ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ И В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ И В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Новикова И. А.
учитель - дефектолог
МОУ « Белоярская СОШ № 2»
р.п. Белый Яр,
Верхнекетского района, Томской области
В настоящее время здоровье детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, потому что только здоровые дети могут успешно усваивать знания и в будущем способны творчески подходить к трудовой деятельности.
Состояние здоровья подрастающего поколения в последнее время вызывает тревогу. Из статистических данных по России видно, что различные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся 1 классов и у 93% старшеклассников. С каждым годом, наряду с ростом числа соматогенных заболеваний, увеличивается количество дидактогенных заболеваний школьников. К основным причинам, вызывающим эти заболевания, относятся: плохая освещённость кабинетов, неоправданно высокая нагрузка школьной программы, увеличен темп прохождения программы, плохо организованно питание в школе, недостаточное соблюдение санитарно-гигиенических норм, гиподинамия, отрицательный микроклимат в образовательных учреждениях и т. д.
В этом учебном году из числа учащихся 1 классов нашей школы всего 5 человек имеют первую группу здоровья. Из общего числа обучающихся школы 80 % со 2 группой здоровья, 18% с третьей и четвёртой группами здоровья, относительно здоровых детей - 2%. Возникла необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. Участие системы образования в решении проблем здоровьесбережения школьников, является особенно актуальным на современном этапе. Эффективность работы по использованию данных технологий зависит от профессиональной компетентности и грамотности педагогов, активного сотрудничества родителей со школой и тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, а также от комплексного взаимодействия всех узких специалистов школы.
В настоящее время существуют здоровьесберегающие технологии, методы и приёмы, использование которых в практической деятельности педагога, ведут к улучшению состояния физичекого, психического, социально - нравственного здоровья учащихся. К ним относятся: технологии В.Ф. Базарного, технологии РКМЧП (критического мышления), ИКТ, валеологические технологии Л. Л. Корытько, арттерапия, лечебная гимнастика при различных заболеваниях, гимнастика для глаз, технологии адаптивного усвоения материала, развития познавательной активности и учебной мотивации, моделирования, личностно - ориентированные технологии, технологии психотерапевтической направленности.
Мною опробированы и широко используются на практике вышеперечисленные методы и приёмы здоровьесбережения, а также артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массажи (БАТ, зондовый, арикулярный, плантарный), кинезиологические упражнения Сиротюк А. Л., дыхательные гимнастики Стрельниковой, Чарели, гимнастика для мозга Деннисона и другие. Хочется отметить эффективность использования массажа и кинезотерапии в педагогической практике. С их помощью удаётся мобилизовать все системы и органы ребёнка, т. к. на кончиках пальцев, на стопах, на ушной раковине находится множество рецепторов, которые связаны с органами всего организма в целом, а так же с корой головного мозга. Следовательно, педагогу предоставляется возможность воздействовать с коррекционной целью на нужные отделы коры головного мозга, отвечающие за те или иные психологические процессы, улучшить иннервацию тех или иных органов.
Массаж следует использовать на различных этапах урока: в начале урока с мобилизационной целью, с целью активизации восприятия, внимания, мышления; в середине урока для снятия напряжения и улучшения процессов запоминания. Кинезиологические упражнения по мере необходимости можно применять в начале урока, во время физминуток, в конце урока. Кинезотерапия - развитие мозга через движение - способствует развитию познавательных процессов, улучшает психоэмоциональное состояние ребёнка, развивает межполушарные связи, снимает напряжение.
Некоторые, наиболее эффективные и полюбившиеся детям, а так же доступные в использовании на уроках, внеклассных мероприятиях методы и приёмы здорвьесбережения, предлагаю вашему вниманию.
Упражнения для развития внимания (по мере необходимости)
Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинцев правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз.
Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия - вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают тоже самое для правой руки.
Упражнения для развития памяти
Методика двигательного запоминания букв. Даются буквы, вылепленные из пластилина, вырезанные из дерева и т. д. Ребёнок должен ощупать букву, назвать её и записать. На начальном этапе тренировки можно предложить учащемуся самому вылепить из пластилина буквы. В дальнейшем следует перейти к запоминанию последовательности из 3 - 4 букв на основе их осязания. Последующий этап тренировки - буквы «промахиваются» в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.
Складывают большой и указательный пальцы кончиками вместе, с усилием прижимают их к друг другу, сгибая их в наружную сторону.
То же упражнение делают для большого и среднего, большого и безымянного, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца с наружной стороны и внутренней стороны.
Одновременно двумя руками «промахать в воздухе» (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблицу умножения, формулу, иностранные слова).
Упражнения для снятия эмоционального напряжения
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и точной информации.
Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.
Упражнение также развивает тонкую моторику рук.
Слегка массируют кончик мизинца.
Помещают орех на кисть со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).
Гимнастика против утомления
Вдохните полной грудью 3 раза.
Энергично разотрите уши, сначала в горизонтальном направлении, потом в вертикальном.
Оскальте зубы и сделайте несколько резких движений зубами вверх - вниз.
Разотрите щёки.
Потрите крылья носа.
Помассируйте затылок.
Несколько раз проведите пальцами вдоль бровей.
Имитируя умывание, легко помассируйте всё лицо обеими руками.
Соединив ладони, поднимите их на высоту лица, пальцами левой руки обхватите кончики пальцев правой руки, затем поменяйте положение рук.
Сложите ладони перед грудью, разведите пальцы, крепко прижимая их и ладони друг к другу; надавливая, пружиньте пальцами; подняв руки перед лицом ладонями к себе. Сгибайте пальцы обеих рук один за другим, начиная с большого пальца правой руки; затем выпрямляйте пальцы обеих рук в обратном порядке.
Помассируйте каждый палец в отдельности.
Кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
« Лезгинка» ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону. Кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.
«Ухо - нос». По команде « ухо!» дети должны взяться за ухо, по команде «нос!» - за нос. Педагог не только подаёт эти команды, но и выполняет движения вместе с детьми, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя их на неправильные движения. «Кулак - ребро - ладонь» Ребёнок должен точно повторять движения за педагогом кистями рук, сначала одной, потом другой потом обеими. «Кулак - ребро - ладонь» (с ловушками) Ребёнок выполняет движения руками по инструкции педагога, но педагог при этом допускает ошибки при выполнении движений, ребёнок должен заметить ошибку и не допустить её сам при выполнении движений.
Аурикулярный массаж - массаж ушных раковин. С целью активизации зон внимания следует массировать по порядку зоны ушной раковины: противокозелок, треугольная ямка, зона перехода ножки завитка в восходящую часть, самая глубокая часть раковины (воронка). Для коррекции памяти и улучшения гуморального дыхания массируют поочерёдно мочки ушей, ямки за ушами, ушную раковину с низу вверх и с верху вниз.
При использовании данных методов и приёмов заметно улучшалось общее самочувствие учащихся, настроение, работоспособность, активизировались процессы мышления. Дети работали на занятиях активнее, их деятельность становилась более продуктивной, появился интерес к предмету и, как результат, повысилась мотивация к обучению.
Учебный год
Количество детей, занимающихся у учителя – дефектолога, олигофренопедагога
Количество обучающихся, у которых повысилась мотивация к обучению
2006 – 2007
27
13 / 48%
2007 – 2008
30
16 / 53%
2008 - 2009
27
18 / 67%
2009 - 2010
24
16/ 65%
Используемая литература.
А. Л. Сиротюк Обучение и воспитание детей с учётом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей. М.: Т. Ц. « Сфера», 2001г.
Н. В. Сократова Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие. М.: Т. Ц. «Сфера», 2005 г.
Журнал «Логопед» Аурикулярный массаж / Приложение 2/, 2008 г