ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Трикиша Г.А., МБОУ г. Иркутска СОШ №38
формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики
через использование технологии развития критического мышления

Главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Социальный заказ определяет изменения, которые должны произойти в школе при переходе на новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
ФГОС ООО устанавливают новые требования к результатам обучающихся: личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты. К метапредметным результатам, которые формируются на уроках информатики, можно отнести следующие:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера;
владение умениями организации собственной учебной деятельности;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний;
широкий спектр умений и навыков использования средств ИКТ.
Формировать метапредметные умения учащихся можно, применяя технологию развития критического мышления. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Рассмотрим некоторые приемы технологии развития критического мышления, которые я использую в своей практике для метапредметных умений учащихся на уроках информатики.
Прием «Обратная интерференция»
В лингвистике существует такое понятие как интерференция – это наложение системы одного языка на систему другого языка. В качестве примера можно привести пополнение лексического запаса языка путем прямого заимствования – слово – «калька». Компьютерная терминология имеет по большей части английское происхождение, причем способом калькирования. Для формирования навыка работы с текстами, содержащими новую терминологию (в нашем случае – компьютерную), я использую прием обратной интерференции: 1) образовать для термина английскую «кальку»; 2) образовать от слова = «кальки» слово-«основу»; 3) найти в словаре перевод и отобрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий по контексту.
Например:

С помощью данного приема учитель создает условия для переноса знаний учащихся из одной предметной области (английский язык) в другую (информатика), закрепления навыка поиска информации, а также синтеза нового знания. Учащиеся могут работать с печатным вариантом словаря или можно использовать электронный или Интернет-словарь.
Схемы фишбоунСхемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто их называют диаграммами Ишикава. Основой для схемы является рыбий скелет. В голове скелета – проблема, которая рассматривается. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин.Предлагаю вашему вниманию схему, составленную обучающимися в ходе решения проблемы «Почему социальные сети привлекают людей?».

Денотатный граф
Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.
Способ создания денотатного графа:
• Выделение ключевого слова или словосочетания.
• Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
• Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак.
• Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки".
• Соотнесение каждого слова – "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Пример денотатного графа:

Карта памяти (интеллект-карта)
Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем. Вокруг основного объекта располагаются связанные с ним элементы, логически сгруппированные. В результате получается «дерево-звезда».
Пример интеллект-карты:

Перекрестная дискуссия
Перекрестная дискуссия создает условия для предупреждения однозначного толкования события, поступков и т.п. Это важные умения для современной жизни. Перекрестная дискуссия интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя слышать только себя.
Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.
Формулировка вопроса.
Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
Составление схемы для перекрестной дискуссии. Она выглядит так:
Вопрос - проблема
Да (за) Нет (против)
1.1.
2.2.
3. 3.
Учащимся предлагается составить список аргументов "за" и "против", затем аргументы озвучиваются для всего класса. Сначала "за", затем "против". Учащимся должны внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль.
В конце урока каждый участник должен еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.
Примеры проблемных вопросов, которые можно использовать на уроках информатики:
Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?
Свободно распространяемое программное обеспечение – это лучшее решение?
Компьютер – конкурент книге?
Является ли образование через Интернет лучше традиционного?
Применение кластеров
Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.
В центральное овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных – слова, раскрывающие смысл ключевого.
С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Такой прием можно использовать, например, при изучении темы «Сервисы сети Интернет, «Форматирование документов», «Вредоносные программы», «Сервисы Web 2.0» и др.
-510540127000сервисы сети Интернет
файловые архивы
HTTP
FTP
всемирная паутина
поиск информации
поисковые системы общего назначения
специализи-рованные поисковые системы
электронная коммерция
Интернет- аукционы
доски объявлений
Интернет- магазины
реклама
хостинг
электронная почта
передача звука и видео
Интернет-радио
Web-камеры
Интернет-телевидение
геоинформационные системы
интерактивные карты
спутниковая навигация
общение в реальном времени
Skype
ZoomChatICQ
iChat00сервисы сети Интернет
файловые архивы
HTTP
FTP
всемирная паутина
поиск информации
поисковые системы общего назначения
специализи-рованные поисковые системы
электронная коммерция
Интернет- аукционы
доски объявлений
Интернет- магазины
реклама
хостинг
электронная почта
передача звука и видео
Интернет-радио
Web-камеры
Интернет-телевидение
геоинформационные системы
интерактивные карты
спутниковая навигация
общение в реальном времени
Skype
ZoomChatICQ
iChat
)
Таким образом, использование приемов и методов технологии развития критического мышления служит достижению цели – формированию метапредметных умений, призванных помочь обучающемуся стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях.