Дидактическое пособие. Логопедические игры для учащихся 1 класса


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования г.Нягань « Средняя общеобразовательная школа №2»
Дидактическое пособие
Логопедические игры для развития неречевого и речевого слуха
Учитель - логопед: Валиева Бахчамал Бисеновна.
г.Нягань 2017г.

Пояснительная записка.
Неречевые и речевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире и дифференциации звуков родного языка, что сказывается на понимании речи окружающих и на развитии собственной речи. Различение неречевых и речевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идёт звук, помогает ориентироваться в пространстве, определять своё местонахождение, направление движения. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ученика и способность слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.
Развитие восприятия неречевых и речевых звуков идёт от элементарной реакции на наличие или отсутствия звука к их различению и восприятию, а затем к осмыслению.
Данное пособие может быть использовано в работе с учащимися 1 классов для развития фонематического слуха.

Развитие неречевого слуха.
Тук-тук-тук
Цель: учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать интерес к ним; показывать, что неречевые звуки могут о чём то сообщать, предупреждать.
Оборудование: кукла.
Методика проведения: Дети сидят за партами. Раздаётся стук в дверь. Логопед прислушивается, прикладывает палец к губам. Стук повторяется. Логопед идёт к двери, открывает её. Входит ребёнок с куклой. Логопед радостно: « Кукла пришла! Это она стучала». Предлагает по очереди потрогать куклу.
Кто там
Цель: та же.
Оборудование: колокольчик.
Методика проведения: За дверью раздаётся звон колокольчика. Логопед спрашивает у детей, слышали ли они что-нибудь. Дети отвечают. Звон повторяется. Логопед давайте спросим: «Кто там?» Дети хором спрашивают. За дверью отвечают: «Я» Логопед открывает дверь и входит ребёнок.
На чём я играла
Цель: учить различать звучание 2 резко различных инструментов (барабан и гармошка), продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование: ширма или экран, барабан, детская гармошка.

Методика проведения: Логопед показывает детям барабан и гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их звучание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на барабане и на гармошке. Логопед ставит на стол ширму, закрывает ею от детей. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем я играла. Дети отвечают. Логопед стучит по барабану при детях. В 3 раз играет за ширмой на гармошке.
Весёлый петрушка
Цель: продолжать вырабатывать отношение к звуку как к значимому сигналу, учить быстро реагировать на звук.
Оборудование: барабан, бубен, гармошка, дудочка.
Методика проведения: Логопед говорит сейчас к ним придет веселый петрушка. Он будет ударять в бубен и играть на гармошке на дудочке. Как только прозвучат звуки надо быстро повернуться. Логопед становится за спинами детей на расстоянии таком, чтобы обернувшись они могли увидеть петрушку. Логопед ударяет в бубен и быстро достает из за спины петрушку. Петрушка кланяется и прячется. Игра повторяется с другими инструментами.
Шагаем и танцуем.
Цель: различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан – шагать, под гармошку – танцевать.
Оборудование: барабан, гармошка.
Методика проведения: на столе лежат барабан и гармошка. Логопед говорит детям, что под барабан надо маршировать, а под гармошку танцевать. Берет в руки барабан, ударяет по нему, дети шагают, берет гармонь, играет, дети танцуют, с окончанием звучания каждого инструмента следует прекращать движение. Перед звучанием каждого инструмента логопед делает паузы.
Звени колокольчик.
Цель: учить по звуку определять направление в пространстве, продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование: колокольчик.
Методика проведения: логопед показывает колокольчик, просит послушать, как он звенит, дает детям самим позвенеть. Потом предлагает поиграть: все должны закрыть глаза, а она тихонько отойдет и позвенит колокольчиком. Дети должны открыть глаза и бежать к логопеду. Логопед прячется в углу комнаты или за дверью.

Развитие речевого слуха.
Кто за дверью
Цель: учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами, учить звукоподражанию.
Оборудование: кошка
Методика проведения: дети сидят за партами. За дверью раздается - мяу логопед прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится – мяу. Логопед спрашивает, кто это мог быть и открывает дверь и приносит кошку и просит детей сказать как мяукает кошка. Дети повторяют мяу – мяу. На других занятиях детям приходят собака, лягушка, петух.
Какая у меня картинка.
Цель: определить слова, резко различные по звуковому составу, развивать слуховое внимание.
Оборудование: листы лото с изображением 3 предметов: на первой карте мак, шапка, паровоз, на другой – собака, рак, палка, маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Методика проведения: логопед кладет карту с 3 изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и повторяет слово. Если предмет назван или показан верно, логопед отдает ребенку маленькую карточку. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел как говорит логопед, т.е. он встает за спиной у ребенка.
Угадай, кто пришел
Цель: учить прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей, развивать слуховое внимание.
Методика проведения: дети сидят на стульях, в середине комнаты сидит ребенок. По просьбе логопеда он закрывает глаза. Ребенку нельзя оборачиваться, надо внимательно слушать и узнать по голосу, кто из детей его позовет. Если ребенок угадает, то на стул садится тот кто его звал.
Поезд
Цель: обратить внимание на звуковой состав слова, учить выделять первый и последний звуки в слове.
Оборудование: поезд, состоящий из 3 вагонов, разные картинки.

Методика проведения: перед детьми раскладывают разные картинки (апельсин, абрикос, автобус, матрешка, ложка, самолет). Логопед просит детей назвать эти предметы и выбрать те, название которых начинаются на звук а. Логопед произносит слова, слегка выделяя первые звуки. Если дети правильно выбирают картинки, они грузят их в вагоны. Во второй игре логопед берет картинки, названия которых начинаются с других звуков (м – мак, молоток, марка) и дети должны уметь выделять не только начальный звук в слове, но и конечный.
Список литературы:
1.Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль: « Академия развития»,
1997.
2.Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. Ярославль: « Академия развития»,
1998.
3.Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. Волгоград. 2006.
4. Даньшина Н.Г. Логопедические игры и упражнения. М., 2015.