Мастер-класс Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы
Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"
Цель: демонстрация возможного применения следующих приёмов технологии развития критического мышления: мозговой штурм, таблица ассоциаций, трансфертные листы, синквейн.
Участники: педагоги, которые объединяются в 2 группы
Раздаточный материал для каждой из групп: 4 листа формат А4, фломастеры или маркеры, тексты стихотворений А. Дементьева. «Не смейте забывать учителей», А. Москвичова «Учителю»
Не смейте забывать учителей.Они о нас тревожатся и помнят.И в тишине задумавшихся комнатЖдут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых,И, сколько бы ни миновало лет, Слагается учительское счастьеИз наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:Под Новый год не шлём им поздравлений.И в суете иль попросту из лениНе пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами.И радуются всякий раз за тех,Кто снова где-то выдержит экзаменНа мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.Пусть будет жизнь достойна их усилий -Учителями славится Россия,Ученики приносят славу ей.Не смейте забывать учителей!
А. Дементьев
Учителю
Обучать - нелегкая задача, Научить - задачка посложней. Только тот учитель настоящий, Кто легко справляется и с ней.
Он, конечно, без сомненья мастер. Он, конечно, чудо-педагог! Тот, кто не приемлет лжи и фальши, Тот, кто в жизни каждому помог.
В нем живет так много разных судеб, А эмоций - просто миллион! Потому, играя и рискуя, В класс заходит как по трапу он.
И ведет как штурман корабельный Свой фрегат по знания волнам, Царствует легко и безраздельно Он наперекор судьбы ветрам.
Он наук известных всех ревнитель, В его сердце целый мир живет. Он простой, российский наш учитель, Заслуживший славу и почет!
А. МосквичовНа доске приготовлена таблица ассоциаций.
определение эпитеты символ цветовая гамма
Имеющееся представление
Результат работы 1 группы
Результат работы 2 группы
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент.
Определение состава групп.
2. Стадия вызова.
- Уважаемые коллеги, послушайте внимательно моё стихотворение и ответьте на вопрос: «О чём пойдёт речь на занятии?»
Учитель
Учитель, сколько надо слов,
Чтоб передать твою всю сущность!
В тебе живёт так много докторов,
Чтобы лечить учащегося душу.
А ведь ребёнок так раним,
Поддержки ждёт, любви, добра.
Учитель, не пройди же мимо,
Ребёнка нужно поддержать:
Помочь в семье, в учёбе, в жизни,
Найти нелёгкий в мире путь,
А после будет уже видно,
Что выйдет: может кто-нибудь.
Директор, слесарь, повар, плотник,
Учёный или музыкант,
Плохой, хороший ли работник,
Сумей открыть ты в нём талант!
Надейся, может быть когда-то
Тебе спасибо кто-то скажет,
Не скажет – в этом нет утраты,
Своей обиды не покажешь!
Рамазанова О. Н.
Совершенно верно, мне хотелось сегодня поговорить о роли учителя, о его предназначении, о сущности учителя. Данную проблему мы будем рассматривать на литературном материале.
Итак, тема нашего занятия «Сущность учителя …»
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у Вас возникают, когда слышите слово «сущность»?
Все варианты ответов фиксируются в таблице в соответствующих графах.
3. Стадия осмысления.
Так мы представляем значение данного слово. Поработав в группах, заполним нашу таблицу и определим, какое значение приобретает слово «сущность» в стихотворениях А. Дементьева и Анатолия Москвичова.
Задания для групп.
Работая в течение 5 мин. со стихотворениями, определите значение слово «сущность» с точки зрения поэтов и с вашей точки зрения, заполните соответствующие графы таблицы и приготовьтесь прокомментировать свои записи, подтверждая текстом стихотворения.
Работа в группах: результаты заносятся на листы формата А4, на которых уже обозначены названия граф, представленных в таблице ассоциаций. Участники прикрепляют листы в соответствующее место, таким образом, таблица заполнена.
Необходимо обеспечить присутствующих на мастер-классе зрителей текстами стихотворений.
Работа с таблицей.
По истечении 5 мин. группы представляют результат своей работы.
Коллеги, мы увидели, какое представление о сущности учителя у вас (учителей) и у авторов стихотворений, теперь обратимся к таблице и проанализируем получившиеся данные.
Для этого сравним сначала определение слова «сущность», которое даётся в Толковом словаре Н. Ю. Шведовой и С. И. Ожегова с нашими результатами. Учитель зачёркивает совпадающие моменты.
СУЩНОСТЬ, -и; ж.1.Самое главное и существенное в ком-, чём-л., внутреннее содержание; суть. Вникнуть в с. проблемы.
2. Филос.Внутренняя основа предметов, определяющая их глубинные связи и отношения, которые обнаруживаются и познаются в явлениях.
- Теперь сравним результаты работы групп.
Совпадающие моменты обводим маркером или мелом одного цвета.
Какой можем сделать вывод? Почему совпадают эти характеристики? Показана ли сущность учителя? Что является причиной совпадения?
4. Стадия рефлексии.
Работа с трансфертными листами в группах.
- В течение 4 мин. работаете с трансфертными листами по 1 мин. с каждым.
Заполненные трансфертные листы вывешиваются на доске, подводятся итоги, обсуждаются результаты работы с трансфертными листами.
5. Заключение.
Чтение учителем синквейна, посвящённого участникам мастер- класса
Учитель
Ответственный, добрый
Переживает, помогает, заботится
Помнит всех своих учеников
Творец.
Звучит песня Владимир Трошин - Понимаешь, мама, я - Учитель...
Приложение
Задания для двух групп
Задания для 1 группы
Знакомясь с рассказом Я. Ю. Яковлева «Учитель», продумайте ответ на вопрос: «Какова миссия учителя с точки зрения учителя?»
Обсудите ответ на этот вопрос в группе.
Заполните графы таблицы, ориентируясь на полученный ответ.
Представьте полученный результат, подтверждая ответ текстом.
Задания для 2 группы
Знакомясь с рассказом Я. Ю. Яковлева «Учитель», продумайте ответ на вопрос: «Какова миссия учителя с точки зрения ученика?»
Обсудите ответ на этот вопрос в группе.
Заполните графы таблицы, ориентируясь на полученный ответ.
4. Представьте полученный результат, подтверждая ответ текстом.
Трансфертные листы
Пожелания автору мастер - класса
Изменилось ли, обогатилось ли Ваше представление о сущности учителя?
Отзывы о мастер - классе
Ваше настроение