Итоговый урок по литературе по повести Тарас Бульба с применением стратегии Шесть шляп мышления
Тема: Итоговый урок по повести «Тарас Бульба». Эпический и трагический пафос повести.
Цель: 1. с помощью стратегии РКМЧП обобщить сведения, полученные в процессе обсуждения повести, используя 6 разных способов мышления; всесторонне проанализировать сюжет повести и проблемные ситуации; закончить изучение повести, особо выделяя в ней соотнесённость эпического и трагического пафоса 2. учить школьников анализу литературного произведения; продолжить расширять словарный запас уч-ся; создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, 3. учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведения.
Тип урока: комбинированный, в стадии рефлексии
Оборудование: презентации, 6 шляп
Виды работ:
Приветствие
Сообщение темы и цели урока
Работа по теме: чтение с пометами темы 7. «Эпическое и историческое в повести»
Анализ прочитанного. Пересказ основных идей.
Работа с высказыванием на доске - В. Белинский «Дивная эпопея, достойная Гомера» - обсуждение. После редакции Н.Гоголя повесть… «после усиления исторического фона, трагических мотивов и введения военных сцен повесть получила эпический размах».
«Шесть шляп мышления»
Презентация технологии
Инсценирование сказки «6 шляп мышления»
Вводное слово учителя – условия работы, комплектование в команды
Работа по теме -
Белая шляпа – факты, цифры, беспристрастность
Какой вопрос трижды задал Тарас и почему?
Два сына – две судьбы - к кому относится?
Числа, цифры в бою под Дубно – назвать и дать комментарий
Жёлтая шляпа – позитивное мышление
Почему осудили Андрия, и даже за это его убил отец? Разве за любовь нельзя оступиться: предать своих казаков?
«Нет уз святее товарищества». И это верно, когда крепкая команда может горы своротить, так и получилось почти в бою под Дубно. Что помогло?
Гоголь назвал 15-16 века «жестоким веком», но именно он давал таких людей. О ком речь? И что значит «такие»?
Зелёная шляпа – творческое мышление, мир искусства.
Подумайте над вариантами концовки повести с точки зрения нашего мира. Линия героическая, любовная, социально-бытовая (семейная)
Посмотрите внимательно на картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и ответьте, в чем вы видите сходство между картиной Репина и повестью Гоголя в изображении запорожского казачества?
Укажите, какие места в повести Гоголя вам вспоминаются при рассматривании картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? Приведите описания
а) пирушка в доме Тараса,
б) пьяный запорожец, растянувшийся на земле,
в) казаки под стенами Дубно дразнят смехом врага.
Красная шляпа – эмоции
Почему Тарас так жестоко поступил со своей старой? (женой) ведь она была верная жена, мать двоих его сыновей, хранительница домашнего очага?
Кого больше жаль: Остапа, Андрия или Тараса? Или может панночку? И почему?
Казаки, казалось, заранее были обречены. Со всех сторон они держали оборону: поляки, татары, турки. Но время показало другое. На чем это держится и основывается?
Чёрная шляпа – негативное мышление
Почему главный герой повести – это сыноубийца?
Почему не оправдались слова Тараса о своих сыновьях, что они отличные казаки?
В это смутное время никто не мог победить: ни поляки, ни татары, ни турки, ни казаки. Почему?
Синяя шляпа – философия, риторические вопросы, обобщение
Почему всё общее: одна семья, окружение, воспитание – не оказало одинакового влияния на братьев? Отношение к войне, отношение к людям, девушкам, Родине. Подтвердите текстом «2-ая встреча Андрия и панночки»
Женская доля в то время – какова? На примере кого можете рассказать?
Война всегда приносит несчастья. Согласны ли? Кому? Согласны ли они с вашим утверждением?
Заслушать сообщение команд
Итог: видна ли в повести любовь Гоголя к истории? В чём? Через что?
Рефлексия
«Плюс-минус-интересно».
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Задание на дом: Л.Толстой «Война и мир» (фрагменты)