Логопедические пятиминутки по лексической теме Лес.Грибы.Ягоды в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Логопедические пятиминутки по лексической теме
«Лес. Грибы. Ягоды»
Артикуляционная гимнастика
ЗА ГРИБАМИ
Вот и осень пришла,
Нам подарки принесла.
Мы в лес пойдем,
Там грибочки найдем.
Возьмем корзинки побольше.
Вот такие
Упражнение «Корзинка»: высунуть изо рта широкий язык и придать ему форму чашечки.
По дорожке в лес идем,
Вместе песенки поем.
А дорожка непростая,
А дорожка звуковая.
Соединить собранные в щепоть пальцы рук перед грудью, а затем разводить руки в стороны, одновременно пропевая любой из гласных звуков: [А], [О], [И], [У], [Э].
Шли, шли, до ручейка дошли.
Бежит в нем водичка, песенку поет.
Упражнение «Улыбка»: длительно произносить звук [C]. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы.
А вот и мостик.
Упражнение «Мостик»: кончиком языка упереться в нижние зубы и выгнуть язык горкой так, чтобы он средней частью «выкатился» изо рта наружу.
Перешли ручеек по мостику и попали в лес.
А в лесу, под кустом, на каждой кочке
Манят нас к себе грибочки.
Вот береза, а под нею гриб подберезовик.
Он стоит среди дорожки.
Голова на тонкой ножке.
Упражнение «Грибок»: широкий кончик языка «приклеить» (присосать) к небу, рот приоткрыть так, чтобы была видна натянутая сверху вниз подъязычная связка (уздечка языка). При этом сам язык изображает шляпку, а уздечка – тонкую ножку гриба.
А вот осина, а под нею гриб подосиновик.
Показать упражнение «Грибок».
А на пенек забрались опята,
Грибные ребята.
Показать упражнение «Грибок».
А вот и сестрички –
Рыжие лисички.
Показать упражнение «Грибок».
А на кочке –
Белые грибочки.
Показать упражнение «Грибок».
По лесочку мы гуляли
И друг друга потеряли.
Покричу в лесу:
«Аууу!»
И друзей своих найду.
Сначала громко и длительно произнести: «Аууу!», а затем, изображая эхо, тихо откликнуться: «Аууу!»
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика: «Корзина с ягодами»
Вот корзина так корзина!
В ней крыжовник,
В ней малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника!
К нам ты в гости приходи-ка!
Ягод, что найдём мы в ней,
Нет полезней и вкусней!
С. Васильева
(Изображают удивление, разводят руки в стороны.)
(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)
(Делают приглашающий жест движение руками на себя.)
(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)
Речевая зарядка «Опята»
Есть семейные грибы,
Лишь семьей живут они
На пеньках и на корнях,
И в траве на вырубках.
Это дружные ребята
Называются опята..Координация речи с движениями. Развитие творческого воображения. Активизация словаря по лексической теме: «Лес: грибы, ягоды» Физкультминутка «Осенний лес»
Мы идём в осенний лес.
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошёл
Это очень хорошо.
Будем мы грибы искать
И в корзинку собирать.
Вот сидят маслята,
На пеньке опята,
А во мху лисички,
Дружные сестрички.
«Подосиновик, груздок,
Полезайте в кузовок!
Ну, а ты, мухомор,
Украшай осенний бор».
И. Михеева
(Маршируют на месте.)
(Разводят руки в стороны, «удивляются».)
(Потряхивают ладонями обеих рук.)
(Хлопают в ладони.)
(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)
(Сводят руки перед собой «корзина».)
(Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)
(Делают манящие движения руками.)
(Грозят указательным пальцем правой руки.)
5. Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь:
существительные: мухомор, боровик, подосиновик, лисичка; земляника, малина, черника, клюква; гриб, ягода, ножка, шляпка;
глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать;
прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый,
мягкий, душистый;
наречия: вкусно, сладко, кисло.,
Игра «Покажи то, что я назову»
Цель: Учить различать на слух слова с уменьшительно-ласкательным значением
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 5),
Ход игры: называйте по картинкам пары слов. Попросите ребенка показать, о чем вы сейчас говорите, о большом предмете или о маленьком.
Лексический материал:
куст кустик; ягода ягодка;
лист листик; яблоня яблонька;
ветка веточка; вишня вишенка;
дерево деревце; клубника клубничка.
«Лес. Грибы. Ягоды»
С 24.10.2016 по 28.10.2016 года
Разделы работы
Дни недели
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Общие речевые навыки. Слуховое и зрительное внимание
Работа над интонационной выразительностью речи Речевая зарядка «Опята»
Игра на развитие слухового внимания: «Математические загадки»
Зрительное внимание. «Что лишнее?» (лесные и садовые ягоды)
Зрительное внимание: «Найди две одинаковых банки с вареньем»
Развитие слухового внимания, понимания грамматических форм существительных:
Игра: «Покажи то, что я назову»
Общая и мелкая моторика
Координация речи с движением. «Осенний лес»
Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами»
Какие грибы спрятались на картинке. Найди опёнки и раскрась их
Игра на развитие мелкой моторики, зрительного восприятия: «Собери картинку из частей»
Используя трафарет, обведи ягоды, про которые можно сказать «Сладкая»
Развитие навыков языкового анализа и синтеза
Развитие фонематического восприятия «Подними сигнальную карточку, если услышишь в слове звук «У»
Формирование фонематического восприятия «Какой звук в слове первый» (дифференциация звуков «а» - «у», выделение гласных звуков из начала слов»
Составление предложений по сюжетной картинке с заданным количеством слов (использовать схемы предложений, 3 слова)
Игра: «Звук, слово, предложение».
Зрительное внимание. «Зачеркни неправильно написанные буквы (А, У)»
Лексика. Связная речь. Грамматика
Ягоды. Грибы. Новая лексика. Игра «Что где лежит?»
Упражнять в употреблении предложно-падежных форм существительных с предлогами.
Муляжи грибов и ягод разложены в разных местах. Ребенок собирает их и говорит, что и где нашел.
Грамматический строй речи. Упражнять в словообразовании относительных прилаг-ных.
«Бабушкины заготовки»
Развитие связной речи: Чтение и беседа по содержанию рассказа В.Катаева «По грибы»
Развитие связной речи. Пересказ рассказа «По грибы»
Развитие связной речи. Составление рассказа по мнемотаблице «Грибы. Ягоды».
Работа над слог. структ. слова
Упражнения в передаче ритмического рисунка слов: клюква, малина, земляника
Звукопроиз
ношение
Артикуляционная гимнастика в соответствии с лексической темой и индивидуального плана работы с детьми
Иллюстр. материал и художеств. литература
Предметные картинки по лексико-семантической теме «Лес. Грибы и ягоды».
В.Зотов «Брусника», «Земляника», «Малина», «Лисичка», «Мухомор», «Подберезовик» (из книги «Лесная мозаика»); «Чудесные ягоды» (из «Книги для чтения»).
]ђЗаголовок 1Заголовок 315