Домашние задания для детей с ОНР
Домашние задания по лексическим темам «Овощи»,
«Перелётные птицы»
Дифференциация овощи – фрукты
Лексика
Предложить ребёнку рассмотреть картинки с изображением овощей и фруктов, которые лежат вперемешку. Ребёнок берёт картинку, называет её и кладёт в сторону (с одной стороны ребёнок кладёт фрукты, а с другой – овощи; желательно предложить складывать фрукты справа, а овощи слева). Повторить, как собирают те или иные овощи и фрукты:
срывают;
срезают;
выдёргивают;
выкапывают и так далее.
Задайте ребёнку вопросы:
Что такое помидор (огурец, яблоко, капуста и так далее)?
Помидор это овощ. Яблоко это фрукт.
Какие овощи (фрукты) ты знаешь?
Что лишнее и почему? (картошка, капуста, яблоко, морковь)
Поиграйте с ребёнком в игру «Я знаю пять названий овощей (фруктов)».
Грамматика
Игра «Повар»
Попросить ребёнка выбрать одну картинку и сказать, что можно приготовить из данного фрукта или овоща. Например: «Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Из него можно сделать сок. Сок из яблока – яблочный». И так далее.
Игра «Один – много» (с названиями овощей и фруктов)
Перед ребёнком лежат парные картинки с изображением одного и нескольких предметов. Ребёнок называет по – очереди сначала один фрукт (овощ), затем много. Родители следят за правильным произношением окончания слова. Например: «Одно яблоко – много яблок, один огурец – много огурцов». И так далее.
Развитие связной речи
Сравнение овощей и фруктов (по схеме)
Прежде, чем начать работу со схемой, необходимо проговорить с ребёнком все условные обозначения, а лучше заполнить ячейки таблицы совместно с ребёнком. После составления схемы ребёнку предлагается выбрать один фрукт и один овощ. Затем провести их сравнение по плану – схеме:
Что это?
Где растёт?
Какого цвета?
Какой формы?
Что больше люблю?
?
Пример рассказа (рассказ записать и выучить)
Это яблоко, а это огурец. Яблоко растёт в саду на дереве, а огурец в огороде. Яблоко круглое, а огурец овальный. Я больше люблю яблоко, чем огурец.
Необходимо следить за чётким проговариванием ребёнком окончаний:
круглое;
овальный;
жёлтое;
зелёный.
Перелётные птицы
Лексика
Повторить с ребёнком названия перелётных птиц:
ласточка;
лебедь;
кукушка;
скворец.
Рассмотреть картинки с изображением птиц. Закрепить характерные особенности птиц. Повторить, что тело птиц покрыто перьями. Повторить части тела птиц.
Попросить ребёнка ответить на вопросы;
Кто такой скворец? (Скворец это перелётная птица).
Кто такой лебедь?
Кто такая ласточка?
Кто такая кукушка?
Какие птицы называются перелётными? (Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, называются перелётными).
Почему эти птицы улетают в тёплые края?
Каких перелётных птиц ты знаешь?
Предложить ребёнку собрать птичку из геометрических фигур.
Грамматика
Упражнение на словообразование:
У ласточки белая грудь – ласточка белогрудая.
У ласточки быстрые крылья – ласточка быстрокрылая.
Упражнение «Чей? Чья? Чьи?»
Закончи предложение:
Перья лебедя (чьи?) – лебединые и так далее.
Упражнение «Сосчитай птиц до пяти»
Один скворец, два скворца и т.д.
Развитие связной речи
Составление описательного рассказа по плану - схеме о перелётной птице.
Кто это?
Части тела?
Тело покрыто перьями.
Цвет оперенья.
Это перелётная птица.
?
Образец рассказа:
Это лебедь. У лебедя есть клюв, голова, длинная шея, туловище, крылья. На лапах у лебедя есть перепонки, чтобы он мог плавать. Тело лебедя покрыто перьями. Лебеди бывают чёрного и белого цвета. Лебедь – перелётная птица.
Прежде, чем начать работу со схемой, необходимо проговорить с ребёнком все условные обозначения.