Логопедические игры ИГРЫ способствующие устранению нарушений процесса письма
ИГРЫ,
способствующие устранению нарушений процесса письма.
Составила
учитель — логопед
Андреевских С.А.
Игры, способствующие устранению нарушений процесса письма
I. Лексико-грамматический анализ
Игровые приемы, способствующие формированию умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова, закрепить знание терминов «слово», «предложение».
1. Журналисты
Детям показывают сюжетную картинку и предлагают одним предложением сказать, что на ней нарисовано. Затем необходимо подсчитать количество слов в этом предложении.
2. Какое число я задумал?
Ведущий предлагает детям отгадать, какое число он задумал. Для этого им нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении, которое он скажет.
3. Я начну, а ты продолжи
Играть можно парами или группой. Первый ребенок говорит предложение из 2 слов. Каждый следующий должен добавлять по 1 слову, чтобы предложение получилось развернутое и красивое. Кто не придумал слово — выбывает.
4. Кто самый внимательный?
Ведущий читает предложение, а дети должны определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.
5. Тишина
Ведущий читает предложение, а детям необходимо поднять цифру, соответствующую количеству слов в этом предложении. Разговоры при этом не разрешаются, кто заговорит - проиграл.
6. Мы — тоже
Дети шагают на месте, пока учитель читает рассказ. В конце предложения нужно остановиться и, если по смыслу это подходит, хором сказать «Мы — тоже».
Поход в лес
Дети пошли в лес. Они хотели набрать много грибов и ягод. Они взяли с собой корзины. Все ребята собрались на опушке и вместе вошли в лес. Он был густой, дремучий. Сосны там были высокие-высокие. Ребята стали кричать друг другу «Ау». Лес отвечал им эхом. Грибы и ягоды быстро очутились у ребят в корзинах. Довольные, дети вернулись домой.
7. Посмотри, что получилось
Ведущий предлагает диктуемые отдельные слова записывать в тетрадь, а предложения на листочках. После того, как задание будет записано, ответить на вопросы.
Октябрь. Наступила поздняя осень. Месяц. Второй. На дворе ненастье. Часто льют дожди. Осень. Птицы улетают в теплые края. Люди называют это время грустным.
Вопросы:
Что вы записали на листочках? (Предложения).
Что получилось? (Рассказ)
А что записали в тетрадях? (Слова)
Можно ли это назвать предложением? (Нет)
Как из этих слов получить предложение? (Изменить слово осень, изменить порядок слов: Октябрь — это второй месяц осени.)8. Или «Нет», или «Да», а не знаешь — беда
Ведущий задает вопросы (на любую тему). Ребенок, если правильно — говорит «да», если неправильно — «нет». Если ответ неверен — «попадешь в беду» и получает штрафной флажок. По окончании игры нужно спасать проигравшего, задав ему посильное задание. Например: придумай предложение из 3-4—5 слов, подбери 2, 3, 4 слова со звуком с, ж, л, р и т. д.
Звуки — это то, что мы слышим? (Да)
Буквы мы слышим и произносим? (Нет)
Стрекоза — это маленькая птица? (Нет)
Зимние дни короче, а дни длиннее? (Да)
9. Точка, найди свое место
Прочитать текст и разделить его на предложения. Списать текст, расставить знаки препинания.
II. Слоговой анализ и синтез
Игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги, вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове.
1. Только гласные
Ведущий называет слова, а дети указывают только гласные, записывают их.
2. 1,2,3,4
а) Ребенку предлагаются картинки. Ему необходимо разложить их по группам в зависимости от количества слогов. Победит тот, кто быстрее справится с задачей.
б) Ведущий показывает картинки, а дети выбирают в соответствии, со своим номером: 1 — в слове должен быть один слог, 2 — в слове 2 слога и т. д.
3. Шифровальщики
а) Выделить устно из слов первый слог
Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.
б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.
Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)
в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги, (письменно) и составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума).
г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:
Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е.)
4. Внимание и счет
Внимательно прослушать предложение и записать все слова, состоящие из трех слогов.
Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает. (Около нашего домика стояла береза.)
III. Фонематический анализ и синтез
В процессе игр дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове, вычленять из слова первый или последний звук, определять последовательность и количество звуков в слове.
1. Узнай, кто ты
Из первых звуков сложи слово.
Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк. (Молодец)
2. Последний звук
Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.
Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (Учить) Хожу, дом. (Ум)
3. Кто быстрей
В течение двух минут:
а) составить как можно больше слов на определенный звук;
б) составить предложение с большим количеством слов;
в) составить слова из 1,2, 3 и более слогов.
В течение трех минут составить 3 слова и 3 предложения и т. п.
4. Звук и буква
а) Написать 2 буквы и 3 звука. Записать буквы, которые не обозначают звука. Назвать слово с заданным звуком и составить с этим словом предложение и т.п.
б) Подобрать и записать в тетрадях и на доске слова: слово, в котором 4 буквы и 4 звука; слово, в котором количество букв равно количеству звуков, больше или меньше.
в) Подобрать слово, начинающееся с пятой буквы алфавита. Составить с ним предложение. Произвести звуко-буквенный анализ слова.
г) Назвать слова с двумя гласными. Определить количество звуков, букв, слогов.
д) Записать в тетради первые буквы диктуемых слов.
5. Слово-загадка
На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква и т. д.
6. Цепочка слов
На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. д.)
7. Составь слово
Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кит, нитка, танк.8. Различные ребусы, кроссворды.
IV. Развитие пространственного восприятия зрительного внимания, закрепление образа букв
При оптической форме дисграфии буквы похожие по начертанию дети не различают. При устранении оптической дисграфии на первое место выступает развитие пространственных восприятий, зрительного внимания и памяти. Полезно проводить игры:
1. Что изменилось?
Ведущий раскладывает 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Затем ведущий незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было первоначально.
2. Чего не стало?
Дети рассматривают и запоминают 5—6 предметов или картинок. Затем один убирается. Детям нужно назвать, чего не стало.
3. Что добавилось?
Дети рассматривают 5-6 предметов, затем ведущий незаметно добавляет еще 1-2 предмета. Необходимо определить, что появилось.
4. Сделай, как было
Необходимо разложить буквы, конструктор, палочки, как было первоначально.
5. Штриховка
Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.
6. Художники
Разукрасить рисунки, обвести по контуру.
7. Орнамент
Нарисовать орнамент по памяти (ведущий показывает и убирает).
8. Мозаика
Выложить из мозаики заданную фигуру.
9. Кто быстрей
Дети работают с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.
10. Конкурс внимательных и находчивых
а) Устное описание характерных отличительных признаков двухбукв («Р» и «П», «X» и «Ж»).
б) Обведение, раскрашивание, вырезание, демонстрация образца букв.
в) Трансформирование букв («И» в «Ш», «Т» в «П»).
г) Найти недостающий элемент буквы.
д) Угадывание букв в разных положениях.
е) Чтение по горизонтали и вертикали.
ж) Работа с разными шрифтами (Рассыпать и собрать в две группы.)
з) Выписать только прописные буквы (Текст состоит из рукописных и печатных букв.)
и) Замена рукописного текста печатным и наоборот.
к) Придумать, на что похожи буквы (прием, облегчающий запоминание букв) — «Ч» — на чайку, «П» — на перекладину, «Д» — на дятла, «Б» — на белку.Подготовила учитель — логопед: Андреевских С. А