Календарно-тематическое планирование и программа для 2 класса по обучению грамоте для учащихся индивидуального обучения со сложной структурой дефекта в коррекционной школе VIII вида
Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область
Тематический план
ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА (общение) – 2 класс
Литература:
Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 0-4 классов — Спб; филиал издательства «Просвещение» 2007 г.,
Воронкова, В.В., Коломыткина, И.В. Букварь. 1 класс : для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина — М.: Просвещение, 2014
Алёнкина, О.А. Азбука. Учимся читать, играя!: учеб.-метод. Пособие / О.А. Алёнкина. – М.: Планета, 2013. – 104с.) 70 (часов – 2 часа в неделю)
Количество часов по четвертям
I четв. II четв. III четв. IV четв. За год
18 16 20 16 70
Режим занятий: 70 часов, 2 часа в неделю.
Информация об используемых технологиях:
Традиционная (типовая) структура занятий: организационный момент; опрос учащихся по заданному на дом материалу; изучение нового учебного материала; закрепления учебного материала; задание на дом.
Формы аттестации учащихся:
индивидуальные и фронтальные опросы.
текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Программа составлена на основании программно-методических материалов «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой М., Владос, 2007г., и «Букварь» В.В. Воронковой для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М., Просвещение, 2008 г.
Язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику.
Цель обучения: формирование основ знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки.
Задачи обучения:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
выработать элементарные навыки грамотного письма;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
формировать нравственные качества.
подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма;
привить интерес к обучению;
выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка;
способствовать формированию зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков, складывание букв из палочек по образцу, письмо по опорным точкам усвоенных букв;
учить соотносить слова с предметами, которые называет учитель;
развивать общую и артикуляционную моторику, движение кистей рук, пальцев;
проводить направленную коррекцию по: развитию основных психических процессов; стабилизации эмоционально-волевой сферы; дифференциации неречевых звуков окружающей среды.
Содержание программы:
Тема I чет. II чет. III
чет. IV
чет.
Повторение звуков и букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Ы, Р, Л, Н. 15 Заглавная буква в именах и кличках животных. 2 Закрепление пройденного материала. 1 ВСЕГО: 18 Повторение изученного материала за первую четверть. 1 Изучение звуков и букв Р, К, П, Т. 14 Ши – пиши с буквой И. 1 ВСЕГО: 16 Повторение изученного материала за вторую четверть. 1 Изучение звуков и букв З, В, Ж, Б, Г, Д, Й 14 Жи – Ши – пиши с буквой И. 2 Парные согласные Г – К, Б – П, Д – Т. 3 ВСЕГО: 20 Повторение изученного материала за третью четверть. 1
Изучение звуков и букв Ь, Е, Ё, Я, Ц, Ч, Ъ, Щ, Ф, Э 9
Ча – Ща – пиши с А; Чу – Щу – пиши с У; 2
Понятие ОН, ОНА, ОНО 2
Понятие Кто это? Что это? 2
ВСЕГО: 16
Знания, умения, навыки приобретенные в 2 классе
Закрепить изученные буквы А, У, О, М, С, Х, Ш, Ы, Р, Л, Н.
Показывать и называть начальный звук в словах.
Печатать изученные буквы, открытых и закрытых слоговых структур.
Изучить новые буквы алфавита (22 буквы);
Формировать зрительные эталоны букв: нахождение (показ) заданной буквы среди других букв или знаков; узнавание (показ по словесному указанию) букв из ряда печатных букв, с опорой на образец, складывание букв из палочек, полосок по образцу, дополнение недостающих элементов буквы;
Уметь соотносить слова с предметами (мыло, молоко, сом, сыр), которые называет учитель.
Печатать изученные буквы, слоговых структур по опорным точкам, на рабочей строке в альбоме большого формата, в прописи, рабочей тетради.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося:
Слышать и понимать речь учителя: стихотворение, рассказ, сказку, словесные указания;
Выделять (показывать) заданный звук в звуковом ряду и коротком слове с помощью учителя в начале слова;
С помощью учителя соотносить слова с предметами, которые называет учитель, и с картинкой;
Находить изученную букву в алфавите;
Рисовать по двум точкам прямые и наклонные линии («Елочка»);
Рисовать горизонтальные и вертикальные линии по двум точкам («Лестница», «Забор»);
Печатать по опорным точкам с помощью учителя изучаемые буквы, открытые и закрытые слоги;
Знать правила: заглавная буква в именах и кличках животных:
Предложение пишется с большой буквы, в конце ставится точка;
Знать парные согласные З – С; Д – Т; Г – К; Ж – Ш; В – Ф; Б – П;
Знать правило ШИ – ЖИ пиши с буквой И; ЧА – ЩА пиши с буквой А; ЧУ – ЩУ пиши с буквой У;
Знать понятия один – много;
Знать понятия: Кто это? Что это?
Уметь отвечать на заданные вопросы;
Пересказывать текст;
Составлять слоги, слова из разрезной азбуки.
Календарно-тематическое планирование
ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА (общение) – 2 класс
(Бгажнокова, И.М. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 0-4 классов — Спб; филиал издательства «Просвещение» 2007 г., под редакцией, Воронкова, В.В., Коломыткина, И.В. Букварь. 1 класс : для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина — М.: Просвещение, 2014
Алёнкина, О.А. Азбука. Учимся читать, играя!: учеб.-метод. Пособие / О.А. Алёнкина. – М.: Планета, 2013. – 104с.)
70 (часов – 2 часа в неделю)
Содержание программы№ ТемаОсновные понятия, умения. Элементы содержанияПисьменная работа Результативность
1 четверть (18ч)
Повторение изученного материала
1 Повторение. Развитие слухового восприятия, речевого слуха. Называние слов по предметным картинкам Составление простых предложений.
Д. м.: Школьные принадлежности Уметь слышать заданный звук в ряду других звуков.
Называть за учителем слова из 1, 2, 3-4 звуков.
Составлять предложения из 2-3 слов. Деление предложения на слова. Называть изображенный предмет. С. 3 – 11 Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении. Рисование вертикальных линий, «Лестница», «Забор», «Ступеньки», «Решетка» Имитация и соотношение звуков. Иметь преставление о прямых линиях, уметь проводить их. Знать названия и назначение учебных принадлежностей. Показывать их.
2 Повторение. Проговаривание слов и предложений.
Д. м.: «Осень: уборка фруктов и овощей, бахчевых культур» Проговаривать слова и предложения о действия, производимых совместно с учителем.
С. 12 – 14 Рисование верхних и нижних крючков. Письмо основных элементов рукописных букв Выполнять задания по словесной инструкции. Правильно сидеть за партой. Знать название овощей и фруктов.
3 Повторение. Составление простых предложений из 2-3 слов. Деление предложения на слова.
Д. м.: Сказки: «колобок», «Репка» Назвать изображенный предмет, последовательность действий.
Уметь пересказывать сказки.
С. 17 – 18 Рисование на нелинованной бумаге: «Дождь», «Волна», «Трава», «Рельсы» Называть предметы. Выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова.
4 Повторение. Выделение в устной речи звуков и букв Аа ,Уу в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «На рыбалке»
Уметь находить картинки с буквами А, У в начале слова, в середине. Чтение слогов: ау, уа
С. 19 – 21
Письмо печатных заглавных и строчных букв Аа, Уу.
Слогов: уа, ау. На что похожи буквы А, У – графическое рисование (обводка). Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Проговаривание слов и предложений с изученными буквами. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец).Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы А, У.Письмо по обводке и по образцу.
5 Повторение. Выделение в устной речи звука и буквы Мм в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Наша мама»
Уметь находить картинки с буквами М в начале слова, в середине.
Чтение слогов: ма, му, ам, ум
С. 22 – 25
Письмо печатных заглавных и строчных букв Мм. Слогов ма, ам, ум, му. На что похожа буква М – графическое рисование (обводка). Прерывистых волнистых линий. Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Называть за учителем слова из 1, 2,3-4 звуков. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы М. Письмо по обводке и по образцу.
6 Повторение. Выделение в устной речи звука и буквы Оо в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Что такое море» (Морские обитатели)
Уметь находить картинки с буквами Оо в начале слова, в середине. Чтение слогов: ма, му, ам, ум, ом, мо
С. 26 – 28 Письмо печатных заглавных и строчных букв Оо. Слогов ма, ам, ум, му, мо, ом. На что похожа буква О – графическое рисование (обводка). Прерывистых волнистых линий.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Назвать изображенный предмет. Умение читать слова и слоги с изученными буквами
7 Повторение. Выделение в устной речи звука и буквы Сс в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Столовая, сервировка стола» (Название столовых приборов) Уметь находить картинки с буквами Сс в начале слова, в середине.
Чтение слогов и слов: са, му, ас, ус, ос, со, оса, мама, сама
С. 29 – 31 Письмо печатных заглавных и строчных букв Сс. Слогов са, ас, ус, су, со, ос, оса, мама, сама.
На что похожа буква Сс – графическое рисование (обводка букв по точкам).
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы С.Письмо по обводке и по образцу.
8 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Хх в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Рыбалка, уха» (Название рыб)
Уметь находить картинки с буквами Хх в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слогов и слов: са, му, ас, ус, ос, со, оса, мама, сама, муха, уха, ухо, сухо
С. 32 - 35
Письмо печатных заглавных и строчных букв Хх. Слогов са, ас, ус, су, со, ос, оса, мама, сама, муха, уха, ухо, сухо. На что похожа буква Хх – графическое рисование (обводка букв по точкам).
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Чтение прямых и обратных слогов. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Х. Письмо по обводке и по образцу.
9 Закрепление пройденного материала: письмо и чтение изученных букв
Д. м.: «Хлеб всему голова»
Уметь читать и писать слова и слоги с изученными буквами. Сопоставлять картинку и слово (ухо картинка, ухо слово)
С. 36 «Путешествие по изученным буквам» - нахождение изученных букв в алфавите, дописать недостающие элементы букв, выделение изученных букв кружком в пословицах и поговорках Пословицы и поговорки о хлебе. Стихи о хлебе.
10 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Шш в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Домашние животные»,
«Я сам» (Самообслуживание)
Уметь находить картинки с буквами Шш в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слогов и слов: ша, шу, аш, уш, ош, шо, оса, мама, Маша, сама, муха, уха, сушу, ухо, сухоС. 37 - 39
Письмо печатных заглавных и строчных букв Шш. Слогов и слов: ша, шу, аш, уш, ош, шо, оса, мама, Маша, сама, муха, уха, сушу, ухо, сухо.На что похожа буква Шш – графическое рисование (обводка букв по точкам).
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ш. Письмо по обводке и по образцу.
11-12 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Лл в начале, в конце и в середине слова. Заглавная буква в именах: Маша, Луша, Алла, Саша
Д. м.: «Столовая», «Мы дежурим» Уметь находить картинки с буквами Лл в начале, в середине, в конце слова. Ч
Чтение слогов и слов: Луша мала. Алла ушла. Саша сам.
Правила дежурства в столовой.
С. 40 – 42
Письмо печатных заглавных и строчных букв Лл. Слогов и слов: Луша мала. Алла ушла. Саша сам.
Нахождение и обводка буквы Л в ряде других букв.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Л. Письмо по обводке и по образцу.
13-14 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Ыы в конце и в середине слова. Понятие: много – мало, один – много.
Д. м.: «Ванная комната» (Личные предметы гигиены)
Уметь находить картинки с буквами Ыы в середине, в конце слова.
Чтение слогов и слов: усы – ус, сомы – сом, оса – осы.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Утренние гигиенические процедуры»
С. 43 – 44 Письмо печатных заглавных и строчных букв Ыы. Слогов и слов: усы – ус, сомы – сом, оса – осы. Рисование картинок (один – много)
Нахождение и обводка буквы Ы в ряде других букв.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ы. Письмо по обводке и по образцу.
15-16 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Нн в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Режим школьника» Уметь находить картинки с буквами Нн в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слогов и слов: сон, луна. Составление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Режим дня»
С. 45 – 47 Письмо печатных заглавных и строчных букв Нн. Слогов и слов: У мамы сын. Сын мал.
Допиши слово: лу-…, му-…,
су-…, мы-…
Игра: «Четвертый лишний»
, Н, Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Н. Письмо по обводке и по образцу.
17-18
Закрепление пройденного материала. Вспомнить навыки письма и чтения букв изученных в первой четверти.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам «Осень» «Путешествие по изученным буквам» - нахождение изученных букв в алфавите, печатание букв по точкам и самостоятельно.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Уметь находить буквы в алфавите. Веселый алфавит.
II четверть (16 ч)
Изучение нового материала
19 Повторение изученного материала за 1 четверть. Вспомнить навыки письма и чтения букв изученных в первой четверти.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам «Осень» «Путешествие по изученным буквам» - нахождение изученных букв в алфавите, печатание букв по точкам и самостоятельно.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Прописи, занимательный материал: разрезные буквы, слоговое лото
20-21 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Рр в начале, в конце и в середине слова.
Гласные и согласные буквы. Обозначение красными и синими кружками.
Понятие: много – мало, один – много.
Д. м.: «Игры зимой на свежем воздухе» Слова с изученными буквами. Нахождение картинок с соответствующими буквами в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слогов и слов: шар – шары, сом – сомы, рама – рамы, нора – норы.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Игры зимой на свежем воздухе»
С. 48 – 52 Письмо печатных заглавных и строчных букв: Аа, Уу, Оо, Ыы, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл, Нн, Рр.
Чтение слогов: ра, ро, ру, рыИгра: «Найди картинку» (Соотношение картинки с буквой) Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы С.Письмо по обводке и по образцу.
Знать понятия: один – много
22-23 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Кк в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Цветы», «Домашние птицы. Куры»
Уметь находить картинки с буквами Кк в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слогов и слов: мак, куры, ко-ко-ко, каша, лук, кукаСоставление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Куры».
Чтение слов из двух и трех слогов: мыш-ка, кош-ка, мар-ка, сум-ка, нор-ка, каш-ка, кук-ла, мо-ло-ко.
Обозначение гласных и согласных на письме красными и синими кружками. С. 56 – 58 Письмо печатных заглавных и строчных букв Кк. Предложений: У нас куры. Куры:ко-ко-ко. У Шуры каша. На кашу.
Допиши слово: ка-…, ко-…,
но-…, ку-…, ру-…,
Игра: «Четвертый лишний»
К, к, +, К
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы К. Письмо по обводке и по образцу.
24-25 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Пп в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Домашние животные» (Заглавная буква в кличках животных)
Уметь находить картинки с буквами Пп в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов из двух и трех слогов: Пу-шок, па-рус, пол-ка, пал-ка, лам-па, па-ук, па-па, шап-ка, по-кос.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Мы»
С. 59 – 60 Письмо печатных заглавных и строчных букв Пп. Слогов и слов: па, по, пу, ыы, ап, оп, уп, ып, Пу-шок, па-рус, пол-ка, пал-ка, лам-па, па-ук, па-па, шап-ка, по-кос.
На что похожа буква Пп – графическое рисование (обводка букв по точкам). Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы П. Письмо по обводке и по образцу.
Правило: Заглавная буква в кличках животных
26-27 Повторение пройденного материала.
Гласные и согласные буквы. Обозначение красными и синими кружками.
Понятие: много – мало, один – много.
Д. м.: «На покосе»
Слова с изученными буквами. Нахождение картинок с соответствующими буквами в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слогов и слов: шар – шары, лампа – лампы, комар – комары, нора – норы, оса – осы.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Работа на покосе» С. 62 – 63 Письмо печатных заглавных и строчных букв: Аа, Уу, Оо, Ыы, Мм, Сс, Хх, Шш, Лл, Нн, Рр, Кк, ПпИгра: «Найди картинку» (Соотношение картинки с буквой)
Нахождение изученных букв в алфавите и обводка их в кружок. Умение списывать буквы и слова с изученными буквами.
Знать понятие: Один – много.
28-29 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Тт в начале, в конце и в середине слова.
«Урок» (Правила поведения на уроке и перемене)
Заглавная буква в именах людей: Ната - Наташа, Тома-Тамара, Тарас, Антон-Антоша.
Д. м.: «Инструменты» (лопата, топор, молоток) Уметь находить картинки с буквами Тт в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слогов и слов: Ната - Наташа, Тома-Тамара, Тарас, Антон-Антоша, лопата, топор, молоток.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Урок», «Стройка».
Обозначение гласных и согласных букв на письме красными и синими кружками. С. 64 – 66 Письмо печатных заглавных и строчных букв Тт. Слогов и слов: та, то, ту, ты, ат, от, ут, ыт, парта, карта, Ната - Наташа, Тома-Тамара, Тарас, Антон-Антоша.
На что похожа буква Пп – графическое рисование (обводка букв по точкам).
Загадки «Инструменты» (нарисовать отгадки) Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука
(начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Т. Письмо по обводке и по образцу.
30-31 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Ии в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Овощи» (Что растёт на нашей грядке? Лук, салат)Заглавная буква в именах людей: Ира, Инна, Раиса, Маша, Миша, Тима. Уметь находить картинки с буквами Ии в начале, в середине, в конце слова.
Чтение рассказа «Куклы».
Составление устного рассказа: «Папины помощники»
С. 67 – 68 Письмо печатных заглавных и строчных букв Ии.
Списывание печатного текста: Миша и Тима пилили осину. Папа колол. Мила и Нина носили.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы И. Письмо по обводке и по образцу. Знать правило: Заглавная буква в именах людей.
32-33 Изучение нового материала.
Орфограмма ЖИ – ШИ.
Д. м.: «Малыши» Уметь находить слова с данной орфограммой, соотношение картинки со словом.
С. 70 – 71 Письмо слов с буквой Шш.
Вставь пропущенные буквы: ш…ло, маш..на, малыш…, ш…шка. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы И. Знать правило: ЖИ – ШИ – пиши с буквой И.
34
Повторение пройденного материала.
Д. м.: «Новый год» (новогодние подарки, песни, стихи) Составление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Здравствуй, здравствуй Новый год!»
С. 54 – 55 Точечное рисование, обводка графических рисунков: елочка, елочные украшения. Знать изученные буквы, уметь их правильно произносить, писать, читать.
III четверть (20 ч)
Изучение нового материала
35
Повторение изученного материала за 2 четверть. Вспомнить навыки письма и чтения букв изученных во второй четверти «Путешествие по изученным буквам» - нахождение изученных букв в алфавите, печатание букв по точкам и самостоятельно. Знать изученные буквы, уметь их правильно произносить, писать, читать.
36 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Зз в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Цветы» (роза)
Парные согласные З – С
«Зима» Уметь находить картинки с буквами Зз в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов состоящих из двух, трех слогов: коза, роза, лоза, запах, зима, замок, занозы, заносы. Составление устного рассказа: «Зима»
С. 72 – 75 Письмо печатных заглавных и строчных букв Зз.
Письмо слогов и слов с буквой Зз: за, зо, зу, зы, зи, коза, роза, лоза, запах, зима, замок, занозы, заносы.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы З.
37 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Вв в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Птицы» (Сорока, ворона – устное описание птиц по картинке)
Д. м.: «Наши повара» (Каша, суп) Уметь находить картинки с буквами Вв в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов состоящих из трех слогов: ворона, корова, ворота, канава, солома, сорока.
Составление устного рассказа: «Как сварить кашу» (Технологическая карта)
С. 76 – 78 Письмо печатных заглавных и строчных букв Вв.
Письмо слогов и слов с буквой Вв: ва, во, ву, вы, ви, ворона, корова, ворота, канава, солома, сорока.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы В.
38-39 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Жж в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Насекомые» (Жук, оса – устное описание по картинке)
Парные согласные Ж – Ш
Д. м.: «Хороша зима» Уметь находить картинки с буквами Жж в начале, в середине, в конце слова.
Уметь находить слова с данной орфограммой, соотношение картинки со словом.
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Хороша Зима»
С. 79 – 82 Письмо печатных заглавных и строчных букв Жж.
Слогов:
жа жу жиша шу ши
Вставь пропущенные букв: лыж…, ж…л, мыш…, ш…л,
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы И. Знать парные согласные Ж – Ш
40 Закрепление пройденного материала: письмо и чтение изученных букв.
Повторение изученных орфограмм. Уметь читать и писать слова и слоги с изученными буквами. Сопоставлять картинку и слово (ухо картинка, ухо слово)
С. 83 «Путешествие по изученным буквам» - нахождение изученных букв в алфавите, дописать недостающие элементы букв, выделение изученных букв кружком в пословицах и поговорках. Знать изученные буквы, и составлять слова из разрезной азбуки уметь их писать.
Повторение изученных орфограмм.
41-42 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Бб в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Музыкальные инструменты» (Барабан)
Д. м.: «Рыбалка» (Караси, окуни, сазаны) Уметь находить картинки с буквами Бб в начале, в середине, в конце слова.
Уметь находить слова с данной орфограммой, соотношение картинки со словом.
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Рыбалка», «Барабан»
С. 84 – 85 Письмо печатных заглавных и строчных букв Бб.
Письмо слогов и слов с буквой Бб:
Караси, окуни, сазаны, рыбак, рыбалка, барабан
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Б.
43-44 Парные согласные Б – П
Д. м.: «Муха Цокотуха» (Базар, самовар) Дифференциация звуков Б – П.
Сопоставление картинки со словом.
Чтение сказки: «Муха Цокотуха»
Ответы на вопросы.
С. 87 Письмо печатных заглавных и строчных букв Б – П.
Слогов:
ба бо бу бы
па по пу пыПисьмо слов:
Балка – палка, били – пили.
Списывание печатного текста:
Пошла муха на базар,
И купила самовар. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Б, П.
Знать парные согласные Б – П
45-46 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Гг в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Гости»
Парные согласные Г – К
Д. м.: «Игрушки» (Кукла, машинка, кубики – игрушки) Уметь находить картинки с буквами Гг в начале, в середине, в конце слова.
Уметь находить слова с данной орфограммой, соотношение картинки со словом.
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Мои игрушки» Дифференциация звуков Г – К .Сопоставление картинки со словом.
С. 88 – 91 Письмо печатных заглавных и строчных букв Г – К.
Слогов:
га го гу гы гика ко ку кы киПисьмо слов:
Голос – колос, угол – укол, горка – корка, гора – кора
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Я рубашку сшила мишке…» Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Г.
Знать парные согласные Г- К
47-48 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Дд в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Наш огород» (огород, дыни, помидоры, горох) Уметь находить картинки с буквами Дд в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов состоящих из трех слогов: дорога, машина
Уметь находить слова с данной орфограммой, соотношение картинки со словом.
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Наш огород»
С. 92 – 94 Письмо печатных заглавных и строчных букв Дд.
Письмо слогов и слов с буквой Вв: да, до, ду, ды, ди, дорога, машина, город, горох, огород
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Д.
Знать парные согласные Д-Т49-50 Изучение нового материала.
Парные согласные Д – Т Дифференциация звуков Д – Т.
Сопоставление картинки со словом, чтение слов с парными согласными: вода-вата, Дима-Тима, дом-том, дам-там. С. 95 Письмо слов: вода-вата, Дима-Тима, дом-том, дам-там.
На что похожа буква Д и Т графическое рисование (обводка букв по точкам) Знать парные согласные Д-Т, уметь их правильно произносить, вставлять в слова.
51-52 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Йй в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Лайка и зайка» Уметь находить картинки с буквами Дд в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов: майка, зайка, лайка, сарай, дай, попугай.
С. 96 – 98 Письмо печатных заглавных и строчных букв Йй.
Письмо слогов и слов с буквой Йй: дай, пой, сухой, мой, сарай
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Й.
53 Дифференциация звуков Й – И.
Д. м.: «Жадный Вова» (качества человека: положительные и отрицательные) Дифференциация звуков Й – И.
Сопоставление картинки со словом, чтение и письмо слов: Сарай – сараи, мой – мои.Ответы на вопросы. Пересказ рассказа «Жадный Вова». С. 99 Письмо слов: Сарай – сараи, мой – мои.На что похожа буква И и Й графическое рисование (обводка букв по точкам). Знать различие букв Й и И.
Читать прямые и обратные слоги. Сравнивать их. Составлять слоги из букв разрезной азбуки.
54 Повторение пройденного материала за 3 четверть. Вспомнить навыки письма и чтения букв изученных в первой четверти.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам «Весна – Красна» «Путешествие по изученным буквам» - нахождение изученных букв в алфавите, печатание букв по точкам и самостоятельно.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Владеть навыками чтения слов с изученными словами.
Читать прямые и обратные слоги. Сравнивать их. Четверостишия на изученные буквы.
IV четверть (16 ч)
Изучение нового материала. Повторение
55 Повторение изученного материала за 3 четверть. Вспомнить навыки письма букв изученных в третьей четверти. Чтение слов с изученными буквами. «Путешествие по изученным буквам» - нахождение изученных букв в алфавите, сравнение их с картинками «На что похожа буква», печатание букв по точкам и самостоятельно. Читать прямые и обратные слоги. Сравнивать их. Составлять слоги из букв разрезной азбуки.
56-57 Изучение нового материала. Мягкий знак Ь. мягкий знак в конце слова (смягчающий Ь знак)
Д. м.: «Рыба» Линь, карась, окунь)Мягкий знак в середине слова.
Д. м.: «На катке» Уметь находить картинки с буквами Ь в конце слова.
Чтение слов: хор-хорь, угол-уголь, жар-жарь, пар-парь, пыл-пыль, коньки, окуньки, больно.
Составление устного рассказа по сюжетным картинкам: «Уборка квартиры»
С. 100 – 105 Письмо печатной строчной буквы Ь.
Письмо слогов и слов с буквой Ь: хор-хорь, угол-уголь, жар-жарь, пар-парь, пыл-пыль коньки, окуньки, больно.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Игра: «Доскажи словечко» Различать смягчающий мягкий знак и разделительный мягкий знак.
58 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Ее в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «В лесу» Уметь находить картинки с буквами Ее в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов состоящих из трех слогов: лес, лесник, сосна, шишка, ель, белка, орех, грибы.Соотношение картинки со словом.
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «В лесу»
С. 106-108 Письмо печатных заглавных и строчных букв Ее.
Письмо слогов и слов с буквой Ее: лес, лесник, сосна, шишка, ель, белка, орех, грибы.Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Нахождение буквы в алфавите (обозначение гл. буквы красным )Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Е.
59 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Ёё в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Кто у кого?» (Утка-утёнок, коза-козлёнок, кошка-котенок, лиса-лисёнок, корова-телёнок, лошадь-жеребёнок)
Уметь находить картинки с буквами Ёё в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов состоящих из трех слогов: Утка-утёнок, коза-козлёнок, кошка-котенок, лиса-лисёнок, корова-телёнок, лошадь-жеребёнок Соотношение картинки со словом.
Игра: «Найди маму»
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Животные и их малыши».
С. 109 – 111 Письмо печатных заглавных и строчных букв Ёё.
Письмо слогов и слов с буквой Ёё: Утка-утёнок, коза-козлёнок, кошка-котенок, лиса-лисёнок, корова-телёнок, лошадь-жеребёнок
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Нахождение буквы в алфавите (обозначение гл. буквы красным )Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ё.
60 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Яя в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Угадай, кто где»
Заглавная буква в именах людей.
Действие предметов Уметь находить картинки с буквами Яя в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов: Лида, Надя, Ната, Катя, Нина, Таня, Миша, Коля, Вера, Валя.
Действие предметов: писали, рисовали, играли, копали, пели (сопоставление слова с картинкой)С. 112 – 114 Письмо печатных заглавных и строчных букв Яя.
Письмо слогов и слов с буквой Яя: Лида, Надя, Ната, Катя, Нина, Таня, Миша, Коля, Вера, Валя; писали, рисовали, играли, копали, пелиРисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Нахождение буквы в алфавите (обозначение гл. буквы красным )Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Я. Знать правило: Заглавная буква в именах людей.
Понятие: Действие предметов
61 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Юю в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «В порту» (Водный транспорт – грузовой, пассажирский, военный)
Уметь находить картинки с буквами Юю в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов: суда, порт, море, моряк, корабль.
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «В порту»
Чтение рассказа «Клюква» (пересказ)
С. 115-117 Письмо печатных заглавных и строчных букв Юю.
Письмо слогов и слов с буквой Юю: суда, порт, море, моряк, корабль.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Нахождение буквы в алфавите (обозначение гл. буквы красным )Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ю.
62 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Цц в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Мой отец – кузнец» (профессии: кузнец, птичница) Уметь находить картинки с буквами Цц в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов: отец, кузнец, молодец. Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Мой отец – кузнец»
Чтение рассказа «Курица и лисица» (пересказ)
С. 118 – 119 Письмо печатных заглавных и строчных букв Цц.
Письмо слогов и слов с буквой Цц: отец, кузнец, молодец, курица, яйцо, цыплята. Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Нахождение буквы в алфавите (обозначение согл. буквы синим ).
На что похожа буква Цц. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ц.
63 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Чч в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Игры детей» (игры детей на свежем воздухе) Уметь находить картинки с буквами Чч в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов: грач, обруч, мяч.
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Игры детей»
Чтение рассказа «Милка и Жучка» (пересказ)
120 – 122 Письмо печатных заглавных и строчных букв Чч.
Письмо слогов и слов с буквой Чч: грач, обруч, мяч. Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву.
Нахождение буквы в алфавите (обозначение согл. буквы синим ).
На что похожа буква Чч. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ч.
64 Изучение нового материала.
Орфограмма ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Д. м.: «Курочка Ряба» Уметь находить слова с данной орфограммой, соотношение картинки со словом.
Чтение и пересказ сказки: «Курочка Ряба»
С. 123 – 124 Письмо слов с буквой Чч.
Вставь пропущенные буквы: ч…й, ч…сы, ч…йник, ч…с, ч…лан, ч…гунн, ч…лкиЗнать орфограммы ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, уметь их находить в словах и правильно применять в написании слов.
65 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Щщ в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Овощи» (морковь, капуста, картошка, лук, горох, петрушка, свекла)
Орфограмма ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Уметь находить картинки с буквами Щщ в начале, в середине, в конце слова.
Чтение слов: роща, чаща, чайка, щука, ищу, кричу, чулки, щавель.
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Щука»
Чтение рассказа «Роща» (пересказ)
С. 125 – 128 Письмо слов с буквой Щщ.
Вставь пропущенные буквы: …епь, о…ки, кле…и, п…ела, ов…а, я…ери…а, …айник, …угун, коль…о.
Нахождение буквы в алфавите (обозначение согл. буквы синим ).
На что похожа буква Щщ. Знать орфограммы ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, уметь их находить в словах и правильно применять в написании слов.
66 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Фф в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Ферма» (профессия доярка)
Парные согласные В – Ф
«Фабрика» (профессия швея)
Уметь находить картинки с буквами Фф в начале, в середине, в конце слова.
Сопоставление картинки со словом.
Чтение слов: конфеты, швея, доярка, флот, ферма, фабрика
Составление рассказа по сюжетным картинкам: «Ферма»
С. 129 – 131
Письмо слов с буквой Фф.
Письмо слов с парными согласными: Ваня – Фая, Вова – Фома, виляя – Филин, конверты – конфеты.
Нахождение буквы в алфавите (обозначение согл. буквы синим ).
На что похожа буква Фф.
Рисование (обводка) по образцу буквы и предмета на данную букву. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ф.
Знать парные согласные В-Ф
67 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи звука и буквы Ээ в начале, в конце и в середине слова.
Д. м.: «Эхо» (что такое эхо)
Понятия: ОН, ОНА, ОНО
Кто это? Что это?
Уметь находить картинки с буквами Ээ в начале, в середине, в конце слова.
Чтение рассказа «Эхо»
Сопоставление картинки со словом.
Составление рассказ по сюжетным картинкам: «Кто это?»
С. 132 – 133 Письмо слов с буквой Ээ.
Списывание печатного текста:
Это яблоко большое.
Эта шапка теплая.
Это шкаф высокий.
Это папа. Это гриб. Правильно и отчетливо произносить звук. Выделять позицию звука (начало слова и конец). Печатать букву и усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Э. Знать понятия: ОН, ОНА, ОНО
Кто это? Что это?
68 Изучение нового материала.
Выделение в устной речи Ъ знака.
«Наша семья» (что такое эхо)
Понятия: ОН, ОНА, ОНО
Д. м.: «Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето». Уметь находить картинки с буквой Ъ. Чтение рассказа «Когда это бывает?»
Сопоставление картинки со словом.
Составление рассказ по сюжетным картинкам: «Кто это? Кошка»
С. 134 – 136 Письмо слов с буквой Ъ.
Письмо слов с Ъ знаком: съел, съехал, подъехал.
Письмо текста:
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик. Знать правила по написанию Ъ знака в словах. Знать понятия: ОН, ОНА, ОНО
Кто это?
Что это?
69-70 Повторение пройденного материала. Чтение рассказов «Чиж», «Котята», «Верный друг», «Светофор» Письмо букв по диктовку, списывание печатного текста. Составлять слоги слова, предложения из букв разрезной азбуки. Пересказывать, читать стихи.