Разработка урока по физике: Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства


План урока
Тема урока: Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства.
Цели урока: Образовательная – сформировать представление об особенностях перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; об энергетических изменениях в процессах парообразования и конденсации; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, совершенствовать мыслительную деятельность (умения сравнивать, размышлять, выделять главное, сопоставлять, делать выводы); развивать речь. Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу Методы обучения:Словесный (объяснение учителя)
Наглядный (видео) Практический (опытное исследование – наблюдение в микроскоп, решение задач)Тип урока: объяснение нового материала в виде беседы
План урока:
Орг. момент
Актуализация  и мотивация знаний (повторение)
Объяснение нового материала
Закрепление
Подведение итогов. Домашнее задание
Фронтальный опрос:
1. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? 2.Какая существует связь между скоростью движения молекул и температурой тела? 3.Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия? 4.Какую энергию называют внутренней?
5.Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?
Ход урока Послушайте стихотворение:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается… в море.
Моря пополняют запас океанов,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
ВОПРОС:-Как называется весь процесс?( круговорот воды в природе)
Объявление темы урока.
Испарение – это переход вещества из жидкого состояния в газообразное (парообразование), происходящий на свободной поверхности жидкости. Вследствие теплового движения молекул испарение возможно при любой температуре.
Конденсация – это переход вещества из газообразного состояния в жидкое (конденсированное).
Насыщенный пар – пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. Под динамическим равновесием жидкости и пара понимают такое их состояние, когда число молекул, покидающих поверхность жидкости, равно числу молекул пара, возвращающихся за то же время в жидкость. Название «насыщенный» подчеркивает, что в данном объеме при данной температуре не может находиться большее количество пара
Решение качественных задач (слайд )Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду?
Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?
Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему?
Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы быстрее высохло бельё?
Почему канистру с бензином нельзя оставлять открытой?
Когда бельё высохнет быстрее при открытой или закрытой форточке?
Для чего вы дуете на горячий чай?
Как вы будете жарить картофель: накрывая сковороду крышкой или нет? Если хотите получить хрустящий картофель?
Выводы учащихся и записи в тетрадях:
Если температура газа выше критической, тогда газ не перейдет в жидкое состояние ни при каком давлении;
Если температура газа равна критической, тога газ перейдет в жидкое состояние и без перехода в состояние насыщения;
Если температура газа меньше критической, тогда изотермическое сжатие приведет газ в начале в состояние насыщения, а затем в жидкое состояние.
Домашняя работ:§16; 17, упр.12, задание 3
Для желающих
- Подготовить доклад «О практическом использовании процесса испарения в быту и технике»
- Подготовить презентацию «Роль испарения в мире животных»