Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» (учебник, с.102-106 рабочая тетрадь с.71). УМК «Школа России»
Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» (учебник, с.102-106; рабочая тетрадь с.71). УМК «Школа России»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: помочь учащимся осмыслить возможность дружеских отношений между разными людьми; способствовать развитию умения работать в парах, совместно определяя характеры героев, их взаимоотношения, внутренний мир; создать условия для обучения интонационному чтению диалогов; содействовать воспитанию чувства дружбы, товарищества между учащимися класса
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением
В. Ю. Драгунского «Он живой
и светится»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;
коммуникативные: находят информацию о произведениях и творчестве В. Ю. Драгунского через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, Интернет, периодику и СМИ Личностные:
самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет В. Ю. Драгунского; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку. Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность («настроен Принимают организационные задачи
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Сегодня мне хочется говорить теплые и душевные слова, хочется, чтобы вы росли добрыми, открытыми и отзывчивыми. Пусть сегодняшний урок чтения будет новым открытием для вас ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
2. Речевая разминка Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Над каким разделом мы сейчас работаем?
– С творчеством каких писателей познакомились, читая этот раздел?
– Как вы думаете, что сближает этих авторов?
– Произведение какого автора мы читали на предыдущем уроке? Какое было домашнее задание?
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитайте стихотворение О. Борисовой про себя.
Сколько звездочек в траве!На траве жучки сидят –
Может, показалось мне?Вот так странный звездопад!
На газоне вечеркомЯрко крылышки сверкают,
Светят нежным огоньком.Как фонарики сияют
Подхожу я к ним поближе,Это добрые жучки,
Только звездочек не вижу,Или просто – светлячки!
– Прочитайте шепотом, нежно и ласково, с вопросительной интонацией, выразительно Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.
Рассказывают о птицах родного края, о том, как ходили в лес летом.
Выполняют речевую зарядку.
Читают стихотворение Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Дополняют, уточняют
высказанные мнения по существу полученного задания. Владеют навыками четкого произнесения слов
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше?
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения Принимают
и сохраняют учебную
цель и задачу. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Формулируют ответы на поставлен-
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Как вы думаете, о чем этот рассказ?
– Сегодня на уроке будем учиться правильно и осознанно читать, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. Драгунского и составляют план чтения ные учителем вопросы. Владеют навыками конструктивного взаимодействия
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения (см. ресурсный материал) Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета
V. Работа над содержанием текста.
1. Работа с толковым словарем. Проводит словарную работу.
– Перед чтением рассказа поучимся читать некоторые слова, которые встретятся
в тексте.
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю:
Задержаться – остановиться, замедлить или прекратить свое движение; остаться где-нибудь на какое-нибудь время, пробыть где-нибудь дольше, чем нужно или можно.
Пристально – очень внимательно, напряженно (о взгляде, взоре).
Брынза – сыр из овечьего молока.
Моментально – мгновенно, очень быстро.
Доблесть – мужество, отвага, храбрость.
Гватема́ла – государство в Центральной Америке.
Барба́дос – государство в Вест-Индии на одноименном острове в группе Малых Антильских островов. Работают с толковым словарем, сверяя ответы с образцом. Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, формулируют и обосновывают свое мнение по обсуждаемой проблеме. Согласовывают усилия
Продолжение табл.
1 2 3 4
2. Первичное чтение произведения Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Понравилось ли вам произведение?
– Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово «волшебство», но ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)
– А светлячок – существо настоящее или придуманное автором? (Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу, и они действительно светятся в темноте.)
– Что вам особенно понравилось в этой истории?
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения. Кто из них вам более симпатичен? Почему?
– Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому? Какие бы заглавия вы придумали?
– Расскажите о чувствах мальчика, который сидел во дворе и ждал маму Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя.
Аргументируют свою точку зрения.
Придумывают другие за-главия к рассказу: «В ожидании мамы», «Живое чудо», «Волшебство»,
«Волшебная звездочка», «Светлячок» по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению.
Осуществляют контроль по результату. Владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе выполнения работы
VI. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Как вы думаете, почему рассказ так называется?
– Почему мальчик поменял игрушечный самосвал на светлячка?
– Понятен ли вам его поступок?
– А вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?
– Отгадайте загадки: Отвечают на вопросы.
Отгадывают загадки. Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника.
Продолжение табл.
1 2 3 4
Вдруг зажегся на травинке В темноте, как лампочки,Настоящий огонек. Огоньки сверкают. Это с лампочкой на спинке Что за насекомые? Сел на травку… (светлячок). Как их называют? (Светлячок.)
Проводит беседу о светлячках.
– Что вы знаете о светлячках? Случалось ли вам летним вечером, когда совсем стемнеет, увидеть где-нибудь в траве или на кустах крохотный фонарик, который горит зеленоватым светом? Он может гореть долго, ровно, ярко, иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже в темноте разглядеть цифры на часах. Кто же зажигает этот таинственный фонарик?
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1-ю часть («…И не заставлял ее сидеть на песке и скучать».)
– Где бы вы закончили 2-ю часть? («…тогда увидишь!».)
– Где бы вы закончили 3-ю часть? («И я забыл про всех на белом свете».)
– Где бы вы закончили 4-ю часть? («Но тут пришла мама….» до конца рассказа.)
– Как бы вы озаглавили каждую часть?
– Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (Дениска скучал и очень переживал, было тоскливо, неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.)
Заранее подготовленные ученики рассказывают
о жизни святлячка (см. ресурсный материал).
Делят рассказ на части. Записывают составленный план в тетрадь:
1. Ожидание мамы.
2. Новая игрушка.
3. Живая звездочка.
4. Лучше любой игрушки на свете!
Вывод: В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное, могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят монологические высказывания. Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? (Грусть, жалость, сочувствие.)
– Что вы узнали о Дениске? Какие чувства вызывает его образ? Докажите, что Дениска – любящий и надежный сын, готовый прийти маме на помощь. (Дениска скучал по маме и переживал за нее. Он говорит: «Если бы я знал, что моя мама хочет есть, я бы моментально к ней побежал».)
– Почему Дениска не давал Мишке самосвал? Дениска был жадным? (Дениска не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости – ведь ему было очень плохо без мамы.)
– Какие предметы Мишка предлагал Дениске в обмен на самосвал? (Марки, круг.)
– Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой – был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и восхищался настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, живое в ней больше всего, даже больше самосвала.)
– Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка
достойным папиного подарка; считал светлячка дороже, ценнее самосвала.)
– Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
– Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?
недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой и светится!
Объясняют название рассказа: любое живое существо намного дороже
и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. позицию.
Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Продолжение табл.
1 2 3 4
– Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом.)
– Сравните двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке. Сделайте вывод – ребята разные по характеру? (У ребят разные характеры и разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка – дорогие механические игрушки.)
– А возможна ли дружба между такими разными ребятами? (Дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом и никто не в обиде.)
– Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка?
– Прочитайте разговор мальчиков по ролям. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 105. К какой части рассказа можно отнести иллюстрацию: к началу, середине, концу?
– Точен ли художник в изображении, соответствует ли оно содержанию рассказа?
– Что бы вы изменили? Что хотели бы добавить?
Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.
– Что объединяет произведения раздела «Люби живое»? В них описаны реальные события или вымышленные?
– Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие – к рассказам? Сравнивают главных героев произведения. Заполняют таблицу (см. ресурсный материал).
Вывод: Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.
Выполняют задание
в рабочих тетрадях.
Отвечают на вопросы.
– Все произведения раздела «Люби живое» объединяет наличие главного героя – животного. В них описаны и реальные,
и вымышленные истории.
Составляют таблицу Окончание табл.
1 2 3 4
– Придумайте рассказ о своем любимце, дополните его сведениями из энциклопедии или Интернета. Запишите в тетрадь (см. ресурсный материал) VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
• Подготовить чтение по ролям.
• Составить загадку про светлячка.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Какие открытия вы для себя сделали на этом уроке?
– Какие чувства пережил мальчик, когда сидел один во дворе и ждал маму? Когда увидел светлячка? Когда разговаривал с мамой?
– Как вы думаете, каким может стать мальчик, когда вырастет?
– Кто рассказал эту историю?
– Какой человек по характеру написал этот рассказ? (Добрый, веселый, душевный…)
– Можем ли мы понять, о чем думал В. Ю. Драгунский, когда писал этот рассказ? (Ничего нет дороже, чем природа, которая нас окружает, очень важно к ней относиться с любовью и нежностью.)
– Пусть в вашей жизни всегда будет повод для улыбки, приятные сюрпризы ждут вас каждый день, а книга станет вашим хорошим другом.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Владеют навыками самоконтроля учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы
Ресурсный материал к уроку(с использованием презентации)
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О В. Ю. ДРАГУНСКОМ
Детство и юность Виктора Драгунского пришлись на трудные годы. В шестнадцать лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось пойти работать. Он трудился на заводе, шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву-реку. Но актером все-таки Драгунский стал и не без успеха играл на сцене. Сначала в Московском театре транспорта (сейчас – Театр имени Н. В. Гоголя), потом в Театре сатиры, цирке, Театре-студии киноактера.
Первая книга писателя вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится…», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга «Денискины рассказы», которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах писатель изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки для эстрады и цирка, песни. А с его Дениской Кораблевым юные читатели познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.
Самые разные случаи происходили с главным героем писателя: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо – громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским – сыном писателя.
Драгунский стал писателем для детей, когда ему было 46 лет, но он очень хорошо помнил свое детство. Рассказы Виктора Юзефовича любят и дети, и взрослые. Чтобы понимать детей, надо хорошо помнить, каким был ты сам, когда счастье было во всем и везде, и родители были молодыми, и жизнь была весела и прекрасна.
РАССКАЗ УЧАЩИХСЯ О ЖИЗНИ СВЕТЛЯКА
Светляк – очень полезный жучок. Он забирается в раковины улиток и уничтожает этих вредителей.
В тельце светляка есть особые клеточки с веществом, которое светится, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек.Когда светляк закрывает их, клеточки не светятся. Открыл трубочки – через них пошел воздух, и «фонарик» загорелся.
Жуки с крыльями – это самцы; их «лампочки» загораются лишь изредка и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго и освещают ими темноту летних ночей.
На свете существует много видов светящихся жуков. В тропических странах они крупные, роями летают среди деревьев, ярко «вспыхивают» на листьях, носятся вверх и вниз, сияя своими волшебными фонариками.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯВ. Ю. ДРАГУНСКОГО «ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ»
Дениска Мишка
Добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный, нежный Невежливый, любил собирать марки, любит машины, неравнодушен к механическим игрушкам, настырный, бестактный
КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Сказки Рассказы
«Листопадничек» И. С. Соколов-Микитов «Малька провинилась» В. И. Белов
«Мышонок Пик» В. В. Бианки «Про обезьянку» Б. С. Житков
«Капалуха» В. П. Астафьев