Доклад «Применение различных форм и методов коррекционной работы, направленных на социальную адаптацию в обществе детей со сложной структурой дефекта»


Доклад «Применение различных форм и методов коррекционной работы, направленных на социальную адаптацию в обществе детей со сложной структурой дефекта»
Учитель начальных классов Тарасова О. С.
Интеграция в общество детей со сложной структурой дефекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.
Таким образом, в современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта (соответственно, с особыми образовательными потребностями), в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая возможность трудоустройства приобретают особую актуальность.
Вопросы социальной адаптации детей со сложной структурой дефекта изучались такими исследователями, как Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В.К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щарбакова А.М., Москаленко Н.В., Сементайн Н.А.
Ряд авторов говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни детей со сложной структурой дефекта. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду .У детей со сложной структурой дефекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Ряд исследователей подчеркивают роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников. Для этого рекомендуется создавать положительный микроклимат в классе, который позволит включить всех учащихся в деятельность класса с учетом их особенностей и наклонностей. Другие авторы говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.
Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей со сложной структурой дефекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации. При обучении детей со сложной структурой дефекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым.
Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих. В противном случае в будущем умственно отсталые дети не смогут выбрать соответствующую уровню их развития профессию.
В Коробчеевской специальной коррекционной школе –интернате VIII вида обучаются дети, имеющие сложную структуру дефекта ( 8 «в» класс, в количестве 4 человека). Это- обучающиеся с органическими нарушениями ЦНС. Этот контингент детей, с выраженной умственной отсталостью в школьном возрасте отличается большими различиями по уровню недоразвития познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре их психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений центральной нервной системы. У всех обучающихся практически не развита речь, с трудом понимают обращенную речь, словесные средства отсутствуют. Характерно нарушение интеллектуально-мистической и эмоционально-волевой сферы, низкая потребность в познании, дефицит внимания и гиперактивность, аутичные черты, высокая тревожность. Этим обучающиеся затрудняются производить последовательные, координированные действия, такой ребёнок не может самостоятельно обслуживать себя. Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы. Внимание малоустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Всё это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития этих детей чрезвычайно низок.
Основная работа с такими обучающимися направлена на не формирование академических учебных навыков, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.Цель специального образования обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта, заключается в необходимости организовывать реабилитационную деятельность, которая поможет социальной адаптации, интеграции детей в общество и подготовит окружающих для принятия умственно неполноценных детей и оказания им помощи, подготовки их к жизни в обществе, адаптации в современных условиях, повышения уровня общего развития. Оптимальный результат предполагает сформировать у обучающихся самосознание, самоконтроль, овладение ролевым поведением, умением устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей обучающихся.
Организуя работу с обучающимися, имеющие в диагнозе сложную структуру дефекта учитываем особенности каждого ребёнка. Работа в школе ведётся по особому учебному плану, программам и методикам. Данная категория детей нуждается в организующей и направляющей роли взрослого. Методы специальной педагогики совпадают с методами общей педагогики и широко используются в обучении детей с умеренной умственной отсталостью:
-словесные методы (инструкция, рассказ, беседа, объяснение и т.д.);
-наглядные методы (показ изучаемых предметов, изображений, организация наблюдений обучающихся, показ кино-и видеофильмов и т. д.);
-практические методы (практические и сюжетно-ролевые игры, упражнения, выполнение трудовых и социально-бытовых заданий).
Основная, ведущая и наиболее эффективная работа с детьми - это игра. Дети с недостатками развития, как правило, не умеют играть. У них не возникает замысла игры, в лучшем случае они переставляют игрушки с место на место, бессмысленно манипулируют ими. Главная задача -научить детей играть. Проведение подвижных игр, физкультурных и ритмических упражнений, во время динамических пауз, дают обучающимся эмоциональную разрядку, способствуют познанию нового. Развивающие игры развивают внимание обучающихся. В игровой форме проще познакомить детей с цветом, формой, величиной, закрепить знания о геометрических фигурах. Широко используются пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, которые помогают совершенствовать координацию движения и овладеть навыком письма. Формирование элементарных математических представлений ведется в игровой форме, с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений. Занятия по предметно- практической деятельности, направлены на коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно- действенного и наглядно-образного мышления детей, а также их речи в связи с практической деятельностью. На уроках по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию. Это нужно для того, чтобы обучающиеся, имеющие сложную структуру дефекта, могли заправить самостоятельно постель, уметь поменять постельное бельё. Таким образом, работа по социальной адаптации ведется в школе комплексно, для всех обучающихся. Практически все обучающиеся участвуют в освоении практических действий с предметами разного предназначения, и могут использовать их самостоятельно сначала - в игре, а затем и применить их в жизни.
Обучение детей является сложным и специфическим периодом. Даже имеющиеся у них элементарные знания они не умеют использовать в практической деятельности. Использование терапевтических игр (с крупой, ватой, кубиками, старыми газетами или журналами, с водой и т.д.) помогают избавиться от негативных эмоций. На уроках чтения, письма, развития речи систематически проводятся артикуляционная гимнастика, простые дыхательные и голосовые упражнения. С целью накопления активного и пассивного словаря обучающиеся используют игрушки, картинки, игровой материал, картинное лото, предметы и т.д. Используемые формы и методы помогают выполнять программные задачи, повышают уровень общего развития обучающихся, имеющие в диагнозе сложную структуру дефекта. На всех уроках и занятиях ведется индивидуальная и групповая работа, что даёт положительный результат в работе с обучающимися, имеющие сложную структуру дефекта. За годы обучения этих детей, можно смело сказать, что у них наблюдается положительная динамика развития , обучения и социальной адаптации к жизни в современном обществе. Так за три года обучения в школе обучающиеся, имеющие сложную структуру дефекта, могут самостоятельно помыть руки, положить количество ложек, равное количеству обучающихся в классе на данный момент, держать ложку, убрать за собой посуду, вытереть стол, убрать игрушки в классе, собрать узор по образцу, могут самостоятельно одеться и раздеться. Это подтверждает мониторинговые исследования.
Социальная адаптация и личный успех в современном обществе дается человеку с определённым уровнем работоспособности и здоровья. Все знают, что интеграция в общество человека с ограниченными возможностями сложна. В настоящее время в коррекционной педагогике формируются принципиально новые подходы к развитию, обучению, оздоровлению и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент в новых подходах делается на комплексное сопровождение детей возрастных этапах обучения. Важнейшей неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя коррекционной школы является мониторинг. Мониторинг в педагогике- это непрерывное, научно обоснованная диагностика, прогностическое слежение за характером протекания учебно-воспитательного и психологического состояния субъекта образовательного процесса, обеспечивающее умелое корректирование и прогнозирование развития педагогической системы.
Мониторинговые исследования позволяют обеспечивать личностно-ориентированный подход в обучении, поведении, воспитании, общении; выявить нарушения, наметить эффективные пути коррекционного воздействия, отследить уровень развития, определить готовность выпускника к самостоятельной жизни. Именно планомерное изучение личностного развития ребёнка позволяют учителю организовать коррекционно-развивающую среду, которая обеспечивает обучающемуся социальную адаптацию в современном обществе.