Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.


У р о к. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ.
СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Задачи:1.показать уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений таких как, знать, понимать, применять, анализировать, обобщать, оценивать, творить,
2.систематизировать знания о строении и значении нервной системы.
3.умение предъявлять результаты своей работы, формирование чувства успеха.
Оборудование: таблицы: «Ткани», «Нервная система», «Эндокринная система», видеофильм «Нервная ткань», программированные задания (Рохлов В.С.).

I. Организационный момент. Напомнить учащимся о требованиях, предъявляемых для оценивания знаний.
II. Проверка знаний и умений.
А) вводная беседа по вопросам системы органов, гуморальная регуляция.
1. Что называют тканью?
Группа клеток и их межклеточное вещество, имеющих одинаковое строение, выполняющих одинаковые функции.
2. Что такое гормон?
Биологически активные вещества, которые вырабатываются специальными железами и поступающими непосредственно в тканевую жидкость.
3. Как строение нервной ткани связано с ее функцией?
Состоит из нейронов и нейроглии (вспомогательные клетки).
Нейроны воспринимают раздражения, приходят в состояние возбуждения, вырабатывают и передают нервные импульсы, а также перерабатывают, хранят, и извлекают из памяти информацию.
Нейроглии выполняют опорную, защитную и питательную функции
4. В чем особенность клеток эпителиальной ткани в связи с ее функциями?
Основная функция эпителиальной ткани - защитная, поэтому клетки плотно прилегают друг другу, располагаясь в один или несколько рядов, межклеточное вещество развито слабо. При повреждении клетки быстро замещаются новыми.
5. Какие меры необходимо применять, чтобы не было заболеваний щитовидной железы?
Гипофункция - кретинизм, у взрослых - микседема; гиперфункция – базедова болезнь. Основная функция-выработка гормонов при достаточном количестве йода.
6. Почему нельзя есть много сладкого? На работе какой железы это может отразиться?
Гипофункция - сахарный диабет, гиперфункция-шок, с головокружением, потерей памяти.
7. Чем отличается нервная регуляция от гуморальной регуляции?
Гуморальная- с помощью жидкости, нервная- электрические импульсы.
8. Чем отличаются железы внешней секреции от желез внутренней секреции?
Железы внешней секреции имеют протоки на поверхность органов, а железы внутренней секреции нет.
9. Какие железы называются железами внутренней секреции?
Железы, не имеющие протоки на поверхность, и каждая секреторная клетка такой железы, своей поверхностью соприкасается со стенкой одного из кровеносных сосудов.
10. В каком случае мы утверждаем, что это клетки одной ткани?
После микрокопирования, при наличии сходства в строении и по выполняемым функциям.



11. Какое значение в ходе эволюции живой природы имели появление многоклеточности и образование тканей?
Живая клетка обладает рядом жизненных свойств (ОВ, раздражимость, ростом и размножением, подвижностью), на основе которых осуществляются функции целого организма. На основе узкой специализации, каждая ткань выполняет свою функцию лучше.
12. Всегда ли полезно для организма выделение надпочечниками большого количества адреналина?
Нет, так как может привести к повышению ломкости сосудов,
13. Что будет, если поджелудочная железа перестанет нормально работать?
Гипофункция – сахарный диабет, а при гиперфункции - шок.
14.Что будет, если гипофиз перестанет нормально работать?
Гипофункция - карликовость, у взрослых – увеличение хрящевых частей; гиперфункция-гигантизм.

Б) выполнение срезовой работы по программированным заданиям. №№29-30.

III. Изучение нового материала.
1.УСЛОЖНЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ХОДЕ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОТНОГО МИРА.
Учитель (рассказ с элементами беседы).
(запись в тетрадь). Признаками живого организма являются: дыхание, питание, развитие, рост, размножение, движение. И еще одним свойством обладает живой организм.
Живое отвечает на раздражение. Свойство отвечать на раздражение является общим для всего живого. Лист поворачивается к свету, инфузория уходит из капли с соленой водой в каплю без соли, червь ползет в темноту, щука настигает добычу, лягушка ищет влажные места, курица защищает свой выводок, собака отвечает на зов, человек отдергивает руку от горячего утюга. Огромна разница в реакциях на раздражение у разных живых организмов - от бактерий до человека.
Организмы, состоящие из одной клетки, так же как клетки всех растений, обладают свойством изменять свое состояние под влиянием света, воды, тепла, солей. Это свойство клеток определяют в науке как раздражимость
(запись в тетрадь) Раздражимость-свойство клеток изменять свое состояние под влиянием различных факторов.
Оно характерно для любой живой клетки. Мышечная ткань отвечает на раздражение сокращением, а нервная приобретает свойство проводимости.

2. Строение нейрона. Типы нейронов.
Учитель. Рассмотрите таблицу и найдите на ней нервную ткань. Какое строение имеет нервная клетка, вы уже знаете. На доске составить схему строения нейрона.
Ученик (работа с терминами на доске). Составляем схему, и запись в тетрадь
Схема 1.
Нейрон тела и отростков (длинные и короткие)

нервная ткань аксон денрит


Учитель. (Запись в тетрадь)
Типы нейронов
1.чувствительные (проводят импульс от поверхности тела и внутренних органов к мозгу)
2.вставочные (ассоциативные) – анализируют, информируют, принимают решение.

3.двигательные (проводят импульсы-команды от ГМ и СМ к рабочим органам.
3.Строение и значение нервной системы.
Учитель. Развитие этой ткани привело к формированию нервной системы.
Схема 2
Нервная система

ЦНС периферическая

головной мозг нервы , нервные узлы
спинной мозг нервные окончания

Учитель. В организме животного нет ни одного участка тела, где бы ни было окончаний нервов. Они всюду: в мышцах, сердце, костях, сосудах, желудке, кишечнике, печени, легких, коже, почках и т. д. . Нервов в организме множество.
(запись в тетрадь) Нервы-пучки длинных отростков, выходящие за пределы ЦНС
(запись в тетрадь)!!!!! Если бы все нервные волокна человека можно было бы сложить в одну нить, то она составила бы четырехкратный путь между Землей и Луной. 384 400 км Х 4= 1537600 км

Нервная система

соматическая вегетативная
(автономная) регулирует работу скелетных мышц, кожи, осуществляет связь симпатическая организма с внешней средой. парасимпатическая
регулирует обменные процессы,
рост организма

(запись в тетрадь) Работа каждого органа согласуется нервной системой с работой других органов. Нервная система связывает организм со средой.
Учитель. Любое сокращение и расслабление мышц, вдох и выдох, чихание и кашель, отделение пищеварительных соков, изменение работы сердца, почек являются различными рефлексами.
(запись в тетрадь). Рефлекс - ответная реакция на раздражение.
Благодаря нервной системе человек ощущает горячий предмет и отдергивает руку, удаляет несъедобные частицы пищи изо рта, меньше теряет тепла через кожу, когда холодно, и т. д.
(запись в тетрадь). Рефлекторная дуга - цепочка нервных клеток, соединяющихся чувствительные клетки с мышцами или железами, участвующими в рефлекторной реакции.
Самые простые рефлексы образованы всего двумя нейронами.
Пример - коленный рефлекс (Рассказ учителя с демонстрацией видеофильма, настенной таблицы, использованием рис., зарисовка в тетради схемы рефлекторной дуги коленного рефлекса и ее обозначение.)
Примером сложного рефлекса является рефлекторной дуги сгибательного рефлекса. (Рассказ учителя, зарисовка и обозначение частей дуги этого рефлекса.)
Спинномозговые рефлексы. Интересные опыты проделывал И. М. Сеченов. Он брал, лишенную головного мозга лягушку, и раздражал ее кожу слабой кислотой. Лягушка отвечала рефлексами. Ее движения были направлены на удаление вредного раздражения.
Целесообразность рефлексов привела некоторых ученых к ошибочному утверждению о существовании «спинномозговой души.
Вот другие опыты. Если конец пальца лапки лягушки слегка ущипнуть, сгибается только палец, если ущипну сильнее, то в движение придет в стопу. По мере усиления щипков будет сгибаться голень, затем бедро. Сильное раздражение может вызвать движение второй лапки. Эти опыты ярко показывают зависимость ответной реакции от силы раздражения,
Спинной мозг лягушки согласует сложные движения. Лягушка при сохранении только продолговатого мо может плавать, прыгать. Как правило, слабое развитие головного мозга у низших позвоночных связано с большой работой спинного мозга.

3) Человек способен мыслить, читать, писать, разговаривать, решать задачи и т. д. Все это функции высшего отдела его нервной системы - коры головного мозга. Психика - свойство и продукт работы мозга.
Многообразны процессы, происходящие в организме, по степени сложности. Большая разница в процессах выделения пищеварительных соков и способности человека мыслить и познавать законы природы. Но все процессы обусловлены деятельностью мозга.
Введение понятия нервный центр, его определение
(записать в тетради) Нервный центр = часть рефлекторной дуги какого-либо рефлекса всегда расположенного в определенном участке ЦНС и состоящем из вставочных и исполнительных нейронов.
3. Сравнение безусловных и условных рефлексов. (Беседа, запись определений в тетради)
Безусловные рефлексы, передающиеся от родителей к потомству при рождении в результате наличия готовых рефлекторных дуг. Например, глотание, сосание, оборонительный рефлексы.
Условные рефлексы, приобретенные в течение всей жизни. Например, пищевые,

IV. Закрепление. По заданиям из книги «Биология в вопросах и ответах»
371. При разговоре о вкусной пище, при виде красиво накрытого стола, приятном запахе у человека выделяется слюна, а при виде несвежей скатерти и подгоревшей пищи, наоборот, желание есть пропадает. Почему?
Ответ. В первом случае проявляется условный слюноотделительный рефлекс, а во втором - он тормозится.

372. Многие животные, например собаки и кошки, реагируют не только на словесные команды, но и на некоторые слова: имена хозяев, названия предметов. В чем отличие реакции животных на слова от реакции на них людей?
Ответ. Животное реагирует на слово как на определенные звуковые сочетания, а человек на смысл слова.

373. Родившегося в зоопарке тигренка выпустили погулять в вольеру. В это время недалеко от него опустилась дикая утка. Тигренок бросился на нее. Испуганная утка взлетела, оставив на траве несколько пуховых перьев. Тигренок насторожился, стал разглядывать их, а когда они зашевелились под дуновением ветра, то обратился в бегство. Объясните его поведение?
Ответ. В броске тигренка на утку проявился инстинкт преследования добычи, а в бегстве от шевелящихся листьев - оборонительный инстинкт на незнакомый предмет.

374. Чтобы не чихнуть сильно, надо потереть переносицу или стиснуть зубы. Дайте объяснение этому явлению.
Ответ. Раздражение кожи переносицы или мышечное давление на зубы вызывает торможение чихательного рефлекса. В этом проявляется одна из физиологических закономерностей: деятельность одних органов может тормозить работу других.

375. Человек читает интересную книгу, а в это время кошка рядом с ним громко лакает молоко из его чашки. Он не замечает этого. Почему?
Ответ. Сильное возбуждение центров, участвующих в чтении, - тормозит центры зрения и слуха.

376. Учителя заметили, что в конце уроков, которые проводятся перед большой переменой, обычно начинается оживление: школьники двигаются, шепчутся. Только самостоятельная работа,
интересное сообщение учителя или ученика останавливают это волнение. Объясните поведение учащихся с физиологической точки зрения.
Ответ. В данном случае у большинства школьников проявляется условный рефлекс на предстоящий отдых и обед. Его подавляет сильный отвлекающий раздражитель - самостоятельная работа или интересное сообщение.
V.Домашняя работа. 1. подготовить материал о Павлове и Сеченове.
2.знать понятия термины, 3.с.50-55
VI. Если останется время, то можно ответить на вопросы заданий по страницам ЕГЭ.
ЗАДАНИЯ ИЗ СБОРНИКОВ ЕГЭ ПО ТЕМЕ «РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА»
ЕГЭ 2009 год.
В5 стр. 43. Установите соответствие между признаком и способом регуляции, для которого он характерен.
ПРИЗНАК СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ
А) скорость проведения информации сравнительно невысокая 1) нервный
Б) является более древней формой взаимодействия клеток и органов 2) гуморальный
А
Б
В
Г
Д







В) эволюционно более поздний способ регуляции
Г) осуществляется посредством электрических импульсов
Д) осуществляется посредством химически активных веществ,
поступающих в кровь, лимфу и тканевую жидкость

В5. стр.63. Установите соответствие между характеристикой желёз и их типом.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП ЖЕЛЁЗ
А) имеются выводные протоки 1) внешней секреции
Б) отсутствуют выводные протоки 2) внутренней секреции
А
Б
В
Г
Д







В) выделяют секрет в кровь
Г) выделяют секрет в полости тела или органов
Д) выделяют секрет на поверхность тела

В5. стр.93. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.
ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА ВИД РЕФЛЕКСА
А) обеспечивает инстинктивное поведение 1) безусловный
Б) обеспечивает приспособление организма к условиям 2) условный
А
Б
В
Г
Д







окружающих сред, в которых обитали многие поколения данного вида
В) позволяет приобрести новый опыт, полученный в течение жизни
Г) определяет поведение организма в изменившихся условиях

В2 СТР. 92. Выберите три верных ответа из шести. Запишите в порядке возрастания.
Двигательные нейроны.
1. воспринимают возбуждение от вставочных нейронов
2. передают возбуждение мышцам
3. передают возбуждение вставочным нейронам
4. передают возбуждение к железам
5. передают возбуждение на чувствительные нейроны
6. воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах

В5. стр.93. Установите соответствие между функцией нейрона и его видом.
ФУНКЦИЯ ВИД НЕЙРОНА
А) преобразует раздражения в нервные импульсы 1) чувствительный
Б) передаёт в мозг нервные импульсы 2) вставочный
от органов чувств и внутренних органов 3) двигательный
А
Б
В
Г
Д







В) осуществляет передачу нервных импульсов
с одного нейрона на другой в спинном мозге

В5. стр.161(СБП). Установите соответствие между двумя типами рефлекса и их признаками
ПРИЗНАК РЕФЛЕКСА ТИП РЕФЛЕКСА
1) индивидуальные реакции организма А) безусловные
2) формируются в процессе онтогенеза Б) условные
3) врожденные видовые реакции организма
А
Б
В
Г
Д







4) облегчают приспособление
5) жизненно важны, обеспечивают существование организмов
6) не требуют специальных условий для их возникновения








13PAGE \* MERGEFORMAT14415




15