Выступление Использование новых технологий обучения в курсах биологии и экологии

Министерство образования Республики Мордовия
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»





Республиканский семинар учителей биологии и экологии


Выступление на тему:



«Использование новых технологий обучения в курсах биологии и экологии, как фактор повышения качества биологического образования»











Подготовила:
учитель биологии МОУ «Инсарская сош №2» Стюбко Г. А.











Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти.

Не случайно эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова Л. Н. Толстого. Творческие способности учащихся определяются уровнем развития теоретического мышления, и фактологические знания на моих уроках являются средством для анализа, оценки и преобразований теоретической информации.
Цель моей работы в том, чтобы научить детей мыслить теоретическими категориями, потому что мыслить фактами невозможно.

Многое давно уже известно и что-то новое необычное вряд ли разработаешь.
Но жизнь требует искать и внедрять передовое, интересное, то, что дало бы возможность получить нужный, правильный результат образования, позволяющий всецело соответствовать реалиям нашего времени.
То, чем заинтересовалась я, называется ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Коротко и просто ТРИЗ - это комплект алгоритмов формулирования и решения творческих задач.
Одна из главных моих задач – знакомить учащихся с новейшими исследованиями в области биологии, с проблемами над которыми сейчас работают ученые, методами их решений, практическими перспективами использования возможных решений. Как же мы решаем эту задачу? В данном случае активно включая в процесс элементы ТРИЗ.

Познакомимся поближе с методикой ТРИЗ. Схема, представленная на экране, показывает направления моей работы в которой реализуется теория решения изобретательских задач.
Основными компонентами такой работы являются конечно же учитель – ученик. В этой методике реализуются 4 вида деятельности: исследование, творческие задачи (проблемы), проектирование, экспертиза. Основной задачей моей работы является развитие теоретического мышления учащихся, которое достигается в результате совместного труда в исследовании, решении творческих задач и т.д .- от уровня теоретического мышления зависит развитие творческих способностей детей и как результат и итог всему – рефлексия, осознанный выбор предпрофиля и профиля, что на сегодняшний день очень актуально в нашей жизни, да и в школе тоже, т. к.. профиль, на который переходит наша школа – это естественнонаучный.
Итак, основными видами моей деятельности являются 4 компонента. Считаю, что вполне реально использовать их не только в биологии, но и в преподавании других дисциплин.
Итак, один из компонентов – это исследование, т е. решение проблемы, включающее в себя теоретический анализ, оформление гипотез, проверку полученных гипотез и оформление результатов.
Первым этапом исследования конечно же является правильно сформулированные и поставленные цели и задачи.
Теоретический анализ включает в себя анализ информации любого источника, на основе которого строятся гипотезы и проводится проверка.
Выбор методов исследования определяется поставленными задачами, и это либо теоретические методы, либо практические методы.
Биология – наука многогранная и я считаю, что наиболее приемлемыми методами исследования в старших классах являются системный анализ (раздел «Селекция»), решение противоречий и т. д.
Практические методы – наблюдение, измерение. В тесном контакте работаем с учителями химии, ставим совместные опыты.
Беседа и интервью используются при социальном опросе в оформлении проектов, исследовательских работ. В 6-9 классах мы занимаемся изучением элементов исследовательской деятельности, а в старших классах уже идет целостная технология научного исследования. Результат – творчество учеников, открытия и даже гордость. Дети видят конечный результат своей работы, участвуя в конкурсах, олимпиадах, форуме «Одаренные дети».

Второй вид деятельности – это биологические проблемы (творческие задачи), вопросы, допускающие одно или несколько решений в виде гипотез и предложений.

·Используя готовые творческие задачи, я составляю их сама. Например. Российские ученые Академии наук вывели сорт рапса, не боящийся высоких температур. Его можно использовать для автомобильных двигателей. Информацию преобразуем в проблемы: 1. Какие селекционные операции нужно было провести ученым, чтобы получить такой сорт рапса?
2. Какие технические культуры и почему могут быть перспективными для создания искусственного топлива для автомобилей?
Составление проблем на основе информации я использую на длительный срок и в перспективе планирую составление комплектов биологических проблем для проведения творческих работ учащихся.
В практике своей работы применяю классификацию проблем по группам логических операций. Приведу примеры по каждой группе.
1 группа. Природоведение 5 класс. Тема урока «Животные прошлого»
Проблема: Какие признаки строения и жизнедеятельности динозавров по вашему мнению привели к их массовому вымиранию?»
2 группа. Экология 11 класс. Тема урока «Охрана растительного и животного
мира»
Проблема: Вам предложено подготовить экспертное заключение о состоянии небольшого заказника. Какие данные вам необходимы для подготовки такого исследования?
3 группа. Биология 11 класс. Тема урока «Теория эволюции Ч. Дарвина»
Проблема: Допустим, вы решили опровергнуть теорию эволюции Ч. Дарвина. Опишите план вашего исследования с этой целью.


Для решения различных видов проблем использую определенные методы.

1. Мозговой штурм – метод решения проблем путем выдвижения гипотез группой решателей.

2. Метод контрольных вопросов – это модифицированный мозговой штурм, при котором для облегчения процесса решения задачи применяются контрольные вопросы, направляющие мышление решателей в области возможных решений.

3.Системный анализ - метод поиска ресурсов в структуре и функциях системы.

4. Вепольный анализ – это вид методологического анализа, сущность которого в следующем. Любой процесс представляет собой взаимодействие двух тел или веществ и поля (явления, процесса) взаимодействия между ними.

Третий вид деятельности – экспертиза, оценка на основе сравнения структуры с теоретическим эталоном. (Примеры основных групп таких заданий приводятся на схеме).
Четвертый вид – проектирование. Создание нового на основе творческого преобразования имеющегося. Первые проектные работы мы выполняем в младших классах. Цель их – создание информационно – наглядных пособий. Так нами была создана презентация по теме «Развитие жизни на Земле» (5,11 кл.) Проектирование использую и во внеурочной деятельности. Проект «Озеленение центра города Инсара» защищался на республиканском уровне.

Уроки-исследования, путешествия, проблемные уроки и экспертные работы, наиболее интересные формы деятельности учителя с детьми. Они позволяют приобщить детей к культуре интеллектуального труда, приобретать знания, думая. Современный урок требует от преподавателя многого. И не только умения выстроить сорок пять минут занятия, но и тщательной режиссуры. Мысль, зовущая к познанию,- вот важнейшее из качеств, которым должен обладать урок.





еотъемлемой частью своей деятельности считаю и внеклассную работу. В своей педагогической копилке я собрала опыт по проведению КВНов, викторин, конкурсов и т.д. научно-методическая деятельность необходима для самореализации учителя. Стараюсь активно участвовать в работе районного методического объединения, являюсь руководителем шмо, часто посещаю курсы МРИО, участвую в разработках программ элективных курсов.

Результатом нашего совместного труда с учащимися является то, что они становятся не только участниками, но и призерами республиканских конкурсов и олимпиад. Значимым штрихом можно считать и осознанный выбор детьми профильного обучения по биологии.
Сплав опыта, знаний и человеческой мудрости вместе с трудолюбием – это и есть стержень, который мы должны выковать в своих учениках, тем более что «Кроха сын» всегда хотел знать, что такое хорошо и что такое плохо? И он шёл с этим вопросом не только к отцу, но и к учителю. «Кроха 2000-х годов» подрос во всех отношениях, и его вопросы стали значительно сложнее. Так давайте же слушать его внимательно, отвечать аргументировано, объяснять, спорить, доказывать, а иначе ответа он будет искать не у нас с вами.























15