Конспект урока по окружающему миру на тему: Строение и работа нервной системы
Тема: «Строение и работа нервной системы.»
Дата проведения: 10. 03. 2016 год
Класс: 4 «А»
База проведения: МБОУ СШ №11.
Тип урока: получение новых знаний.
Цель деятельности учителя: формирование представления у учащихся о нервной системе человека, её строении, работе и значении.
Задачи:
Образовательная: расширить знания по теме: «Строение и работа нервной системы».
Развивающая: развивать умение работать с научно-познавательным текстом; развивать умение работать в группах.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.
Формируемые УУД:Личностные:
формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;
осуществлять самооценку своего участия в различных видах учебной деятельности;
Коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
активно участвовать в учебно-познавательной деятельности;
Познавательные:
формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;
формировать умение выявлять сущность, особенности объектов;
формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.
Наглядный материал: презентация к уроку, материал для рефлексии.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.
Ход урока
Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Орг. момент
1 мин Проверить готовность к уроку, настроить детей на рабочий тон. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Владимировна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь.
-Я сейчас прочитаю вам стихотворение. Какие чувства у вас вызывают данные строки?
Что мы Родиной зовём?
Дом, в котором мы живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Приветствуют учителя!
Любовь к матери, к Родине. Личностные УУД: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Актуализация знаний
5 мин Вспомнить материал, изученный ранее, чтобы опираться на него в дальнейшей работе. -Благодаря чему вы это поняли?
-С помощью чего получили информацию?
-Какие органы чувств вам помогли?
-Какие ещё органы чувств вы знаете?
-Соотнесите эти понятия по порядку: (Слайд 2)
Вкус глаза
Осязание уши
Обоняние кожа
Зрение язык
Слух нос С помощью слов, изображения.
С помощью органов чувств.
Орган зрения и орган слуха.
Орган осязания, орган обоняния, орган вкуса.
Вкус –язык.
Осязание – кожа.
Обоняние – нос.
Зрение – глаза.
Слух – уши.
Коммуникативные УУД:
допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний.
Сообщение темы и цели урока.
1 мин Включение учащихся в учебную деятельность. -Но что же заставляет все эти органы чувств работать слаженно в системе?
Всеми действиями человеческого организма управляет нервная система.
-Так о чем пойдет речь на уроке?
Какова тема урока. (Слайд 3)
-Наша цель сегодня на уроке познакомиться со строением и работой нервной системы.
Нервная система.
О нервной системе человека.
Нервная система. Регулятивные УУД: умение определять тему урока.
Коммуникативные УУД: умение находить ответы на вопросы.
Новая тема
25 мин
Работа с учебником.
Физминутка1 мин
Включение нового материала в систему знаний.
Своевременная релаксация, отдых после тяжелой работы. -Прочитаем текст на экране и узнаем, что такое нервные клетки. (Слайд 4)
-Из чего же состоит нервная система?
-А сколько нашем теле нейронов?
(Слайд 5) Нервная система играет важную роль в регуляции функций организма.
Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм работает, как единое целое.
Нервная система осуществляет связь организма с внешней средой.
Нервная система собирает информацию, которая поступает из различных рецепторов и посылает организму сигналы о том, что он должен делать.
Откройте учебник на странице 27.
Прочитаем первый абзац и узнаем, как устроен головной мозг человека.
-Так как же устроен головной мозг человека?
Читаем второй абзац. Узнаем, как информация попадает в головной мозг.
-Как же информация попадает в головной мозг?
-А как они это делают?
-Читаем дальше. Узнаем, с чем сравнивают головной мозг, а с чем – спинной.
-С чем сравнивают головной мозг?
-С чем сравнивают спинной мозг?
-Что головной и спинной мозг образуют вместе?
(Слайд 6) Рассмотрим строение нервной системы человека.
-Наша нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов, отходящих от спинного
мозга.
(Слайд 7)
Головной мозг расположен в полости черепа. В головном мозге, имеется белое и серое вещество.
Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным.
Благодаря проводящим путям вся центральная нервная система функционирует как единое
целое.
Серое вещество располагается внутри белого вещества. Кроме того, серое вещество, покрывая полушария мозга, образует кору.
По форме головной мозг напоминает ядро грецкого ореха. Большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия, благодаря им мы обладаем памятью и мышлением.
Память – умение запоминать и надёжно хранить огромное количество информации.
-У людей имеются различные виды памяти: зрительная, слуховая и т.д. У людей эти виды памяти развиты по-разному. Одни лучше запоминают на слух, другие – зрительные образы, третьим легче запомнить движения рук.
Проведение практического эксперимента №1.
-Мы проведём эксперимент, который поможет узнать, насколько развита у вас слуховая память.
-Какой орган нам в этом поможет?
-Я прочитаю вам цепочку из нескольких слов. Ваша задача: внимательно прослушать слова, запомнить их и записать в любой последовательности в течение 1 минуты.
Дорога, труд, спорт, хлеб, дождь, звук, боль, жизнь, лес, мел.
Проверка работы.
Я зачитаю слова, а вы ставьте «+», если данное слово присутствует в работе. Затем мы посчитаем количество «+».
- Кого сколько «+» получилось?
Проведение практического эксперимента №2.
-Вам предлагается таблица случайных чисел. Через 20 сек. я уберу таблицу, и вы должны записать те числа, которые запомнили. (Слайд 8)
22 65 56
37 19 91
62 48 23
Проверка работы.
Я открываю таблицу, а вы ставьте «+», если данное число присутствует в работе. Затем считаем количество «+» и указывают их числовое значение.
Знакомство с результатами эксперимента.
4 балла и меньше – ваша память не в лучшем состоянии.
5-7 – память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиваться. Вам необходимо тренировать концентрацию внимания.
8-9 – хороший результат. Вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведёт.
10-12 – отличный результат, который доказывает, что у вас хорошая память и сильная воля.
-Что же делать тому, у кого получились не очень хорошие результаты?
-Как улучшить память, увеличить её объём?
Знакомство со способами тренировки памяти.
-Самый надёжный способ запоминания – через ассоциации: ощущение, запах, воображаемую картинку, звуки… Этот приём связан с образной памятью. Показали человеку картинку, убрали, а он продолжает её видеть перед собой - чувствует запах леса, слышит голоса птиц… Точно так же можно запоминать реальные жизненные события. А любые схемы и графики «оживлять». Например, ПИН - код телефона запомнится, если из букв, с которых начинаются числа, составить слово – подсказку: восемь пять один три – «в пот». (Бросает в пот от мысли, что забыл ПИН – код.)
-При запоминании номеров телефона можно выявить арифметическую зависимость между числами.
Например, номер телефона 23-46 (23+23=46); 19-41(В 1941г. началась Великая Отечественная война.)
-Тренировать память можно и во время прогулок. Например, в быстром темпе произнесите все буквы алфавита, придумывая на каждое из них слово. (а -арбуз, б - береза …)
- Психологи советуют: чтобы память нас не подводила, не нужно ни с кем ссориться. Когда человек с кем-то поссорился, или на кого-либо обиделся, он переживает, и всё остальное для него становится неважным. Не зря говорят: не ложись спать, пока не простишь всех. Память от добродушия только выигрывает.
Еще одна способность мозга – мышление.
Мышление – способность делать умозаключения.
Спинной мозг расположен в костном позвоночном канале. Он имеет вид длинного белого шнура диаметром около 1 см. Спинной мозг выполняет 2 основные функции: рефлекторную и проводниковую.
Рефлекторная функция спинного мозга обеспечивает движение.
Проводниковая функция обеспечивает связь всех отделов центральной нервной системы. Нервные импульсы, поступающие в спинной мозг от рецепторов, передаются в головной мозг. Из головного мозга импульсы поступают в спинной мозг и оттуда - к органам.
Во время умственной работы мозг устает, поэтому ему необходимы кислород и питательные вещества, чтобы они туда пришли в большем количестве, мы проведем физминутку. Физические упражнения заставят кровь двигаться быстрее и активнее снабжать головной мозг необходимыми веществами.
Встали все. Я говорю действие, а вы делаете обратное действие. Например, если я говорю опустить руки, то вы должны поднять руки, а если я говорю поднять руки, вы должны их опустить.
Поднять руки.
Выпрямить ноги.
Опустить руки.
Закрыть рот.
Открыть рот.
Выпрямить руки.
Открыть глаза.
Закрыть глаза.
Встать.
Какое действие во время физминутки происходило без участия нервной системы?
Правильно, а почему?
-Читаем дальше. Узнаем почему у нас начинает болеть голова, когда мы долго находимся в душном помещении.
-Как работает наш мозг?
-А как кислород попадает в мозг?
-За какое время кровь успевает это сделать?
-Так почему же у нас начинает болеть голова, когда мы долго находимся в душном помещении?
-Когда же отдыхает наш мозг?
-Что происходит во время сна?
-Ребята, а сколько часов мы должны спать в сутки?
Дочитаем текст до конца. Узнаем, почему мы испытываем боль.
-Что же такое боль?
-А зачем делают обезболивающие уколы?
Читают текст.
Нервная система состоит из нервных клеток – нейронов, которые проникают во всё наше тело.
В нашем теле около 100 миллиардов нейронов.
Читают первый абзац.
Головной мозг человека устроен необыкновенно сложно. Клетки собраны в группы, и каждая группа имеет свои обязанности.
Читают второй абзац.
Эту работу выполняют нервы.
По одним нервам информация от органов чувств идёт в головной мозг. Он принимает решение, и его команда по другим нервам идет к мышцам.
Читают третий абзац.
Головной мозг сравнивают с командным пунктом организма человека.
Спинной мозг сравнивают с диспетчером, который является связующим звеном между мозгом и органами.
Вместе они образуют центральную нервную систему.
Смотрят на экран. Слушают учителя.
Орган слуха (уши).
Записывают слова.
Проверяют свою работу.
Записывают числа.
Проверяют свою работу.
Знакомятся с результатами.
Выполняют упражнение.
Опускают.
Сгибают (присели).
Поднимают.
Открывают.
Закрывают.
Сгибают.
Закрывают.
Открывают.
Садятся.
Никакое.
Потому что ни одно действие в организме не может быть выполнено без участия нервной системы.
Мозг работает непрерывно. Его клетки получают в десять раз больше пищи и кислорода, чем любые другие клетки.
Его доставляет кровь.
За 2 секунды.
Клетки мозга подают тревожный сигнал, потому что им не хватает кислорода.
Мозг отдыхает ночью.
Во время сна происходит восстановление организма, энергии, которая была израсходована днём.
Не меньше 9-10 часов.
Читают текст.
Боль – это сигнал органа, который предупреждает об опасности или сообщает о нарушении в его работе.
Чтобы не так было больно. Познавательные УУД: работа с информацией;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения.
Коммуникативные УУД: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнеров, находить неточности и корректировать их.
Регулятивные УУД: принимать активное участие в групповой и коллективной работе.
Регулятивные УУД: принимать активное участие в групповой и коллективной работе.
Закрепление изученного материала
5 мин
Подведение итогов.
Рефлексия.
5 мин
Закрепление нового материала в системе знаний.
Подвести итог полученных знаний.
Оценивание учащимися своей работы на уроке. Предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю». Если утверждение верное, то вы говорите «верю», а если утверждение не верное, то вы говорите «не верю».
1) Клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности.
2) Поток крови омывает весь мозг за 2 секунды.
3) Нейроны - нервные клетки.
4) Мозг работает непрерывно, даже когда мы спим.
5) Спинной мозг - это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом.
6) Чем больше мозг, тем умнее человек.
7) В нашем теле 100 миллиардов нейронов.
8) Клетки мозга устают.
-Как вы думаете, почему головной и спинной мозг хорошо защищены от внешней среды?
-А что вы делаете, чтобы справиться с болью?
-Когда вы обращаетесь к врачу: в начале заболевания или когда нет сил терпеть боль?
(Слайд 9)
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какова роль нервной системы в организме человека?
Предлагаю вам оценить всю работу на уроке. (Слайд 10)
Закончите предложение.
1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был
Спасибо, ребята, за урок. Вы хорошо работали, были активны. До свиданья!
Это интересно! (Слайд 11) Несколько интересных фактов про мозг:
- В головном мозге нет болевых рецепторов, так что мозг не может чувствовать боль.
- Человеческий мозг самый жирный орган в вашем теле и может состоять из не менее 60 % жира.
- Люди продолжают создавать новые нейроны на протяжении всей жизни в ответ на умственную деятельность.
- Чтение вслух и частый разговор с маленьким ребёнком способствует развитию его мозга.
- Левая часть мозга контролирует правую сторону тела, а правое полушарие – левую сторону тела.
- Существует много споров, почему нам снятся сны? Одна из теорий предполагает, что сны служат нам для того, чтобы очистить мусор из нашего сознания.
Это важно знать! (Слайд 12)
Верю.
Верю.
Верю.
Верю.
Верю.
Не верю.
Верю.
Верю.
Потому что они главные в организме; очень чувствительны.
Пьем обезболивающие таблетки.
Строение и работу нервной системы.
Она обеспечивает деятельность всего организма.
Оценивают всю работу на уроке.
активно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен
Прощаются с учителем. Регулятивные УУД: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
развитие умения глубже понимать смысл текста.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.