Логопедические игры для знакомства детей с профессиями
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №25 «СОЛНЫШКО»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Тема: «Логопедические игры для знакомства детей с профессиями»
Чебаркуль, 2017 г.
«Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным, частичным, а единым, целым».Я.А.Каменский
Знакомство с профессиями в условиях детского сада, является первой ступенькой профессиональной ориентацией ребёнка и дальнейшей успешной социализации его в обществе. Дошкольное детство это период игр и развлечений. Именно поэтому знакомство с профессиями должно происходить в игровой форме.
Но, в дошкольном возрасте развивается не только игра как ведущий вид деятельность ребёнка. Быстрое развитие происходит и в речи дошкольника. В период от трех до семи лет ребёнок усваивает лексико-грамматическую и звуковую стороны речи, учится строить диалоги с взрослым и сверстниками, учится составлять рассказы и описывать события.
Речевые игры и упражнения являются самым эффективным средством знакомства детей дошкольного возраста с профессиями.
Дети не только узнают новые профессии их значение и особенности, но и в игре приобретают практический навык действий и поведения, характерных для данной профессии, а также усваивают нормы общения принятые в данной профессии. Всё это ведёт к более глубокому восприятию и осмыслению изучаемых профессий.
Логопедические игры и упражнения
«Знакомим с профессиями»
Слова сложной слоговой структуры
Отработка проговаривания труднопроизносимых слов.
Регулировщик регулирует движение транспорта.
Библиотекарь выдаёт книги.
Маляр красит дом.
Экскурсовод проводит экскурсии.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Фармацевт работает в аптеке.
Ответы на вопросы
Кто вставляет стёкла? Стекольщик.
Кто штукатурит стены? Штукатур.
Кто работает на кране? Крановщик
Кто работает на тракторе? Тракторист.
Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
Кто работает в парикмахерской? Парикмахер.
Образование сложных слов:
Рыбу ловит рыбо____.
Землю копает земле____.
Пчел разводит пчело____.
Пешком ходит пеше______.
Лес рубит лесо______.
Птиц ловит птице_____.
Управление родительным падежом существительных.
Сюжетно – ролевая игра «В ресторане»
Цель: Познакомить детей с работой официанта. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении родительским падежом существительных. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.
Оборудование: наборы кукольной посуды, меню (изображения продуктов питания и разных блюд).
Ход игр: Выбирается ребёнок на роль официанта, остальные дети рассаживаются за столами. Официант обходит столы и собирает заказы, которые тут же «выполняет». Игра проводится в виде диалога
- Принесите мне тарелку супа, порцию картофеля, два кусочка хлеба и стакан апельсинового сока.
- Вот ваша тарелка супа, порция картофеля, два кусочка хлеба, и стакан апельсинового сока.
Сюжетно – ролевая игра «Почтальон приносит почту»
Цель: Познакомить детей с работой почтальона. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении родительским падежом существительных. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.
Оборудование: Сумка, газета, журналы, открытка, коробка – посылка, письмо.
Ход игры: Выбирается ребёнок на роль почтальона. Остальные дети распределяют между собой роли; папа, мама, дедушка, бабушка, сын, дочь, тётя, дядя и т.д.Приходит почтальон.
Игра проводится в виде диалога
Я принёс почту. Для кого эта газета?
Эта газета для дедушки (почтальон отдает газету).
Для кого пришёл журнал?
Журнал пришел для мамы.
Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»
Цель: Познакомить детей с работой продавца. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении родительским падежом существительных. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.
Оборудование: стеллаж с игрушками.
Ход игры: Выбирается ребёнок на роль продавца, остальные дети покупатели. Перед покупателями ставится задача купить много игрушек одного вида (много мишек, много кукол, много машинок) или попросить у продавца игрушку, которой нет на стеллаже.
Игра проводится в виде диалога
- Мне нужно много кукол для дочек.
- Кукла только одна, других кукол пока нет
-Нет ли у вас плюшевых зайцев?
-Зайцев нет, но есть много других зверей.
(игру можно поводить с различным товаром: овощи и фрукты, продукты, одежда, посуда, мебель и т.д.)
Управление дательным падежом существительных.
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Цель: Упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.
Лодка нужна кому? Рыбаку, спасателю.
Кисточка нужна кому? Маляру, художнику.
Ножницы нужны кому? Портнихе, парикмахеру.
Книга нужна кому? Ученому, учителю, воспитателю, библиотекарю.
Шприц нужен кому? Врачу, ветеринару
Ружьё нужно кому? Охотнику, солдату, спортсмену – стрелку.
Отвертка нужна кому? Электрику, механику,
Шланг нужен кому? Пожарному, садоводу.
Машина нужна кому? Водителю, пожарному, полицейскому и т.д.
Молоток нужен кому? Кузнецу, плотнику, строителю
Управление винительным падежом существительных.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Упражнять в употреблении существительных в винительном падеже.
Учитель учит кого? Детей, учеников
Машинист везёт кого? Пассажиров, людей.
Врач лечит кого? Детей, взрослых, людей, больных
Художник рисует что? Картину пейзаж, портрет, натюрморт, карикатуру.
Почтальон разносит что? Письма, газеты, журналы, посылки.
Животновод (фермер) поит кого? ошадей, коров, овец и т.д.
Повар готовит что? Обед, суп, салат и т.д.
Доярка доит кого? Коров, коз.
Дидактическая игра «Кто что делает?
Цель: Упражнять в употреблении глаголов в предложении. Расширять семантическое поле по теме профессии.
Оборудование: Картинки с изображением профессий: повар, врач, продавец, и т.д.
Детям показывается картинки и задаётся вопрос «Что делает повар?». (Варит, жарит, режет, моет, чистит, готовит, мешает, пробует, солит и т.д.)Управление Творительным падежом существительных.
Игра «Угадай, кем он работает?»
Цель: Закрепить знание о профессиях, их особенностях и значении.
Упражнять в управлении творительным падежом.
Оборудование: фишки
Ход игры: взрослый предлагает послушать короткие рассказы о людях разных профессий. Дети должны определить, кем работает герой рассказа. Кто называет первым, получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.
- Этот человек работает с клиентом, укладывает им волосы в причёску, подстригает. Кем он работает? «Этот человек работает парикмахером».
- Этот человек работает с продуктами, он их режет, варит, жарит. Кем он работает?
- Этот человек работает с животными. Он лечит, делает прививки. Кем он работает?
- Этот человек работает с машинами. Он их разбивает, ремонтирует, меняет масло в моторе. Кем он работает?
Управление предложно-падежными конструкциями предложений
Сюжетно – ролевая игра «Ателье»
Цель: Познакомить детей с работой швеи в ателье. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении предложно-падежных конструкциях. Развивать слуховое восприятие речи и слуховую память.
Оборудование кусочки тканей.
Ход игры. Выбирается ребёнок на роль швеи в ателье, остальные дети клиенты. Перед клиентами ставится задача заказать разные виды одежды из различных видов ткани.
Игра проводится в виде диалога
- Мне нужно сшить шёлковую юбку с кружевными воланами.
- Мне нужно сшить драповое пальто с меховым воротником.
- Мне нужно сшить шерстяное платье с кожаным поясом.
- Мне нужно сшить льняную рубашку с цветным воротником.
Упражнение «Где изготовляют?».
Цель: Закрепить знания о профессиях. Упражнять в ведении диалога. Упражнять в управлении предложно–падежных конструкциях.
- Где пекут хлеб?
- Где ткут ткани?
- Где ремонтируют машины?
- Где добывают руду?
- Где выращивают зерно?
- Где разводят коров?
- Где изготовляют детали для машин?
- Где шьют одежду?
- Где готовят обед?
Ответы на вопросы даются полные: Хлеб пекут в пекарне (на хлебозаводе).
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковые игры
ШОФЁР
Качу, лечу, бегут по кругу, крутят воображаемый руль
Во весь опор, бегут по кругу, крутят воображаемый руль
Я сам шофёр, бегут по кругу, крутят воображаемый руль
Я сам мотор, бегут по кругу, крутят воображаемый руль
Нажимаю на педаль, останавливаются «нажимают на педаль»
И машина мчится в даль, бегут по кругу, крутят воображаемый руль
МАЛЯРЫ
Маляры известку носят, идут по кругу несут воображаемые ведра
Стены кистью купоросят, имитация движения кисти
Не спеша разводят мел, мешают
Я бы тоже так сумел, красят
КРОВЕЛЬЩИК
То не град, то не гром бьют кулачком о кулак
Кровельщик на крыше, тянуться вверх
Бьёт он громко молотком, стучат молотком
Вся округа слышит, закрывают уши
Он железом кроет дом, бьют кулачком о кулак
Чтобы сухо было в нем, достают носки руками
ЧТО ПРИНЁС НАМ ПОЧТАЛЬОН
Что принёс нам почтальон, сжимают и разжимают кулачки.
С толстой сумкой ходит он, идут по столу
Перевод, журнал, газету загибаем пальцы, начиная с большого пальца
В бандероли две кассеты загибаем пальцы, начиная с большого пальца
И письмо от тёти Вали, загибаем пальцы, начиная с большого пальца
Чтоб её приезда ждали. сжимают и разжимают кулачки.
Список используемой литературы:
Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логопедические игры и задания, СПб.:»КАРО», 2000.