используется беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы.
К практическим методам логопедического воздействия относится упражнения, игры и моделирование. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
У младших школьников превалирует учебно-игровой вид деятельности. В процессе игры создаются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Значение игры, в воспитании и обучении ребёнка , занимает большое место в отечественной психологической и педагогической науках.
Л. С. Выготский высказывался: «...она [игра] неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы».
Ф.Шиллер говорил: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет».
К. Д. Ушинский считал, что необходимо заботиться о воспитании воображения, дать нравственное направление воображению, чтобы правильно формировался характер: «Воспитание игрой надо вести так, чтобы ребёнок не пресыщался ею, а умел переходить к занятиям».
Упоминание о воспитательном и образовательном значении игры мы находим в работе Н.К. Крупской « Солнечный свет и свободное творчество детей» (1918г.). В своих статьях она проводит мысль о том, что игра для ребёнка – способ познания окружающего: « Мы должны, изучая окружающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между жизнью и игрой».
Труды А.С. Макаренко оказали влияние на становление педагогической теории игры. По его мнению, игра – это могучее средство воспитания.
Об игре как о познавательной многообразной практической деятельности говорит А.А. Люблинская в книге « Очерки психического развития ребёнка». Она обрисовала игру как форму приобретения и уточнения знаний, как способ перехода от незнания к знанию. В игре проявляется мыслительная деятельность, анализ и синтез.
Доктор педагогических наук А. П. Усова разрабатывала вопросы содержания, форм и методов обучения игре в соответствии с задачами всестороннего развития ребёнка. А. П. Усова внесла большой вклад в создание педагогической концепции игры и педагогического руководства ею. Эта концепция получила глубокое психологическое обоснование в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубейнштейна, Д.Б. Эльконина и др.
А.П. Усова указывала, что руководство игрой является более сложным и трудным делом, чем обучение на занятиях, и требует глубокого педагогического мастерства. По её мнению, педагогически значимым является сюжет игры, т.е. её содержание.

Характеристика видов игр, по их психологическому значению, основана на игре, как основного вида деятельности ребёнка. Психологи оценивают игру как деятельность ребёнка, а педагоги используют её как средство воспитания и обучения. Установить закономерности игр - сложная задача. Хотя игры и имеют общие черты, они часто отличаются друг от друга и обусловлены различными обстоятельствами.
В основе классификации игр, разработанной С.Л. Новосёловой, представленной в программе «Истоки» - базисной программе развития ребёнка-дошкольника (1997г.), лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребёнка или взрослого).
Выделяют 3 класса игр:
1.Самостоятельные игры , возникающие по инициативе ребёнка:
Игра - экспериментирование;
Сюжетные;
Режиссёрские;
Театрализованные;
2. Творческие игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющиеся с образовательной и воспитательной целями:
Сюжетно-ролевые (где дети выполняют роли животных, людей, работу транспорта и т.д.);
Игры - драматизации (где дети изображают события на тему рассказа, сказки, театрального представления);
Конструктивные игры (развивают строительные навыки, конструктивные, приобщают к трудовой деятельности);
3.Игры с правилами дети усваивают друг от друга или от взрослого:
Дидактические игры (развивают умственные способности, внимание, память, логическое мышление, речь) ;
Подвижные игры (развивают координацию движения, общую моторику, физические качества).
Проведение мною на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Игра - проводимая на занятиях преследует учебные цели и это скорее учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новикова «симбиоз игровой и учебной деятельности».
Функции игры:
познавательный интерес, активизация деятельности,
развитие внимания, логического мышления, творческих способностей, речевой активности,
коммуникативная,
социализация, толерантность,
повышение самооценки.
Дидактические игры способствуют возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Как установлено психологом З.М.Истоминой, в игре, как и в самостоятельной деятельности,
· дети в 1,5 – 2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его. При проведении дидактических игр необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Элементы занимательности, интерес к её содержанию и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость и удовольствие
По направленности можно выделить следующие виды обучающих игр применяемых в логопедии:
Для развития фонематического восприятия.
По обучению грамоте.
Грамматике.
Лексике.
Для развития связной речи.
Развития мелкой моторики.
В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины слово и звук, выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.
Моя коррекционная работа направлена на исправление нарушения устной и письменной речи младших школьников.
Большая часть учащихся приходит в школу с явными (значительными или незначительными) дефектами речи, особенно с нарушением звуковой стороны речи, например:
из-за несформированности всей системы звуков дети опускают звук, заменяют его другим, например “фыфка” (шишка);
все звуки сформированы, но в речи смешиваются, например
“цаска” (чашка)
неправильно сформированы отдельные звуки, поэтому они звучат искаженно, например “байкон” (балкон), “лыба” (рыба).
Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников имеет огромное значение в овладении навыками чтения и письма. Важно помнить, что нарушения звукопроизношения могут способствовать формированию у ребенка комплекса неполноценности возникновению трудностей в общении.

Коррекционная работа над звукопроизношением делится на 3 этапа:
Развитие моторики речевого аппарата.
Отработка правильного произношения звуков.
Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи. При коррекционной работе над устной речью, я использую следующие игры: « Песенка весёлого язычка»,
« Шутки - чистоговорки», « Скороговорки», « Доскажи словечко» , « Поймай звук», «Один - много», « Придумай слово», « Кто лучше слушает ? »,
« Подбери похожие слова», « Делим слово хлопками », «Найди звук в слове», «Назови ласково», «Выдели слово», « Цепочка слов» , « Повтори за мной»т.д.
Так же в своей работе я применяю пальчиковые игры, которые возбуждают речевые центры головного мозга и стимулируют развитие речи. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Выполняя упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, речь ребёнка становиться более чёткой, ритмичной, яркой. Развивается память ребёнка, воображение и фантазия , развивается мелкая моторика .
В результате кисти рук приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладением навыками письма. На логопедических занятиях я постоянно использую пальчиковые игры: « Фонарики», «Заготавливаем капусту» , «Моем руки», «Месим тесто», «Печём блины», « Шарик», «Ёжик», «Деревья», « Человечек», «Семья», «Цепочка».
При работе с младшими школьниками я уделяю внимание не только коррекции устной речи, но и правильному развитию письменной речи. Письменную речь следует формировать одновременно и в единстве с развитием навыков письма и устной речи; предпосылки письменной речи необходимо создавать в условиях устной речи. Главным фактором полноценного развития письменной речи выступает словесное творчество, т.е. ситуация в которой ребёнок чувствует себя истинным творцом, автором текстов.
Основными трудностями, которые  испытывают школьники при обучении письму, являются:
Трудности в написании букв (нестабильность графических форм, неправильное начертание букв, отсутствие связных движений на письме).
Ошибки, обусловленные несформированностью фонетико-фонематическими процессами: замена близких букв, пропуски букв и слогов, недописывание букв и слогов, перестановки, искажение слова.
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: аграмматизмы (нарушение согласования и управления) слитное написание предлогов и раздельное приставок.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительно-пространственных функций: замены графически сходных букв, искажённое написание букв.
Трудности обучения письму связаны с нарушениями зрительного и фонематического восприятия. Работа над развитием восприятия  строится мною в игровой форме, но носит обучающий характер. Приведу конкретные примеры игр: «Допиши букву», «Подбери пару», «Вставь пропущенную букву», «Отгадай и запиши слово», «Найди ошибку», «Волшебный домик», «Составь слово из перепутанных слогов», «Составь предложение», «Слова-друзья», « Игры со слогами», «Потерянные буквы», « Где гласные?».
В своей работе я систематически использую игры с мячом, которые отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
Также использую не только традиционные, но и нетрадиционные формы проведения уроков: уроки – соревнования, уроки – сказки, уроки-путешествия, уроки с использованием ИКТ. Мною были разработаны уроки–игры: «Звук и буква Я», « Играем – различаем», «Дифференциация Ч-Ц»,«Звук и буква Щ», « Буква, слог, слово».
Открытые уроки с использованием ИКТ были представлены на семинаре практикуме на базе МБОУ СОШ № 28 студентам – дефектологам CКФУ урок – игра «Праздник звука и буквы С» (май 2014г.), урок – путешествие «Путешествие на остров сокровищ» (ноябрь 2014 г.).
Мною активно ведётся логопедическая пропаганда среди педагогов и родителей. Я считаю, что только совместная деятельность учителя-логопеда и родителей даёт положительные результаты коррекционной работы. Я учувствовала в организации мероприятия «День открытых дверей», проводила консультацию для родителей на тему: «Подготовка дошкольников устной и письменной речи через игру». Мною разработаны родительские собрания: «Играем пальчиками - развиваем речь», «Автоматизация поставленных звуков в игровой форме», «Игра как средство коррекции речи», «Профилактика речевых нарушений игровыми методами», « Игра и дети».
Используя в своей работе нетрадиционные формы урока и игровые методы, прослеживается положительная динамика коррекционной работы.
Проанализировав данные опроса учащихся, можно сделать вывод, что использование игровых технологий вызывает у детей интерес и повышение мотивации к уроку. Задача логопеда убедить ребенка в том, что речь можно исправить и стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. 



Список используемой литературы
Акименко В.М.Речевые нарушения у детей –/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
Акименко В.М.Исправление звукопроизношения у детей: учебно.- метод. пособие –/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
Акименко В.М.Новые логопедические технологии: учебно.- метод. пособие –/ Ростов н/Д Феникс, 2008.
Баев П.М. «Играем на уроках русского языка» - М.: 1989 г
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: «АРГО», 1994г.
Ефименкова. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов .// Пособие для логопеда.// М: - 2001г.
Жукова.Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. –М.:
Эксмо, 2007г.
Залмаева. Р.Я.  Сам себе логопед. – С. Петербург.,1995.
Кучина Т.Г., Болдырева Е.М. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль:«Академия К», 1998г.
Селивестров В.Г., Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. //Начальная школа.// – 1990г.
Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников.
100 логопедических игр. –М. Нева. 2003г.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
–М. 1997г.













15