Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 3 класс для УМК М.А. Плаксина, Н.Г. Ивановой, О.Л. Русаковой системы «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»


Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 3 класс
для УМК М.А. Плаксина, Н.Г. Ивановой, О.Л. Русаковой
системы «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Переход к информационному обществу, характеризуется увеличением сложности окружающего мира и взаимосвязи всех его явлений, колоссальным ростом объема информации, увеличением скорости обновления знаний, появлением новых задач. Чтобы школа соответствовала тенденциям XXI века, необходимо решить следующие задачи:
1) перейти от репродуктивного обучения к проблемно исследовательскому. Растить не репродуктора знаний, а «решателя задач», умеющего вычленить задачу из окружающего мира (воспринимая этот мир как целое, невзирая на его формальное деление между школьными дисциплинами), грамотно сформулировать ее, определить оптимальный способ решения, достичь результата и адекватно оценить его;
2) научить учиться (передать ребенку не только определенный объем знаний, умений и навыков, но и технологию получения новых знаний);
3) на основе решения первой и второй задач интенсифицировать обучение (не увеличивать время обучения, а научить за то же время осваивать обобщенные знания и способы деятельности).
Важнейшая цель начальной школы как фундамента последующего образования — сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. В соответствии с ФГОС НОО цель данного курса — обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее — ИКТ-компетентности). В силу того что в курсе объединены компьютерные и интеллектуальные технологии работы с информацией, предметные результаты изучения данного курса имеют отношение не только к информатике, но и к другим школьным дисциплинам.
С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
Ценностно-смысловые компетенции:
понимание системности мира, всеобщей связи явлений, наличия причинно-следственных связей между явлениями;
понимание противоречивости мира, диалектического единства противоречий;
понимание себя как части мира, связанной с другими его частями, понимание того, что любой поступок обязательно влечет те или иные последствия;
критичность мышления, формируемая на базе понимания противоречивости мира;
понимание наличия у проблемы множества решений, каждое из которых обладает своими достоинствами и недостатками и будет требовать своих затрат для достижения. Умение сравнить эти достоинства и недостатки, оценить их важность и сопоставить ее с требуемыми затратами;
понимание практики как критерия истинности знания (выработанное при освоении методики экспериментального исследования мира);
понимание изменчивости, развиваемости мира;
понимание недостатков системы как факторов, определяющих направление ее развития;
креативность мышления, базирующаяся, в частности, на освоении элементов ТРИЗ как инструмента для осмысленного принятия решений в самых разных жизненных ситуациях;
понимание различий синтаксического, семантического и прагматического аспектов информации;
владение здоровьесберегающими технологиями работы на компьютере (правила поведения в компьютерном классе, гимнастика для глаз и рук).
Учебно-познавательные компетенции, обеспечивающие возможность интенсификации обучения (получения большего объема знаний за то же время):
умение рассуждать правильно с точки зрения классической логики;
освоение универсальной методики системного анализа – анализа любого объекта как системы по заданной схеме: выделение системы из окружающего мира; определение системного эффекта; определение главной функции; определение вспомогательных функций (полезных и вредных); описание структуры; перечисление достоинств и недостатков; поиск ситуаций, в которых достоинства превращаются в недостатки и наоборот; поиск альтернативных систем, выполняющих ту же главную функцию, сравнение исследуемой системы с альтернативными, выявление сравнительных достоинств и недостатков; анализ возможности исправления недостатков и той цены, которую за это придется заплатить;
сознательное применение при изучении других предметов понятий и методов системного анализа;
освоение методики экспериментального исследования как механизма получения нового знания и проверки его истинности; умение протоколировать процесс наблюдений;
соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью. Понимание относительности успеха в достижении цели. (Вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?» точнее будет заменить вопросом «До какой степени удалось достичь поставленной цели?»);
определение причин возникающих трудностей и путей их устранения через анализ заложенных в систему противоречий;
умение систематизировать (структурировать, организовывать) информацию разными способами в зависимости от ситуации;
владение такими инструментами быстрого поиска информации, как быстрый поиск слов в словаре и поиск понятий в книге по предметно-именному указателю;
умение действовать по готовым алгоритмам, умение строить простые алгоритмы для решения жизненных задач (планировать свою деятельность);
умение применять технологические приемы (алгоритмы, методы логики, системного анализа и ТРИЗ) для решения творческих задач;
умение искать информацию на компьютере и в сети Интернет;
умение представления результатов работы в виде компьютерных презентаций.
Коммуникативные компетенции:
развитие умений воспринимать информацию, представленную в различных формах;
умение выбрать оптимальную форму для представления информации;
освоение таких способов получения информации, как умение грамотно задавать вопросы, наблюдать, рассуждать и делать выводы;
обоснование высказанного суждения;
критическое отношение к приводимым аргументам. Понимание относительности преимуществ и/или недостатков;
понимание взаимозависимости поступков и явлений, анализ последствий поступков в виде цепочки причинно-следственных связей.
Информационные компетенции:
овладение различными способами представления информации
выбор способа представления информации, оптимального для решаемой задачи;
умение извлекать из потока информации нужные знания и представлять их в виде, максимально удобном для дальнейшего применения;
знакомство с генерацией новых знаний как проявлением принципа эмерджентности, появлением системного эффекта (нового качества) при построении информационной системы;
умение грамотно преобразовывать информацию в процессе логических рассуждений;
знакомство с базовыми компьютерными технологиями представления и обработки информации.
Курс вырабатывает такие свойства мышления как системность, диалектичность, критичность, креативность, логическая правильность, исследовательский характер.
Системность вырабатывается при изучении основ системного анализа.
Логичность мышления вырабатывается при изучении основ классической логики.
Диалектичность мышления вырабатывается при изучении основ диалектической логики (темы «Противоречия»).
Критичность – прямое следствие диалектичности. Ребенок знает, что любая система имеет недостатки и что исправление недостатков породит новые. Он учится сопоставлять значимость недостатков и выбирать вариант с недостатками менее значимыми.
Системность, диалектичность и критичность мышления тесно связаны со способностью поставить задачу и оценить достигнутые результаты, ответить на такие вопросы как «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?», «Удалось ли достичь поставленной цели?». Для грамотного ответа на эти вопросы необходимо определить, какие существуют альтернативные возможности достижения цели, оценить, до какой степени удается достичь цели при выборе каждого варианта и чего это будет стоить.
Другое важное применение системности, диалектичности и критичности – определение причин возникающих трудностей и путей их устранения; в идеале –предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?») и их предупреждение. Чтобы оценить возникающие трудности, найти пути их устранения, а уж тем более их предвидеть, необходимо понять, какие противоречия заложены в систему, найти пути их устранения, оценить стоимость этого устранения и значимость проблем, кои (неизбежно) будут при этом порождены.
Креативность. Курс сознательно и целенаправленно стремится вывести ребенка из мира привычных хорошо формализованных «закрытых» задач (имеющих четко определенные условия, входные данные и результаты, алгоритм решения) к задачам «открытым» (имеющим расплывчатые условия, множество путей решения, набор возможных результатов, разной степени приемлемости), т. е. именно тем задачам, которые ждут его в жизни. При этом учащиеся приобретают крайне необходимые умения: умение полно анализировать условие задачи, определять, что именно должно стать решением задачи и каких данных недостает для его нахождения; определять возможные источники недостающей информации; добывать недостающие сведения из различных источников либо выводить их из известных фактов; уметь оперировать приблизительными данными; уметь критично оценить результаты. Открытые задачи заставляют учащихся привлекать знания и умения из разных предметных областей.
Исследовательский характер мышления вырабатывается при освоении темы «Черный ящик», которая начинается в 3 классе, продолжается в 4 классе. «Черный ящик» приучает ребенка к тому, что знание выводится из опыта, что критерием истинности идеи является ее соответствие практике, что главное достоинство любой теории – ее способность правильно предсказать будущее. Эта методика противостоит традиционному догматическому получению знаний «от старших», традиционному утверждению, что любая идея является либо правильной, либо неправильной, причем правильность определяется мнением (родителей, учителей, книг).
Курс предполагает развитие учащихся в следующих четырех направлениях:
Мировоззренческом (ключевые слова — «информация» и «система»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должно сформироваться умение понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах.
Практическом (ключевое слово — «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, дети приобретают навыки общения с компьютером на основе использования электронного приложения, свободного программного обеспечения и ресурсов www.school-collection.edu.ruАлгоритмическом (ключевые слова — «алгоритм», программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач, изучение «черных ящиков». В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умения решать алгоритмические задачи на компьютере средствами ресурса «Интерактивный задачник для младших школьников» на сайте государственной коллекции ЦОР www.school-collection.edu.ruИсследовательском (ключевые слова — «логика», «творчество»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию творческих, исследовательских способностей ребенка через освоение основ логики и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) межпредметного характера, освоению им методики экспериментального исследования мира на основе задач из различных предметов средствами информатики.
Каждое из направлений развивается по своей логике, но при этом они пересекаются, поддерживают и дополняют друг друга.
2. Общая характеристика учебного предмета
Весь материал курса сгруппирован в шесть разделов:
Знакомство с понятием «информация» и компьютер.
Действие с информацией и систематология.
Устройство книги, словари.
Содержание программы учебного курса:
Знакомство с понятием «информация» и компьютер (6 часов)
Информация вокруг нас. Как можно представить информацию. Какие инструменты помогают работать с информацией. Компьютер помощник человека. Знакомство с компьютером. Как человек общается с компьютером. Как управлять компьютером с помощью мыши. Как управлять компьютером с помощью клавиатуры.
Действие с информацией и систематология (19 часов)
Информация и компьютер. Что можно делать с информацией. Как мы получаем информацию. Что нужно делать, чтобы получить информацию. Что такое объекты. Что такое системы. В чем состоит системный эффект. Что такое функция системы. Что такое структура системы. Весь мир – система, состоящая из систем. Бывает ли одна система лучше другой. Могут ли хорошее и плохое уживаться в одной системе. Как хорошее может стать плохим, а плохое хорошим. Можно ли исправить все недостатки. Что такое «черный ящик». Как узнать, что делает черный ящик. Что такое алгоритм. Где используются алгоритмы. Что такое суждение. Простые суждения. Противоположные суждения.
Устройство книги, словари (9 часов)
Как устроена книга. Книга как система. Для чего нужен алфавитный порядок. Как искать слова в словаре. Что такое словарная статья. Словарь как система. Что такое указатели.
3. Описание места учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Данный курс «Информатика» изучается один час в неделю в рамках внеурочной деятельности. Общий объем учебного времени составляет 34 часа
Для увлеченных школьников предлагается использовать:
Участие в ежегодном Межрегиональном Интернет-конкурсе учащихся ТРИЗформашка» (сайты конкурса: www.trizformashka.ru и www.trizformashka.land.ru).
«ТРИЗформашка» – это ежегодный конкурс, где требуется не столько знание материала того или иного школьного учебника, сколько сообразительность и владение интеллектуальными технологиями обработки информации. И в этом конкурсе ситуация, когда учащиеся начальной школы побеждают старшеклассников, – не редкость. Такие победы очень способствуют росту самоуважения учеников младших классов, служат мотивацией для углубленного изучения курса.
4. Предметные результаты обучения по курсу информатики
Обучающийся получит возможность овладеть следующими базовыми понятиями:
информация; виды информации; действия с информацией; пути и способы получения информации;
устройство книги; лексикографический порядок; индексы; указатели; словари; словарная статья;
объект, система, системный эффект, исчезновение системного эффекта при разрушении системы, функция системы, структура системы; всеобщая системность мира;
понятие «черного ящика»; порядок экспериментального исследования на примере «черного ящика» (сбор фактов — гипотеза — проверка);
алгоритм;
правила техники безопасности в компьютерном классе;
устройство компьютера; назначение его основных блоков;
основные составляющие интерфейса «человек — компьютер» (курсор, меню, пиктограмма, назначение основных клавиш и кнопок мыши и т. д.);
противоречие; диалектическое единство противоречий;
текстовый редактор;
графический редактор.
Обучающийся научится:
представлять одну и ту же информацию в разных видах;
упорядочивать информацию по алфавиту;
использовать для поиска информации в книге оглавление, именной и предметный указатели;
находить слова в словаре; использовать при поиске в словаре индексы и приемы, ускоряющие поиск;
формулировать вопросы с целью получения наибольшего количества полезной информации;
определять системность знакомого объекта (наличие у него свойств системы);
определять системный эффект знакомой системы; демонстрировать его исчезновение при разрушении системы;
определять основную и дополнительные функции знакомой системы;
определять структуру знакомой системы;
демонстрировать взаимосвязь знакомых явлений;
анализировать и прогнозировать последствия своих действий (реальных или гипотетических) — строить цепочки причинно-следственных связей;
проводить и протоколировать исследование заданного «черного ящика» в соответствии с трехэтапным порядком экспериментального исследования;
демонстрировать единство противоречий в знакомом объекте;
исполнять алгоритмы, записанные в понятной форме;
определять исходную информацию и результаты алгоритма;
следовать правилам техники безопасности в компьютерном классе;
использовать для управления компьютером стандартные элементы интерфейса (меню, пиктограммы);
управлять компьютером как с помощью клавиатуры (клавиши Enter, Esc, стрелки), так и с помощью мыши (одинарный и двойной щелчки);
создавать на компьютере текстовые документы; уметь выполнять несложное редактирование текста;
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методические пособия для учащихся:
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК и дополнительной литературой:
Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика: учебник для 3 класса.
Плаксин М. А., Иванова Н. Г., Русакова О. Л. Информатика. Практикум. 3 класс.
Методическое пособие для учителя.
Электронное приложение к УМК.
2. Технические средства обучения:
компьютер;
сканер (по возможности);
принтер лазерный (по возможности);
фото- и видеокамера цифровая (по возможности);
мультимедийный проектор (по возможности);
электронные материалы для учителя и для учащихся на CD;